1613
В лето 7515 по сотворении мира, а по Рождестве Христовом 2007. Разослал боярин Абдул-Хаким Султыгов грамоту по городам с приглашением прислать властей и выборных в Москву для великаго дела.
Писал, что Москва в прежнюю лепоту облеклась, но без государя Российскому государству стоять нельзя, печься об нем и людьми божиими промышлять некому. Без государя вдосталь Российское государство разорят все: без государя государство ничем не строится и воровскими заводами на многие части разделяется. И потому Султыгов приглашал, чтоб выбрали лучших, крепких и разумных людей, по скольку человек пригоже для земскаго совета и государскаго избрания, все города прислали бы в Москву после парламентских и президентских выборов. И чтоб эти власти и выборные лучшие люди договорились в своих городах накрепко и взяли у всяких людей о государском избранье полные договоры.
Боярин Султыгов был из "Единой России", партии большой и влиятельной. Отвечал он в ней за национальную политику и взаимодействие с религиозными организациями. А избирательный список той партии возглавлял Владимир Путин, президент сильный и народом зело любимый.
Не хотелось боярам, чтобы Путин уходил от власти, а хотелось, чтоб была преемственность курса развития страны. Потому надумали они сделать вид, что 2 декабря в России не выборы в Государственную Думу будут, а всенародный референдум о поддержке сего курса пройдет. Уверены были, что выиграют выборы, после чего смогут разгласить на весь мир, будто народ хочет, чтобы Путин правил и дальше.
Но с президентскаго поста Путин все же порешил уйти. Не помогли уговоры бояр и выборных людей, не помогли учиненные по всей стране митинги, и даже обращения спикера Совета Федерации Сергея Миронова не подействовали. Заявил глава государства, что, дескать, не можно менять Конституцию под единаго человека. Пришлось иной способ измышлять.
Бояре – народ хитроумный. Измыслили.
Отыскали они "уникальный продукт новейшей истории России", который "не мог возникнуть в условиях самодержавия и тем более в период самовластия большевистских вождей". Того паче, он "несвойственен и политическим системам государств, основанных на зрелых демократических традициях многопартийности". Название сему продукту - национальный лидер. Нечто вроде конституционной монархии в заморских странах.
"Национальный лидер выполняет функцию недостающего ключевого звена системы сдержек и противовесов, как ни парадоксально, партии власти и властных органов в целом, обеспечивает гарантии "преемственности" и "необратимости", характерные для зрелых двухпартийных систем", - растолковывает Султыгов.
Вспомянул тут боярин Султыгов и давнюю свою, от 2006 года еще, задумку о заключении Пакта гражданскаго единства, навроде общественного договора нового. Гарантом сего договора, учиняемого для сохранения нынешнего политическаго и социально-экономическаго курса, предолжил он сделать вельможу знатнаго, с коего именем этот курс в первую голову связывается, – Владимира Путина.
Вот дабы таковой пакт заключить, и удумал боярин Султыгов созвать после парламентских и президентских выборов (то есть, видимо, весной-летом 2008 года) Всероссийский общественно-политический форум, он же Гражданский собор российской нации. Ссылается боярин при этом на Земский собор 1613 года, когда после Смуты был избран новый царь – Михаил Федорович Романов. Собор сей, пишет боярин, "на столетия вперед определил стратегический вектор развития России". Вспоминает он и об Учредительном собрании, которое было созвано в 1917 году для определения нового политическаго устройства России и разогнано большевиками в начале 1918-го.
На новом соборе, чает Султыгов, будет принесена "гражданская присяга на верность воле народа представителей всех уровней государственной власти, органов местнаго самоуправления, политических партий и других институтов гражданскаго общества. Речь идет о гражданской присяге национальному лидеру, доучреждающей в головах и сердцах россиян конституционный строй, утвердившийся в годы президентства Путина".
Означенный Гражданский собор, мыслит Султыгов, действовать будет и после подписания Пакта гражданскаго единства - дабы обращался национальный лидер на его заседаниях к народу и "политикообразующему классу" с Посланиями (написание с прописной буквы – в соответствии с оригиналом).
Вообразить себе, на что похожа будет система власти в России в случае возникновения сего Гражданскаго собора и института национальнаго лидера, зело трудно, но можно. Вот например. Огромный зал. Бояре в длиннополых шубах и высоких меховых шапках сидят вдоль стен на скамьях, подпирая бороды посохами. В центре зала – большое кресло, в нем сидит Путин. Входит дьячок, кланяется ему в ноги, разворачивает свиток и читает: "Президент Российской Федерации (имярек) тебе, национальный лидер Владимир Владимирович Путин, челом бьет…".
Писано в Москве в лето 2007, ноября месяца в седьмой день писарем Ванькой Грушиным
***
Земский собор первоначально (в XVI веке, при Иване Грозном) был, по выражению Василия Ключевского, "совещанием правительства со своими агентами", хотя некоторые исследователи склонны рассматривать его как законосовещательный орган при царе, формируемый по принципу сословного представительства. В 1610-1613 годах, когда царя на Руси не было, собор ("Совет всей земли") фактически являлся коллегиальным органом верховной власти, действующим при народных ополчениях. 21 февраля 1613 года, вскоре после победы ополчения Минина и Пожарского над интервентами, собор избрал нового царя - 16-летнего Михаила Федоровича Романова, ставшего основателем новой правящей династии. Это решение было зафиксировано в Утвержденной грамоте собора. В соответствии с этим документом, любой, кто воспротивится власти Михаила Федоровича и его наследников, будет отлучен от церкви и проклят. Бояре, окольничьи, дворяне, приказные люди, купцы, дети боярские "и всякие люди" обязались "стоять всей землей как один" против любого, кто захочет "учинить лихо" государю.