Михаил Ситников, Портал-Credo.Ru

© Babr24.com

Скандалы Россия

6201

05.08.2006, 14:45

Скандальный Чаплин. Против иерарха РПЦ возбужден судебный процесс.

В Москве разгорается скандал между руководством РПЦ и журналистом газеты "Московский комсомолец" Сергеем Бычковым.

Сергей Бычков, комментируя провальный для РПЦ саммит религиозных лидеров в Москве, заметил, что митрополит Кирилл (Гундяев) — глава ОВЦС, потративший 2 месяца на подготовку, не сумел убедить лидеров восточного православия принять участие в саммите. И бойкотировали саммит протестантские церкви США, Англии, Германии. Если учесть, что 6 из 8 лидеров “Большой восьмерки” возглавляют страны с преобладанием протестантов, то саммит никак нельзя назвать всемирным.

Не найдя достойных аргументов для цивилизованной дискуссии, протоиерей Всеволод Чаплин не нашел ничего лучшего, как заклеймить Сергея Бычкова в эфире радиостанции "Эхо Москвы" прямым русским текстом:

"Он лжет... это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы... Это человек душевно больной... который вымещает личную скорбь шизофренического плана... теперь свои доносы он оформляет в виде статей..."

Сергей Бычков, в свою очередь, не стал вдаваться в дискуссию и попросту подал на протоиерея иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В результате скандала московское журналистское сообщество раскололось на два лагеря – один поддерживает Бычкова, другой, возглавляемый известным журналистом Михаилом Леонтьевым, убежден в неподсудности иерархов РПЦ.

Скандал усугубляется тем, что Бычков более 10 лет находился в дружеских отношениях с Чаплиным. Многие эксперты считают, что в результате скандала руководство РПЦ получит еще одного последовательного и опытного оппонента в лице Сергея Бычкова.

Сам протоиерей Всеволод Чаплин заявляет, что инициированный Бычковым судебный процесс будет использован для подробного исследования "его материалов, в которых огромное количество лжи".

Между тем на последнем заседании Синода встал вопрос о профессиональном соответствии занимаемой должности председателя ОВЦС владыки Гундяева. И это связано не только с провалом так называемого Всемирного саммита религиозных лидеров, но и с уходом большинства приходов Сурожской епархии под омофор Константинополя.


Исковое заявление в суд обозревателя газеты "Московский комсомолец" Сергея Бычкова к заместителю председателя ОВЦС протоиерею Всеволоду Чаплину о защите чести, достоинства, деловой репутации и взыскании морального вреда

Преображенский районный суд

г. Москвы

Истец - Бычков Сергей Сергеевич

Ответчик - Чаплин Всеволод Анатольевич

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

(о защите чести, достоинства, деловой

репутации и взыскании морального вреда)

6 июля 2006 года в эфире радиостанции "Эхо Москвы" протоиерей Всеволод Чаплин, он же – ответчик, он же – заместитель председателя ОВЦС РПЦ, отвечал на вопросы ведущих (А. Венедиктова и О. Бычковой) о прошедшем в Москве Всемирном саммите религиозных лидеров.

В ходе интервью, ответчик вспомнил о журналисте газеты "Московский комсомолец" Сергее Бычкове.

Забыв о христианских заповедях, ответчик согрешил, совершив оклеветание и неправдоглаголание.

Ответчик распространил следующие утверждение, которые не соответствуют действительности и порочат честь, достоинство и деловую репутацию истца:

– "Он (Бычков - прим. истца) лжет... это сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы... Это человек душевно больной... который вымещает личную скорбь шизофренического плана... теперь свои доносы он оформляет в виде статей..."

Таким образом, ответчик распространил несоответствующие действительности сведения порочащего характера.

По утверждению ответчика истец совершил целый ряд непристойных поступков (лжет, доносит; в том числе, на страницах газеты "Московский комсомолец", являясь умалишенным человеком).

