Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3449

26.10.2002, 00:00

Киевские гастроли

22 октября гала-концертом Иркутский музыкальный театр открыл свой 62-й сезон. Впереди спектакли текущего репертуара и премьеры, которые, как всегда, с особым нетерпением ждут зрители. Но жизнь состоит не только из настоящего и будущего, она интересна и прошлым. А в прошлом были летние гастроли театра в Киеве. Мы уже писали о том, что они прошли достойно. Какой ценой далось это достоинство в столице суверенного государства, рассказывает директор театра Владимир Константинович Шагин.

- В прежние годы, когда существовал Советский Союз, наш театр гастролировал на Украине шесть раз - в Запорожье, Николаеве, Днепропетровске, а в Киеве никогда не был. Это по принципу гастролей в Москву: можно было выезжать когда и куда угодно, а в столицу надо было ждать особого расположения судьбы. Чтобы выехать в Киев, необходимо было тоже особое дозволение. Сегодня организовывать гастроли в столичные города ближнего зарубежья не так просто, как кажется. Украина - это действительно другое государство, в чем мы, побывав там, убедились.

- Как родилась идея поехать на гастроли именно туда?

- Сегодня многие оперные и музыкальные театры Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Красноярска, особенно балетные труппы, выезжают за рубеж, бывают в других странах. А нам со своим репертуаром и количеством занятых в нем участников совершать подобные гастроли сложно. Чтобы поехать в другую страну, надо получить приглашение, а пригласить коллектив в количестве 15О человек вряд ли кто-либо отважится. Нашему театру подобные поездки не грозят. А вот попробовать себя на уровне ближнего зарубежья было интересно. Киев всегда был высокоразвитым в культурном отношении центром. И сейчас, надо отдать должное, город находится в идеальном состоянии, наверное, как любая столица любого государства. Мы решили попробовать себя именно там.

- Вы говорили о приглашении...

- Да, управление культуры города Киева нам прислало приглашение. Но... Когда приглашают гостей, хозяева готовятся к приезду и оказывают должное внимание. Есть одна интересная деталь: когда я ездил в Киев по поводу организации гастролей, меня уверяли, что готовы к сотрудничеству. Но получилось все наоборот. Приехав накануне гастролей в Киев, я сказал, что декорации отправлены, необходимо организовать продажу билетов и т.д. Тут все как бы встрепенулись: "Как? Да вы что?" Начались разговоры о том, что к нашему приезду никто не готов: "Вы представляете, что ваш театр из глубокой провинции России, что вы можете показать Киеву? Не надо вам этого делать, вы подумайте".

Но поезд пошел, декорации были в пути, надо было все доводить до ума и сделать дело. Если бы мы прислушались к советам принимающей стороны и приехали на неделю или дней десять, то, наверное, просто зря потеряли бы время и деньги. В творческом отношении мы бы себя никак не показали. Зрители в первые дни это приглашенные нами друзья и официальные лица. Но уже первые спектакли показали, что Киев такого театра не видел. Если судить по советским временам, по масштабу, рекламе, количеству названий спектаклей - это были нормально организованные гастроли.

- О том, что гастроли в творческом отношении прошли хорошо, вы судите по приему зрителей или прессе, которая писала о театре?

- И по тому, и по другому. Пресса писала: "Театр поставил киевского зрителя перед собой на колени". Зрители, которые приходили в наш театр не на один спектакль, говорили о том, что такого театра они действительно не видели. В отличие от москвичей, которые приезжают с одним названием спектакля, с двумя-тремя актерами, гастролировал театр со своим оркестром, хором, балетом, декорациями, привезенными в пяти вагонах - это мощный творческий десант, оказавшийся состоятельным во всех отношениях.

- Как отнеслась администрация столичного града к тому, что ее прогнозы не сбылись?

