Второе дыхание для томской Драмы
Не успели мы предположить, что томскую Драму после отставки Геннадия Сокурова ожидает реконструкция от мира чинов, как реконструкция началась. Даже неловко становится – мало ли, что еще предположим.
Напомним, в начале марта по приказу областного департамента культуры был снят с должности директор Томского областного театра драмы Геннадий Сокуров, занимавший этот пост более 20 лет. Попытка выяснить причину увольнения не увенчалась успехом – объяснять решение в Департаменте не посчитали нужным. Судебные разбирательства, начатые Сокуровым, тоже ни к чему не привели. Вакантное место пустовало недолго, и возвращать его бывшему директору никто не собирался.
10 марта пресс-служба обладминистрации сообщила, что по приказу губернатора Томской области Сергея Жвачкина директором Театра драмы назначен Виталий Волочинков, ранее возглавлявший дворец народного творчества «Авангард». Губернатор, как говорится в сообщении, благодарит Сокурова за многолетнюю работу и выражает уверенность в компетентности нового директора.
«Виталий Волочинков имеет достаточный профессиональный опыт для руководства театром. У него получилось сделать «Авангард» одним из ведущих культурно-досуговых учреждений страны, который неоднократно принимал мероприятия федерального уровня. Теперь ему предстоит придать второе дыхание театру драмы», - цитируются в сообщении слова губернатора.
Театр драмы, скорее всего, и не знал, что первое дыхание себя исчерпало, пока с новым назначением ему любезно не протянули метафорический ингалятор.
Губернатор подчеркнул, что новому директору нужно будет решать и инфраструктурные задачи, главная из которых – добиться включения реконструкции театра региона в нацпроект «Культура». Кроме того, Драме пора бы уже получить «Золотую маску» – негоже одному из старейших театров Сибири ее не иметь.
Who is mr. Волочинков? По данным из того же сообщения обладминистрации, он окончил Томское областное училище и Кемеровский государственный институт – все по направлению искусства и культуры, после чего устроился в «Авангард». С 2006 года Волочинков возглавляет учреждение. Дворец при нем активно работал и выигрывал различные конкурсы – например, в 2017 году взял призерство на Всероссийском смотре на звание «Лучший Дом народного творчества Российской Федерации». Правда, назвать «Авангард» театром можно только с натяжкой – из уровня дома культуры он так и не вырос, вопреки словам губернатора. Впрочем, это можно списать на издержки отрасли.
Есть у нового руководителя Драмы и политическое прошлое. Волочинков дважды выдвигался в Городскую Думы от партии «Единая Россия» – оба раза безрезультатно. О его деятельности в партии почти ничего не известно. Зато известно о хороших отношениях с администрацией – «Авангард» всегда ходил в любимчиках у начальника Департамента по культуре Павла Волка.
Мнения о кандидатуре Виталия Волочинкова на пост директора театра Драмы разделились. Кто-то считает, что назначение совершенно оправданно, и новый руководитель сможет изменить ситуацию с театром в лучшую сторону. Кто-то припоминает случай, когда Волочинков, возглавляя «Авангард», увольнял на лето участников творческих коллективов, чтобы сэкономить на зарплате, а осенью вновь принимал их на работу в полном составе. По информации Телеграм-канала «Тот самый Томский правдоруб», многие, кто сталкивался с бывшим директором ДНТ, говорят о его вечном румянце, полном отсутствии харизмы и оригинальной прижимистости. Мнение, конечно, субъективное, но, если сложить с фактом о летнем увольнении сотрудников, картинка складывается не в лучшую сторону.
Для самого Волочинкова новая должность – приличный шаг вверх по карьерной лестнице. Руководители народников редко за один день становятся директорами профессиональных театров. Ставки выросли – и речь не только об официальной зарплате. Масштабная реконструкция всего театрального хозяйства предполагает большие выплаты из федерального бюджета, доверить распоряжаться которыми не «своему» человеку администрация, возможно, побоялась. Вдруг еще распоясается, возьмет – и честно потратит все на реконструкцию.
Между народной самодеятельностью и драматическим театром пропасть, бесспорно, такая же, как между школьной газетой и информационным агентством. Заламывая руки восклицать о том, что для театра наступили сложные времена, конечно, не хочется, как и не хочется предполагать, что в творческую среду Драмы пришел глубокий канцелярский бюрократизм. Вполне возможно, что под руководством Волочинкова Драма войдет в нацпроект, возьмет «Золотую маску» и действительно обретет второе дыхание. В это хотелось бы верить.