Перечисленные выше порочащие сведения, распространенные ответчиком, причинили мне моральные страдания.

Эти утверждения православного священника вызвали у меня тяжелые переживания, а у слушателей "Эха Москвы" могла быть подорвана вера в Русскую Церковь и ее руководство.

В силу ст.152 ГК РФ изложенные мною в исковом заявлении сведения подлежат опровержению.

На основании изложенного, прошу суд:

1) Обязать Чаплина Всеволода Анатольевича опровергнуть несоответствующие действительности и порочащие Сергея Сергеевича Бычкова сведения, распространенные в эфире 6 июля 2006 года на радиостанции "Эхо Москвы" о том, что Бычков С.С. лжет, что он сумасшедший доносчик, который в 80-е годы писал в КГБ на других духовных чад отца Александра Меня доносы, что это человек душевно больной... который вымещает личную скорбь шизофренического плана и теперь свои доносы оформляет в виде статей, путем написания текста опровержения и отправления этого текста в ЗАО "Эхо Москвы" по адресу: 119019, Москва, Новый Арбат, 11.

Текст опровержения соответствует просительной части искового заявления.

2) Прошу взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100.000 рублей.

Приложения: копия искового заявления, две заверенные копии расшифровки текста беседы с ответчиком в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" 6 июля 2006 года, заверенная по месту моей работы (аудиозапись беседы будет представлена мной по первому требованию суда), квитанция об уплате госпошлины.

Бычков С.С.


Сергей Бычков. Не всемирный форум. МК от 05.07.2006

Это первая совместная попытка Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) и недавно созданной Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ собрать накануне встречи G-8 в Санкт-Петербурге первых лиц религиозных объединений всего мира. ОВЦС взял на себя организационные проблемы, а комиссия — финансовые.

Весомость саммита была подчеркнута присутствием на нем Президента РФ Владимира Путина, первого вице-премьера Дмитрия Медведева и министра иностранных дел Сергея Лаврова. Важная задача, которую поставил в своей речи президент, — противопоставить идеологам международного терроризма полноценный межконфессиональный диалог. Он напомнил религиозным деятелям, что подобный труд не может быть механическим, а требует творческого и уважительного подхода к религиозным взглядам.

Уже можно подвести некоторые итоги завершающегося саммита. Комиссия, которую возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев, свои обязательства выполнила. ОВЦС полностью провалил саммит. В Россию не приехали первые лица восточного православия — не было патриархов Константинопольского, Иерусалимского, Антиохийского, Александрийского. А это древнейшие епископские кафедры. Не было ни Сербского, ни Болгарского патриархов.

Митрополит Кирилл (Гундяев) — глава ОВЦС, потративший 2 месяца на подготовку, не сумел убедить лидеров восточного православия принять участие в саммите. И бойкотировали саммит протестантские церкви США, Англии, Германии. Если учесть, что 6 из 8 лидеров “Большой восьмерки” возглавляют страны с преобладанием протестантов, то саммит никак нельзя назвать всемирным.

Многочисленные журналисты, приглашенные освещать саммит, тщетно пытались получить от устроителей список участников и программу. Зампред ОВЦС священник Всеволод Чаплин мастерски скрывался от журналистов. С отрешенным видом бродил по залам пресс-секретарь Московского патриархата священник Владимир Вигилянский. Апофеозом сумятицы стала речь главы камбоджийских буддистов, которую президент, патриарх и участники саммита вынуждены были выслушивать без перевода.

Единственным человеком на саммите, который выразил соболезнование в связи с казнью российских дипломатов в Ираке, оказался раввин Израиля. Печально, что до сих пор ОВЦС не создано полноценное подразделение по контактам с мусульманами. Итак, с саммитом все понятно. Остается лишь дождаться того самого “нестандартного” послания, которое готовится в недрах ОВЦС и будет направлено лидерам “Большой восьмерки”.


