Национал-либертарианский соблазн

Еще месяца два-три назад мало кто мог подумать, что у "национал-демократического" дискурса (в версии Белковского) появится сильный и весьма опасный конкурент, оперирующий теми же идеологическими категориями, но развивающий их в иной плоскости и доводящий порой до абсурда.

Этим конкурентом оказалось недавно возникшее сообщество прозелитов Петра Хомякова. Их дискурс — это своеобразный национал-либерализм, вернее, национал-либертарианство. В прошлом году Владимир Голышев заявлял, что знать не знает кто такой Хомяков. А совсем недавно выступление этого самого Хомякова на т.н. "новгородском вече" появилось в НА ЗЛОБУ.

Язычник-родновер профессор Хомяков (хороший специалист по энергетике и управленческим системам, бывший политический советник генерала Рохлина), ранее известный лишь достаточно узкому кругу читателей его книг серии "Сварогов квадрат", благодаря активности его молодых сторонников на просторах русского сегмента ЖЖ, теперь с каждым днем становится все более известен в националистическом сообществе.

Именно Хомяков считается идейным лидером сетевого проекта НОРНа ("Национальное освобождение русского народа"), обретшего некоторую известность после т.н. декабрьского "раскола в ДПНИ" (тогда несколько членов Движения, в том числе и из руководящего звена, вышли оттуда и основали ячейку НОРНы "Северное братство" — сторонниками НОРНы этот факт был представлен как "раскол в ДПНИ"). Сейчас по некоторым данным насчитывается от 10 до 20 автономных ячеек НОРНы, и их число имеет тенденцию к росту. Адепты НОРНы утверждают, что их "агентура" есть практически во всех организациях националистического спектра.

Программа НОРНа, основанная на ранее сформулированных Хомяковым идеях, прогнозах и доктринах, достаточно убедительно и наукообразно (она корреспондируется со всемирно известными доктринами глобального цивилизационного развития Форрестера и Медоуза, Хантингтона, Фукуямы) демонстрирует возможный путь радикальной смены режима в России и превращение страны из "империи" в национальное государство русского народа. Для массового восприятия НОРНа выглядит эдаким "откровением", научно доказанным предсказанием неизбежного краха нынешней России. Это подкупает многих националистов. Также как и сетевой характер сообщества, и отсутствие "фюрерских" рудиментов, свойственных практически всем националистическим организациям страны. Последнее, кстати, играет весомую роль в привлечении нового поколения русских националистов, которым органично присуще отвращение к "фюрерству".

Квинтэссенция хомяковского дискурса наиболее ярко выражена следующим фрагментом в одной из его программных книг "Отчет Русским Богам".

Большинство программных требований из этого своеобразного "Манифеста национал-либерализма" практически идентичны требованиям объединенной российской оппозиции, которая в данный момент концентрируется вокруг "Другой России". Но, в отличие от "Другой России", программа НОРНы носит, подчеркнуто националистический и антиимигрантский характер, что автоматически гарантирует ей успех среди оппозиционно настроенных интеллектуалов, чье политическое кредо включает как идеи свободы и рыночной экономики, так и радикальный антигосударственный национализм, обусловленный неприятием имперских (и православных) ценностей традиционного российского патриотизма.

Хомяковская доктрина "русских европейцев и русских азиатов" ("хорватов и сербов") основана на дифференцированном подходе к населению России — к закреплению сложившегося социального неравенства между т.н. "русским средним классом" (предприниматели, высококвалифицированные специалисты и пр.) и "низами". В условиях, когда правящая элита (политическая, финансовая и мафиозная) отгородилась от населения высокими заборами с вооруженной охраной, привилегированными системами здравоохранения и образования, а всех остальных граждан цинично провозгласила равными — пусть проработавший десятки лет законопослушный гражданин живет в одном доме (а часто и в одной общей квартире) с алкоголиками, получает с ними равную пенсию, лечится в одной больнице с бомжами, пусть его дети во дворе играют рядом с этими «элементами», не только опасными социально, но и являющимися источниками серьезных инфекций — подобный подход, сдобренный пропагандистской демагогией, способен найти значительный отклик в сердцах этих самых представителей "среднего класса".

Не трудно заметить, что хомяковская концепция делает ставку на национально мыслящих русских с либеральными взглядами. Но подобный персонаж в России (в отличие от европейских стран, где национал-либерализм является вполне трендовым дискурсом) находится в маргинальном положении. По одной простой причине: большая часть населения России, как известно, ставит заботу об общем благе (в силу уникальных цивилизационных особенностей) выше индивидуальных прав и свобод человека, т.е., в современной терминологии, придерживается коммунитаристских принципов (от "community"— "сообщество"). Это — и те, кто поддерживает коммунистов и национал-патриотов, и большая часть электората Путина, увидевшая в нем человека, способного возродить великую державу. Последовательными сторонниками либеральных ценностей являются, по существу, только избиратели, поддерживающие "Союз правых сил" и "Яблоко", т.е. абсолютное меньшинство населения, совершенно не склонное к поддержке национализма хоть в каком-то виде. Особо следует подчеркнуть, что в либеральных ценностях все больше разочаровывается интеллигенция, в том числе — многие ведущие ученые-гуманитарии. Отдельно стоит также сказать, что при всей своей внешней "русскости" и "националистичности" сама идея о "русских европейцах" носит латентно-русофобский характер: апеллируя к социал-дарвинистским взглядам, она фактически отказывает в праве быть русскими всем тем, кто не имеет предрасположенности к предпринимательской деятельности, т.е. не является "экономически эффективным" субъектом рынка. Правда, сама возможность национальной идентификации "русского среднего класса" в некую отдельную от остального народа этническую общность выглядит крайне сомнительно — для этого потребуются, как минимум, десятки лет и масштабная пропаганда, а не считанные годы, за которые НОРНовцы намеренны реализовать свои планы. Так что все это больше всего напоминает глобальную "разводку" для русских.

