Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

РелигияРоссия

2195

27.07.2007, 06:57

Государство нам поможет

В пылу длящейся с начала недели перепалки между академиками и представителями православной общественности как-то забылось, что, собственно, послужило катализатором поднявшейся бучи.

Напомню: внесенные в Госдуму предложения о поправках к законам «Об образовании» и «О свободе совести и о религиозных объединениях» относительно госаккредитации духовных школ. Пока эти поправки актуальны только для Православной церкви, поскольку Министерством образования и науки утвержден стандарт "теология" с православным блоком. Вроде бы готов и исламский блок, но еще не прошел необходимые апробационные этапы. В случае если поправки будут приняты (Дума собирается рассматривать их в сентябре), выпускники духовных школ получат право на государственные дипломы и соответственно на преподавание в светских учебных заведениях. Причем, если ознакомиться с соображениями протоиерея Георгия Митрофанова, становится ясно, что в определенных церковных кругах лелеют мысль в перспективе преподавать в светской школе не только «религиозно окрашенные» дисциплины типа «Основ православной культуры», но и самые разные предметы гуманитарного профиля. Есть от чего переполошиться, ведь едва ли не главный лейтмотив интервью отца Георгия — низкий уровень образования в церковных школах. Еще более удивительным представляется то, что надежды поднять этот уровень связываются, кажется, исключительно с государством. Однако это либо заблуждение, либо лукавство.

Госаккредитация задумана таким образом, что контроль над собственно богословской составляющей духовных семинарий и академий не будет входить в компетенцию курирующих образовательный процесс государственных органов. Да и каким образом он мог бы входить: где у нас государственные органы, способные отличить догматическое богословие от основного? Поэтому между Учебным комитетом РПЦ и Министерством образования и науки достигнута такая договоренность: государство отвечает лишь за светский компонент образования, предусмотренный стандартом «теология», а о собственно религиозных предметах судит по аналогии — если преподавание светских предметов (а все последние годы в духовных школах вводили требуемые стандартом дисциплины вроде философии, психологии и педагогики) соответствует уровню светской школы, то и на религиозное обучение можно, так сказать, положиться, не особенно вникая в суть происходящего.

Так вот возникает вопрос: если почти за двадцать лет свободы (и как минимум десять лет безбедного материального существования) церковь не смогла довести уровень своей системы образования до пристойного, то что, собственно, подвигнет ее впредь работать в этом направлении, если вот уже и государственная аккредитация ее учебным заведениям будет предоставлена?

Да, в общем-то, ничто, и юные недоучки — а очень трудно поверить, что к светским дисциплинам, которые духовные школы вводят в основном для проформы, «под государственный диплом», церковное начальство будет относиться с большим пиететом, чем к богословским — отправятся в школы и вузы нести детям «высокое знание».

Полезно, на мой взгляд, помнить еще вот о чем. Мотивированные люди поступают в семинарии совсем не для того, чтобы пойти потом в школу преподавать «Основы православной культуры» или работать религиозным консультантом в муниципальных органах (и уж тем более не для того, чтобы учить детей литературе — для этого есть признанные вузы, а богословские знания можно приобрести при желании и самостоятельно). Они идут туда, чтобы стать священниками или делать богословскую академическую карьеру. И они становятся священниками или поступают в духовные академии, чтобы продолжать образование и защищать диссертации. Обычный семинарский курс 20-40 человек (в хорошей семинарии, в плохой не наберется и 10-ти). Где-то половина из них принимают сан (некоторые его уже имеют), 2-3 человека идут учиться дальше, остальные — недоросли, прибившиеся к семинарии в силу самых разных жизненных обстоятельств. Очень часто они даже не получают диплома, а довольствуются справкой об окончании семинарии.

Вот, например, выпуск 2006 года Калужской духовной семинарии (по свидетельству секретаря Учебного комитета РПЦ отца Мелетия, одной из лучших). Семинарию закончило 38 человек, 21 защитил диплом, трое поступили в академии, один человек — в Православный Свято-Тихоновский университет, 17 выпускников диплома не осилили и получили лишь удостоверения. Весьма велика вероятность, что именно эти 17 (за исключением уже «работающих» священников, которые часто учатся заочно) и отправятся «окормлять» светскую школу или — не знаю, что хуже — найдут себе теплое местечко в госорганах, дабы наставлять в богословских тонкостях лохов-чиновников.

И что тут может сделать государство для повышения качества образования? Да ничего, зато какие возможности для нового наступления на государственный кошелек! Ведь семинарии уже почти готовят школьных учителей, причем не каких-нибудь, а высоко моральных, опирающихся на наши традиционные ценности, которые только и имеют, если верить Владимиру Легойде, «нормальные представления о добре и зле, верности и предательстве». И бедная церковь тащит их на своих плечах, а государство совершенно не вкладывается в эту национальную сокровищницу!