СПРАВКА: Протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата

Протоиерей Всеволод Анатольевич Чаплин родился 7 января 1968 года в Москве.

В 1985 году Всеволод Чаплин поступил на работу в Издательский отдел Московского патриархата. В 1990 году окончил Московскую духовную семинарию, а в 1994 году – Московскую духовную академию, защитив в МДА кандидатскую диссертацию на тему: "Проблема соотношения естественной и богооткровенной новозаветной этики в современной зарубежной инославной и нехристианской мысли". С 1990 года – сотрудник Отдела внешних церковных сношений (позже переименованного в "Отдел... связей") Московского патриархата (ОВЦС МП).

В 1991 году рукоположен в сан диакона, а в 1992 году – в сан священника, в 1999 году возведен в сан протоиерея. В браке не состоит и монашества не принимает, является "целибатным" клириком.

В 1991-97 годах – о. Всеволод Чаплин занимает в ОВЦС МП должность заведующего сектором общественных связей, в период 1997-2001 гг. работает секретарем Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, а с 2001 года становится заместителем председателя ОВЦС МП.

В середине 1990-х годов протоиерей Всеволод уже состоял членом Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Он также член Центральных комитетов Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и Конференции Европейских Церквей (КЕЦ), комиссии ВСЦ по международным делам, экспертного совета при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, экспертной группы ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

Помимо чиновничьей деятельности в ОВЦС МП, протоиерей Всеволод состоит в клире храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.

О. Всеволод входит в весьма ограниченный круг лиц, наделенных правом выступать с изложением официальной позиции РПЦ МП по разным вопросам, и диапазон его деятельности в этом отношении достаточно широк. Чаще всего именно протоиерей Всеволод озвучивает официальное отношение РПЦ МП по вопросам и проблемам общественно-политического, культурного, образовательного и социального характера. Его заявления никогда не расходятся с официальной позицией Московской патриархии и являются своеобразным индикатором церковной политики этой религиозной организации в целом. Нередко это касается вопросов государственной идеологии и политики, как внутри, так и за пределами России.

В частности, протоиерей Всеволод принимал активное участие в пропаганде церковного взгляда на проблему "оранжевой революции" в Украине и перспективу таковой в России: "Теперь всем ясно, что это один из политических методов разрушения страны". И призывал православных граждан объединяться "против "оранжевых" действий и любых других попыток установить в нашей стране марионеточный режим, управляемый иностранными посольствами. ...Наши приходы должны стать центрами общественных действий, хотя духовенству не подобает уходить в партийную политику. Создание молодежных групп, военно-патриотических кружков, организация молодежных лагерей - все это может осуществлять сообщество грамотных, ответственных мирян. Священник же должен взять на себя духовное руководство".

Протоиерей Всеволод поддерживал и оправдывал кампании протестов религиозных фундаменталистов в процессе "карикатурного скандала", осуждении ряда книг и фильмов (например, "Последнее искушение Христа" Скорцезе, "Код да Винчи" Брауна), озвучивал после скандала, связанного с результатами Всемирного русского народного собора, аргументы в защиту альтернативной "церковной концепции прав человека", выступал в составе церковного лобби по проведению в жизнь законодательного проекта о военном священстве. Среди последних выступлений о. Всеволода - реакция руководства РПЦ МП на военный конфликт на Святой Земле с надеждой, что "разум и добрая воля все-таки возьмут верх над эмоциями и над стремлением любой этнорелигиозной общины безраздельно господствовать в этих землях".

По отзывам протоиерея Всеволода Чаплина можно составить представление и об отношении РПЦ МП к такому принципиальному вопросу, как происходящий в современном мире процесс глобализации. Судя по словам о. Всеволода, в этом вопросе РПЦ МП придерживается умеренной, но достаточно определенной антиглобалистской позиции: "В большинстве международных организаций, в рамках которых сосредоточена огромная власть, легитимизированная современным правом, Россия и единоверные нам страны Восточной Европы не обладают влиянием, соразмерным значению православной цивилизации. Впрочем, то же самое можно сказать о странах исламских и даже католических - основную роль в глобализационных процессах играет протестантский, вернее, постпротестантский мир".