"Азиатско-европейская" концепция и лежит в основе "конфедератско-сепаратистских" идей, декларируемых новоявленными национал-либертарианцами. "Русские европейцы", согласно их теории, должны отделиться от "ненавистной Рашки" и, создав "независимые русские республики", со временем объединиться в "русскую конфедерацию". Правда при этом национал-либертарианцы забывают, что опыт истории конфедераций свидетельствует о том, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза (Швеция и Норвегия до 1905, Сирия и Египет), либо к федеративной форме государственного устройства (Швейцария, США). Соответственно, "русская конфедерация" должна перерасти либо в федерацию, либо, что более вероятно, превратится в кучу разрозненных криптоколоний, управляемых более сильными соседями (такие сценарии в истории России для русского народа предлагались не раз и не два). "Демонтаж империи", таким образом, будет одновременно означать и территориальное расчленение пространства страны. А, учитывая, что для реализации своих планов адепты НОРНы надеются получить помощь от внешних ("тактических") союзников вариант превращения России в случае успеха НОРНовцев в сонмище криптоколоний выглядит наиболее реалистичным.

Стоит также вспомнить, что после распада СССР у власти в России оказались именно либертарианцы — ортодоксальные либералы (Ф.А.Хайек, С.Куказес, Р.Нозик), настаивающие на концепции государства как ночного сторожа, роль которого сводится только к защите фундаментальных прав человека, прежде всего политических и гражданских прав. От этой концепции в чистом виде страны Запада давно отошли, в них большое внимание уделяется государственному регулированию и государственной социальной политике. Наши "западники" вслед за наиболее радикальными утилитаристами считают (в традициях протестантской этики), что единственный критерий оценки ценностей — экономическая эффективность исповедующего их общества. Это дает им основание негативно относиться к России и к таким ее традиционным ценностям, как коммунитаризм (он же "соборность" или "симфония" для славянофилов, "коллективизм" для коммунистов), стремление к поиску надличностных идеалов.

Правда, с приходом к власти Путина либертарианский вектор был круто сменен на государственнический и государство вместо предписанной ему роли "ночного сторожа" стала играть роль гегемона над обществом — фактически была осуществлена реставрация советской государственнической модели, правда, в урезанном виде, поскольку все социальные обязательства государства перед обществом были благополучно забыты. Это, а также превращение РФ в авторитарно-бюрократическое полицейское государство и вызвало в жизнь феномен "ностальгии по 90-м", когда в стране не было порядка, но было больше свободы. Именно данный тренд и пытаются оседлать хомяковцы, перехватив его у либеральной оппозиции. Ну, а то, что возвращение России в "благословенные 90-е" (в период "парада суверенитетов" и реальных центробежных тенденций, грозивших распадом федерации) вкупе с реализацией "конфедеративного сценария" приведет к окончательным похоронам России как сколько-нибудь самостоятельного геополитического игрока на евразийском пространстве, НОРНовцев отнюдь не волнует. У них (кондовых "западников" и "европеистов") насчет России другие планы. Можно смело утверждать, что "апелляция к Руси" является не более чем идеологической завесой для новоиспеченных прозелитов хомяковщины. Противопоставление мифической "Руси" и нынешней России (весьма непритязательной благодаря правлению ельцинских либертарианцев и путинских государственников) является одним из центральных моментов хомяковского дискурса. Наличие утопии "конфедерация Русь" играет тут важную вербовочную функцию, позволяя пополнять ряды адептов НОРНы революционно настроенной национально-ориентированной молодежью, разочаровавшейся в предыдущих "национально-революционных" проектах.

Опасность того, что сторонники "русской версии" национал-либертарианства смогут дискредитировать националистическую оппозицию или привнести сепаратистский компонент в возможные революционные волнения, достаточно велика. В первую очередь они выигрывают благодаря динамизму своих идей и нацеленности не на прямую политическую борьбу, а на инфильтрацию своего дискурса в свою целевую аудиторию ("русский средний класс"). Именно по этим причинам данное сообщество практически невозможно подкупить или уничтожить традиционными полицейскими мерами. Его можно разрушить только идейно. Полноценной и адекватной реальности национальной идеологией.

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=36912

bytes: 10802 / 10802

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Рэм Латыпов.