Мне, если честно, не жалко государственных денег — пусть и семинариям подкинут, коли есть лишние, но отвратителен метод аргументации: все такие бяки вокруг, и только мы, мы хорошие, с нами только и можно иметь дело. Кроме того, настораживает, что священники, ратующие за полноценное церковное образование, судя по всему, не находят поддержки у церковного начальства — почему иначе они возлагают такие надежды на государственную аккредитацию? Они надеются побороть таким образом косность системы? Но система, всеми силами пытающаяся застолбить свои интересы, и сейчас уже ведет себя достаточно агрессивно, а что будет, когда она окончательно и бесповоротно почувствует себя в своем праве? Не самые благоприятные условия для изживания косности.

Конечно, не стоит преувеличивать опасность наступления на светскую школу: все духовные училища выпускают в год от силы тысячу человек, и примерно половина из них все-таки становятся приходскими священниками, которым, как правило, не до преподавания. Да и наделить религиозное образование законным статусом в каком-то смысле дело чести для государства, все еще продолжающего называть себя демократическим. За государственной аккредитацией духовных школ, по мнению зампредседателя Комиссии по вопросам религиозных объединений Андрея Себенцова, «стоят две вещи: во-первых, включение религиозных знаний в систему светского образования, которая находится под контролем государства (пусть в данном случае контроль будет и не тотальным — «ЕЖ»), и, во-вторых, распространение статуса, который имеет обычный студент, на студентов духовных учебных заведений». Ведь сегодня, скажем, отсрочку от призыва предоставляют только аккредитованным учебным заведениям, а духовные школы пока не аккредитованы. «Открывая путь к аккредитации, мы даем им равные с другими возможности», — сказал «Ежедневному журналу» Андрей Себенцов.

Но государство что… Сегодня у власти одни люди, и они ищут у церкви электоральной поддержки, обещая за это и возвращение собственности, и помощь в образовательных проектах, а завтра могут прийти другие, которые поставят на другую карту, найдя своих «хороших и правильных» с «нормальными представлениями о верности и предательстве». Вдруг они тоже примутся с такой же страстью отталкивать от кормушки всех остальных, «нехороших». Так и не научившейся самостоятельно вести свои дела церкви придется тогда, ох, как несладко…

Светлана Солодовник

© Ежедневный журнал

РелигияРоссия

2195

27.07.2007, 06:57

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=39066

bytes: 7548 / 7548

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия" (Россия)

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка.

Лера Крышкина

РелигияОбществоРоссия

2114

18.11.2024

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

61307

29.08.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

41914

25.01.2023

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

43101

07.09.2022

Видео дня. Падение патриарха по милости Божией

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске поскользнулся на святой воде и благочестивой пятой точкой пересчитал ступеньки амвона.

Филипп Марков

РелигияПроисшествияРоссия

25994

27.06.2022

Кирилл vs Франциск: оправдания патриарха перед «некорректным» понтификом

Русская православная церковь на пустом месте разжигает совершенно необоснованный конфликт между своим патриархом и его коллегой из Римско-Католической Церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

23147

05.05.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

42561

31.03.2022

«Надо, Федя, надо! Берите псальтирьку». Протоиерей Ткачёв о позиции РПЦ по Украине

Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв в своей проповеди в честь празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы дал оценку проводимой по распоряжению президента Путина спецоперации по демилитаризации Украины.

Филипп Марков

РелигияРоссия

34326

03.03.2022

С Божьей помощью. Патриарх Кирилл поздравил российских спортсменов с провалом на Олимпиаде

20 февраля на официальном сайте Московского патриархата был опубликован текст обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором глава РПЦ поздравил российских спортсменов с успешным выступлением на XXIV зимних Олимпийских играх в Пекине.

Соня Нореман

РелигияСпортРоссия

21905

21.02.2022

Патриарх «борец за свободу» Кирилл, или QR‑коды против Божией правды

После долгого и загадочного молчания глава Русской православной церкви неожиданно чётко озвучил позицию своего ведомства по поводу законов о QR‑кодах в общественных местах и на транспорте.

Филипп Марков

РелигияОбществоРоссия

24420

28.12.2021

РПЦ о QR-кодах: все люди – дети Божьи

Хоть Русская православная церковь и не признала в QR‑кодах печать антихриста, о чём поспешила сообщить ещё летом, вводить их для посещения храмов организация не спешит.

Филипп Марков

РелигияРоссия

18550

06.12.2021

Злоключения попа Романа. Борца с коррупцией в РПЦ сослали в монастырь

В воскресенье, 5 сентября, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов взбудоражил общественность видеообращением, которое он разместил на своём YouTube‑канале «pope Roman». Видео дня.

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

26072

08.09.2021

Лица Сибири

Коломиец Виктор

Падерин Валерий

Аликберов Геннадий

Тощева Мария

Моисеев Роман

Иваницкий Виктор

Ставинов Андрей

Лудупова Евгения

Есиповский Игорь

Баданов Матвей