Как Монро не пустили в Париж
Перед отъездом во Францию выставка «Соц-арт» подверглась цензурному сокращению.
Суть скандала: в Париж отправляется выставка «Соц-арт», показанная Третьяковской галереей на 2-й Бьеннале в марте этого года. Среди экспонатов — работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида из коллекций США и Западной Европы. И работы художников нового поколения. Они-то и подверглись остракизму. Правда, на этот раз в дирекцию галереи не поступало жалоб от смотрительниц, как это было с «Троицей» в виде Христа, Пушкина и Путина (работа «Синих носов»). Никто не возбуждал уголовных дел «о разжигании национальной розни», как это было с выставкой «Россия-2» в ЦДХ и выставкой «Запрещенное искусство» в Сахаровском центре. Никто не изымал картины на таможне, как это случилось с проектом «Маски-Шоу» тех же «Синих носов», не устраивал по следам выставок обыски и погромы (как это случилось с Иваном Ушковым и Маратом Гельманом).
Но министр культуры Александр Соколов назвал «Соц-арт» позором для России. И признался, что «предпринял все, что мог, для того, чтобы она (выставка) туда (во Францию) не поехала». Особенно не понравилась чиновнику картина «Эра милосердия», изображающая долгий поцелуй двух милиционеров. А заместитель начальника Росохранкультуры Анатолий Вилков не переваривает изображения свастики и Гитлера. (Разве не нормальная реакция?) В числе запрещенных им работ — автопортрет Владислава Мамышева-Монро в виде фюрера. Сам Вилков утверждает, что подписал бумаги не глядя, инициатором цензурирования выставки была замдиректора ГТГ Ирина Лебедева, не пожелавшая пустить в Париж картину с голыми Ющенко и Тимошенко. В конце концов, собрав наверху все «против», в Третьяковку явился Михаил Швыдкой и вычеркнул из выставочного списка несколько десятков экспонатов.
Отвечать на вопросы французов придется Андрею Ерофееву — заведующему отделом новых течений ГТГ и куратору «Соц-арта».