Другие статьи в рубрике "Политика" (Россия)

Торгово-экономическое сотрудничество Приангарья и Армении обсудили накануне

Завершился двухдневный визит делегации Совета Федерации в Армению. В составе российской парламентской группы работал сенатор от Иркутской области Андрей Чернышев. Главным событием стало 38-е заседание российско-армянской Межпарламентской комиссии, где обсуждались вопросы сотрудничества.

Алина Саратова

ПолитикаОбществоРоссия Иркутск

3829

20.11.2024

Депутатский контроль. Николай Будуев и искусство выживания на полмиллиона

В преддверии 2025 года россиянам объявили о повышении МРОТ до 22,4 тысячи рублей. Прибавка в три тысячи рублей, по словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, затронет более четырех миллионов граждан.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

24366

06.11.2024

Инсайд. ЕДГ 2025 — репетиция перед Госдумой?

Предстоящие выборы Единого дня голосования (ЕДГ) 2025 года вызывают бурное обсуждение среди экспертов, политиков и массового сознания. В центре споров — вопрос, который, подобно красной нити, проходит через политическую жизнь страны: кто виноват и что делать?

Ярослава Грин

ПолитикаРоссия

15275

08.10.2024

Энергоносители в обмен на лояльность: итоги визита Путина в Монголию

Визит президента России Владимира Путина в Монголию 2-3 сентября 2024 года стал значимым событием как для двусторонних отношений между странами, так и для международной политики в целом.

Виктор Кулагин

ПолитикаЭкономика и бизнесЭкологияМонголия Россия

17686

07.09.2024

Дружественные отношения с соседями: глава МИД Монголии рассказала о визите президента России

Президент России Владимир Путин со 2 по 3 сентября посетил Монголию с официальным визитом для проведения переговоров с первыми лицами государства. Глава МИД Монголии Батмунхийн Батцэцэг в разговоре с журналистами подвела некоторые итоги этого визита.

Денис Большаков

ПолитикаМонголия Россия

12852

05.09.2024

Буддийский форум в Бурятии: геополитика в кашае

В августе 2023 года в Улан-Удэ с большой помпой прошел II Международный буддийский форум «Традиционный буддизм и вызовы современности». Стоит отметить, что форум проходил на фоне продолжающейся международной изоляции России.

Виктор Кулагин

ПолитикаРелигияСобытияБурятия Россия

23568

23.08.2024

Разброд и шатание среди кандидатов, или Превратности судьбы для Кузьмы Алдарова

Спонсор изжоги для мастодонта иркутского парламентаризма – вице-спикера областного Заксобрания Кузьмы Алдарова – молодой горячий глава поселка Усть-Ордынский Анатолий Асалханов.

Глеб Севостьянов

ПолитикаМир Иркутск

17342

20.08.2024

Телеграм Бурятии за неделю: буддийский форум без буддистов и смена власти Дамбы Аюшеева

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в бурятском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 12 по 18 августа включительно. Сомнительное зрелище В столице Бурятии с 12 по 14 августа прошел II Международный буддийский форум. Мнение насчет мероприятия разделилось.

Есения Линней

ПолитикаСобытияБурятия Россия

20084

19.08.2024

Закат буддийской империи Аюшеева: как Бурятия теряет духовную власть

В последние годы в буддийском сообществе России происходят тектонические сдвиги. Многолетняя гегемония Бурятии и Буддийской традиционной сангхи России (БТСР) во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым подходит к концу.

Виктор Кулагин

ПолитикаРелигияРасследованияБурятия Россия

85448

13.08.2024

«Варяг» из Бурятии Виноградов: как кадровые игры губят регионы?

Антон Виноградов, известный в Бурятии как «Буратино» за свою доверчивость и неудачные инвестиционные проекты, с мая 2023 года продолжает свои финансовые приключения в республике Коми.

Виктор Кулагин

ПолитикаСкандалыРасследованияБурятия Россия

20161

05.08.2024

Надежный логистический канал: Монголия, Россия и Китай договорились о грузоперевозках по азиатской дорожной сети

Монголия, Россия и Китай договорились начать международные автоперевозки по азиатской дорожной сети. Такое решение было принято 1 августа на четвертом заседании совместной комиссии в столице автономного района КНР Внутренняя Монголия Хух-Хото.

Денис Большаков

ПолитикаЭкономика и бизнесМонголия Россия Китай

24654

05.08.2024

«Стратегическое оружие США». Общественная палата Бурятии требует запрета YouTube

В последнее время российские власти усилили давление на популярный видеохостинг YouTube, принадлежащий транснациональной корпорации Google. Под предлогом технических проблем и перегрузки серверов власти фактически начали блокировку ресурса, замедляя его работу вплоть до полной остановки.

Виктор Кулагин

ПолитикаИнтернет и ИТСкандалыБурятия Россия

29536

02.08.2024

Лица Сибири

Битаров Александр

Юрасова Татьяна

Бояринова Наталия

Нестеренко Аркадий

Босхолов Сергей

Багдаев Батодалай

Торгунаков Геннадий

Бураев Федор

Большешапов Александр

Маяренков Сергей