- Она посчитала, что на следующий год мы обязательно вновь приедем, потому что раскачали город, стали известны в нем. Правда, желания вернуться туда у нас нет. Как я уже говорил, когда приглашают в гости, оказывают хоть какие-то знаки внимания. Этого внимания или поддержки мы не ощутили. Всех чиновников волновал один вопрос: они боялись, что мы начнем клянчить деньги. Если я записывался к какому-нибудь начальнику на прием, тут же спрашивали: "А зачем, по какому вопросу? Может быть, вы чего-то хотите?". Я отвечал: "Да ничего не хочу. Есть же такая субардинация: если ты в гостях, надо хозяину представиться". Каждый боялся того, что я начну просить финансовой поддержки. Но мы сами можем себя обеспечить. Театр приехал в Киев при поддержке нашего губернатора Бориса Говорина и провел гастроли за счет своих средств, денег ни у кого не просил. Я считаю, что это одна из основных наших побед, не говоря о том, что в творческом отношении мы сделали там в своем жанре нечто вроде культурной революции.

- Там что, плохо с музыкальными жанрами?

- Театр оперетты, в здании которого проходили наши гастроли, сегодня переживает трудные времена, находится в творческом упадке. Хорош детский музыкальный театр. Некоторые спектакли, балетные, например, повыше, чем в театре оперы и балета. Но опять-таки, происходит это потому, что труппы разделены как бы на два состава - один работает за рубежом, а второй, тот, что похуже, для земляков. То же самое происходит в Большом, Мариинском и даже Бурятском театрах. Надо отдать должное, в Киеве драматическое искусство, русский и украинский театры сейчас на подъеме. Правда, надо учитывать сложившуюся ситуацию: в театре Ивана Франко работает заместитель министра, а в театре Леси Украинки - министр культуры, которые обеспечивают свои коллективы финансовой поддержкой.

- Успех театра определяется еще и тем, насколько популярными стали его актеры. Наших иркутских актеров полюбили киевляне?

- В 1997 году мы были на гастролях в Москве, работали в новом здании МХАТа. Вахтеры, которые знают всех знаменитостей, отнеслись к нам как к самодеятельности: "Приехали? Что покажете?" Но когда прошел первый спектакль, все вставали, приветствовали, одним словом, зауважали. То же произошло и в Киеве, где нас не знали, но после первых спектаклей стали относиться уважительно. Когда нас провожали, некоторые работники театра говорили: пусть наш театр едет в Иркутск, а вы хотя бы на годик оставайтесь. К хорошему люди привыкают быстро, и подобное признание было приятно слышать.

- Все-таки, какие спектакли пользовались наибольшим успехом?

- Все!

- Вы хотите сказать, что киевляне оказались всеядны?

- Одноактные оперы, поставленные на музыку Доницетти и Оффенбаха, произвели фурор. Очень понравился наш балет, хотя в Иркутске многие говорят, что в театре есть все, только еще бы и балет был получше... А в Киеве то ли из-за слабости тамошнего театра, то ли по причине нашего высокого профессионализма все спектакли были востребованы, я уже не говорю о "Сильве", "Летучей мыши", "Марице". Мы вообще пожалели о том, что гастроли были небольшими. Если бы продолжили работу, могли добиться и значительного финансового результата.

- Во время гастролей никого из состава труппы не потеряли, не переманили какого-нибудь актера?

- Наоборот, нашли дирижера, выпускника Киевской консерватории, который уже приступил к работе.

- Почему новый сезон вы, как и раньше, открыли именно гала-концертом?

- Во-первых, у наших зрителей есть свои любимые актеры и любимые произведения. Концертом мы дали возможность встретиться со своими любимцами. С другой стороны, он дал актерам возможность выступить на нем наиболее ярко, раскрыть свои возможности и таланты. Концерт - это своеобразное творческое соревнование и творческий отчет. Мы радуемся за актеров, хор, оркестр - это отличная заявка на новый сезон.

