Аффтор, пиши исчо: как издательства обманывают писателей
Кто и как зарабатывает на популярных книгах?
Григорий Чхартишвили недавно признался, что публиковал книги не только под фамилией Акунин, но и под другими псевдонимами. Но бывает иначе: известные писатели находят на прилавках «свои труды», которых никогда не писали. Либо писали, но не давали разрешения на их публикацию.
Автор - не я!
Мы опубликовали письмо академика Жореса Алфёрова. В нём он рассказывает, что издательство «Алгоритм» опубликовало от его имени книгу «Власть без мозгов. Отделение науки от государства». От предприимчивых издателей он получил извинения за то, что с ним не были согласованы название и состав (!) книги. Но продажи, по словам Алфёрова, продолжаются.
Подобные сюрпризы для некоторых авторов приготовило издательство «Зебра Е». Михаил Жванецкий уже подал против него два судебных иска. По словам представителя Жванецкого Олега Сташкевича, в 2006 г. был незаконно выпущен сборник «Магазин Жванецкого»: «Тогда решением Хамовнического суда с издательства была взыскана значительная компенсация - более 500 тыс. руб. Но после этого Жванецкий обнаружил в магазине новый тираж книги, напечатанный тем же издательством».
К «Зебра Е» претензии возникли и у вдовы Зиновия Гердта Татьяны Правдиной. Она обнаружила в магазине книгу, по её мнению, похожую на мемуары её покойного мужа. Но он их никогда не писал! Сборник состоит из интервью Зиновия Ефимовича и писем его друзей - Давида Самойлова, Булата Окуджавы, Михаила Ульянова, Петра Тодоровского и многих других. Права на эти тексты принадлежат вдове Гердта, и она уже печатала их в другом издательстве под названием «Зяма: это же Гердт!». Но тем не менее книжка «Зиновий Гердт. Рыцарь совести» продавалась почти год.
Юристы признают, что в нашем законодательстве есть пробелы, которые допускают подобные махинации. «В законе не предусмотрено отдельного механизма привлечения к ответственности издательств за использование чужого имени при распространении произведений, не принадлежащих авторству этого лица, - поясняет Яна Пылаева, юрист по интеллектуальной собственности. - Строго говоря, право на имя охраняется в России только как право автора указывать своё имя или псевдоним при использовании созданного им произведения». Иными словами, если книга написана вами, напечатать её, по закону, должны под вашей фамилией или псевдонимом. Но ничто не запрещает поставить вашу фамилию на обложке труда, который вы не писали, - опять же по закону.
«За незаконное распространение литературного произведения автор может требовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн руб., - продолжает Яна Пылаева. - Конечную сумму определяет суд. В качестве альтернативы можно потребовать компенсацию в двукратном размере стоимости незаконно проданных экземпляров, но тогда придётся собрать данные о реализованном тираже, что не всегда возможно».
Выйти в тираж
«Когда вышла моя книга «Тот, кто знает» в твёрдом переплёте, буквально через 2-3 дня в Израиле появился её «левый тираж» в мягком переплёте», - рассказала «АиФ» писательница Александра Маринина. Твёрдая обложка стоит на 30-50% дороже, поэтому сложилась мировая практика: более дешёвый мягкий вариант печатают спустя полгода. «Мы ничего не смогли сделать. Оказалось, что контрафакт, предположительно, печатался на палестинских территориях, которые неподконтрольны израильскому правосудию, точный тираж неизвестен», - сетует Натан Заблоцкис, литературный агент А. Марининой.
В 2002 г. Александра Маринина уже страдала от мошенников. Тогда оперативники случайно задержали на дороге груз с партией её книг. Оказалось, что их выпустило малоизвестное московское издательство. Позже в его офисе нашли множество контрафакта. Однако фирма к тому времени самоликвидировалась. Выдвигалось даже предположение, что это официальный издатель Марининой через левых «дочек» выпускает популярные книги, но уже не скромными тиражами - по 10 тыс. экземпляров, а «нелегальными» - по 100 тыс., чтобы не делиться с автором. Литературный агент Марининой считает, что этот слух распространили конкуренты. Но случаи, когда писателям недоплачивают, не редкость.
«В 2000 г., после кризиса, издательство перестало мне платить, - рассказала «АиФ» писательница Мария Свешникова. - Я забрасывала их письмами, пришёл ответ: «Мы платим только тем авторам, которым действительно нечего сейчас есть». Денег Свешникова ждала 3,5 года. При этом в магазинах её книгу продавали по 250 руб. Вскоре издательство признали банкротом.
Новичкам в профессии зачастую предлагают продать права на произведение. Если книжка окажется популярной, заработает на ней издательство. Автору успех дополнительных денег не принесёт. Более справедливая система оплаты - отчисления от каждого проданного экземпляра.