«Наши» научат школьников православной культуре
В России появилось новое учебное пособие по «Основам православной культуры». Его написал и представил в пятницу в Москве идеолог прокремлевкого движения «Наши» Борис Якеменко. С начала нового учебного года в российские школы придут активисты православного корпуса «Наших»: они будут преподавать основы православной культуры по книге своего учителя и при поддержке Русской православной церкви.
«Основы православной культуры» в качестве факультатива уже преподаются в нескольких российских регионах: специально для этого были написаны учебные пособия. С нового учебного года предмет можно будет изучать по учебнику идеолога движения «Наши», члена Общественной палаты Бориса Якеменко. Он говорит, что, в отличие от предыдущих учебников, его труд написан доступным языком, и школьникам будет интересно. По словам автора учебное пособие состоит из трех составных частей: лекционное курса «Основы православной культуры», рабочей тетрадь «Основы православной культуры», которая написана профессиональным методистом Ириной Аверьяновой. Ко всему этому прилагается диск, который был записан при участии православного корпуса «Наших».
Борис Якеменко считает, что пособие «представляет собой другое поколение учебников, которое создано на базе Национального института Высшей школы управления, то есть не традиционный школьный учебник, а текст, который можно воспринимать и как учебное пособие, и как курс лекций, который можно читать, помимо обучения на уроках, и рабочую тетрадь, которая содержит массу материалов, не вошедших в основной текст».
А чтобы школьникам было еще интереснее, преподавать «Основы православной культуры» им будут молодые активисты православного корпуса движения «Наши». Борис Якеменко уточняет, что это будут студенты педагогических вузов, которых перед появлением в школах проинструктируют на слете движения на озере Селигер. Десант «Наших» в российские школы проходит с благословения Русской православной церкви.
Говорит представитель отдела внешних связей РПЦ отец Всеволод Чаплин: «Я имею дело с искренними людьми, которые постигают педагогические направления профессиональной деятельности, профессионального образования, в то же самое время являются верующими людьми, которые, по крайней мере, искренне стремятся к тому, чтобы передать молодым людям, детям, школьникам познания, которые относятся к православной вере и православной культуре. Дискуссия вокруг преподавания «Основ православной культуры» носит несколько эмоциональный характер и понятно, что есть силы, для которых смертельно опасно появление в школе сильного нравственного и духовного императива. Есть силы, которые привыкли к вакууму в идейной сфере нашей средней и высшей школы и на этом вакууме они пытаются паразитировать, представляя себя духовными вождями нации, которыми они давно не являются».
Историк религиоведения, доцент Центра сравнительного изучения религии РГГУ Борис Фаликов считает, что инициатива «Наших», как минимум, неуместна. По его мнению, активисты политизированного движения не могут иметь ничего общего с историей православной культуры.
«Мне кажется, что из этой затеи не получится ничего путного. Насколько я помню движение "Наши" и насколько я представляю себе его облик, это крайне агрессивное движение, такое напористое и очень активно работающее, выступающее с пропагандой каких-то инициатив власти. С другой стороны, православная культура, насколько я понимаю, что такое православная культура, вряд ли может быть как-то связана с таким публичным имиджем этого движения "Наши". Поэтому, мне кажется, из этого мало что получится. Произойдет, скорее всего, дискредитация самого предмета "Основы православной культуры". Причем тут надо учитывать, что сам по себе этот предмет... до конца не понятно, собственно, что это такое, как это делается. Существует несколько версий, существует несколько учебников. И вот если такое достаточно одиозное движение, как "Наши", еще к этому подключится, то боюсь, что это очень сильно повредит».
Православный корпус движения «Наши» возник почти на пике дискуссий по поводу преподавания в российских школах предмета "Основы православной культуры".
Борис Фаликов считает, что это не случайно: «Насколько я понимаю идеологию этого движения "Наши", они ухватываются за любые вещи, которые в общественном сознании присутствуют, и таким образом пытаются себя как-то пропиарить. Вот подобным образом они ухватились и за "Основы православной культуры". Конечно, это не случайно. Другое дело, что выбор был сделан совершенно неверный».
На вопрос о том, кто имеет моральное право, кто имеет нужную квалификацию для преподавания такого достаточно серьезного, сложного предмета, как «Основы православной культуры», Фаликов ответил так: «Поскольку школа у нас отделена от церкви, то священникам в школе появляться, видимо, все-таки не резон. Они могут в приходских школах что-то преподавать, в воскресных школах. А ежели и преподавать что-то в светских школах, на мой-то вкус, мне кажется, что надо преподавать историю мировых религий, это было бы более разумно. Ну, а если знакомить с основами православной культуры, то, вероятно, какие-то педагоги должны этим заниматься, светские педагоги, которые освоили этот предмет, которые в нем разбираются. Это вопрос-то еще, по-моему, окончательно нерешенный. Мне кажется, что в наших школах все-таки было бы уместнее преподавать историю мировых религий».
Дискуссии вокруг этого предмета до сих пор ведутся. Министерство образования пытается как-то сдержать натиск православной церкви, которая настаивает на том, чтобы основы православия, ну, или православной культуры, как это сейчас называется, преподавались как можно в большем количестве российских школ.
«Мне трудно прогнозировать, чем закончится это противостояние, потому что оно длится уже не один год, такая затянувшаяся, я бы сказал, история. Единственное, к сожалению, должен констатировать, что общественное мнение до сих пор как-то не очень у нас учитывается при принятии таких решений, делается все, скорее, таким волевым характером - откуда-то сверху спускается инициатива. Мне-то как раз кажется, что обсуждение, вот такое действительно широкое обсуждение выявило бы, чего хочет общество, хочет ли оно преподавания основ православной культуры, хочет ли оно преподавания истории мировых религий. До сих пор ведь это не понятно», - полагает религиовед Фаликов.
Поддерживая идею преподавания в школах истории мировых религий, он считает, что с основами православной культуры и православия дети должны знакомиться дома, в семье - в случае, если семья верующая. Но такая позиция неприемлема для Русской православной церкви - там православие называют главной российской конфессией и считают, что его историю и культуру должны изучать все российские школьники.