Беседу вела Светлана Жартун

Сайт Иркутского музыкального театра им. Н.Загурского

Артур Скальский

© Восточно-Сибирская правда

КультураИркутск

3449

26.10.2002, 00:00

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=4353

bytes: 7912 / 7720

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Видео дня. Эпическая «Злая»

Кинокомпания Universal Pictures представила полноценный трейлер эпического фэнтезийного музыкального фильма «Злая». Версию с русскими субтитрами опубликовал YouTube-канал Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6338

17.05.2024

Мистер Успех. Джорджу Лукасу – 80!

Голливуд называют столицей фальсификации, выдумки и больной фантазии. Но мне кажется, в этих номинациях всё-таки лидирует Вашингтон. Джордж Лукас «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Земля до начала времён», «Лабиринт», «Убийства на радио»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

6041

14.05.2024

Слышали звон... Как иркутский минкульт у Рыбникова и Уэббера оперы украл

На официальную страницу Министерства культуры Иркутской области ВКонтакте подписано 3 270 человек, но, судя по «лайкам» и результатам голосований, читают и активно сопереживают из них от силы пара десятков. А зря.

Филипп Марков

КультураИркутск

17232

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Любовь, что правит миром», праздник «Ночь в Ботаническом саду» и опера «Две королевы»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 14 по 19 мая в Иркутске пройдут спектакли, игры и мастер-классы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9318

13.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Можно попросить Нину?», концерт «Родная стихия» и мастер-класс «Гусь-обнимусь»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 7 по 12 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и лекции.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12505

06.05.2024

Почёт от Канн: «Золотые ветви» Мэрил Стрип и Джорджа Лукаса

Дирекция Каннского кинофестиваля объявила лауреатов почётных «Золотых пальмовых ветвей» за вклад в развитие мирового кино. 77-й киносмотр в Каннах пройдёт с 14 по 25 мая.

Филипп Марков

КультураМир

7463

03.05.2024

Такова жизнь... Лучшее от Джерома К. Джерома

Его остроумные повести, рассказы, эссе, новеллы и пьесы переведены на многие языки мира, включая русский, неоднократно экранизировались и ставились на театральных подмостках.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9935

02.05.2024

Видео дня. «Планета обезьян: Новое царство»: десять дней до проката

Киностудия 20th Century Studios представила финальный трейлер фантастического боевика «Планета обезьян: Новое царство». Новый фильм является четвёртым эпизодом перезапущенной франшизы «Планета обезьян» и сиквелом третьей части «Планета обезьян: Война».

Филипп Марков

КультураМир

8621

01.05.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «С вечера до полудня», мастер-класс «Брошка-кактус» и концерт «Синдбад-Мореход»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 30 апреля по 5 мая в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15653

29.04.2024

Премьера, которой не было. Очередная «удача» Музыкального театра

Далеко не первый, но весьма оригинальный казус случился с Отделом работы со зрителями Иркутского музыкального театра, в котором, напомним, не покладая рук трудятся дочь директора театра Татьяны Мезенцевой Анна Коротущенко под неусыпным руководством сестры директора театра Евгении Шагиной.

Филипп Марков

КультураИркутск

15440

29.04.2024

Первая испанка Голливуда. К юбилею Пенелопы Крус

Она стала первой актрисой в истории испанского кино, добившейся мирового признания и безусловного успеха в Голливуде и первой испанкой, удостоенной премии «Оскар».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9564

28.04.2024

Сибирь театральная минус Иркутск. Улан‑Удэ и Красноярск взяли восемь «Арлекинов» на двоих

Вечером 24 апреля в Санкт-Петербургском Детском музыкальном театре «Зазеркалье» прошла церемония награждения лауреатов XXI Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей и подростков «Арлекин».

Филипп Марков

КультураКрасноярск Бурятия Иркутск

28081

25.04.2024

Лица Сибири

Саханов Зоригто

Мандельбаум Марк

Ружников Дмитрий

Войцехович Елена

Шевченко Яна

Васильев Владимир

Сафронов Рево

Белокобыльский Сергей

Зацепин Сергей

Тен Сергей