Признавая, что "информационная глобализация открывает для православия в мире новые возможности, которыми многие из нас уже активно пользуются", он отмечает, что "на мировом информационном поле доминируют силы, чуждые не только истинному христианству, но и вообще любой религии. Международные средства массовой информации, в первую очередь телекомпании, агентства и интернет-структуры, превратились в огромные корпорации с многомиллиардным капиталом и жесткими идеологическими установками. Собственно, они давно перестали быть "средствами", оформившись в самодовлеющие организмы. ...Известно, что мировые СМИ, особенно действующие в Интернете, в своем худшем варианте пропагандируют насилие, разврат, вседозволенность. Но и солидные глобальные информационные структуры, не допускающие даже тени порнографии или пропаганды войны, несут в себе определенное идеологическое послание, крайне чуждое христианству: абсолютной истины нет, любые религии и мировоззрения равны, а все, что мешает конструированию "царства Божия на земле", надо вынести за скобки".

Основы мифа об антицерковной направленности глобализации излагаются о. Всеволодом Чаплиным вполне откровенно: "Для православного верующего главная цель земного бытия - спасение, стяжание жизни вечной. Все, чем живет "мир сей", - приобретение богатства и власти, достижение комфорта, забота о здоровье, даже само сохранение и продление земного бытия личности - для истинного христианина важно и нужно ровно постольку, поскольку все это не мешает духовной жизни. Держаться своей веры, единственно истинной и единственно спасительной, для православного человека важнее всего на свете (вспомним мучеников первых веков христианства и нашего недавнего прошлого, которые с радостью шли на смерть и благословляли на нее близких, только чтобы не изменить Христу и Церкви). Если кто-либо побуждает или принуждает члена Церкви к вероотступничеству или иному смертному греху, лучше пойти в узы и на гибель, чем повиноваться стихиям мира".

Создавая, таким образом, впечатление, что неизбежность объединения усилий цивилизованных государств и обществ в стремлении к достижению общественного блага требует от верующих вероотступничества, о. Всеволод не мог не коснуться и более старого и зловещего мифа, проистекающего из эсхатологических фобий: "Второй главный вопрос глобализации - вопрос о власти в мире. Мы хорошо знаем, что современные государства, как правило, отошли от принципа богоустановленности царской власти и построили демократическую систему, основанную на выборах народных представителей. Эта система сегодня в целом сохраняется как на уровне отдельных стран, так и на уровне международных организаций, где решающий голос имеют главы и представители законно избранных органов власти разных государств" (цитаты приведены по тексту ресурса "Образовательный портал РПЦ", http://www.bogoslov.ru, июнь 2004 г).

Таким образом, благодаря официальным высказываниям протоиерея Всеволода Чаплина, у российской общественности не должно оставаться сомнений в принципиальности курса РПЦ МП в отношении ближайших перспектив развития общества и государства России.

Разнообразие вопросов, на которые приходится отвечать о. Всеволоду, очень велико, и надо отдать ему должное в проявляемой им достаточно высокой информированности, несмотря на очевидный и специфичный идеологический уклон.

В качестве примера можно привести выдержки из беседы, которая состоялась в редакции издательства "Аргументы и факты" 13 апреля 2006 года:

"Вопрос: ...Что такое "Киевский патриархат" в Украине? Есть ли у него шанс быть признанным Патриархом Константинопольским или каким-нибудь иным?

Всеволод Чаплин: "Киевский патриархат" — это непризнанная раскольническая организация, созданная бывшим митрополитом нашей Церкви, который пользовался негативной репутацией, обещал покинуть свой пост, но потом получил поддержку националистов и решил остаться. Не думаю, что организация во главе с ним когда-либо получит поддержку в православном мире.

Вопрос: ...Что думаете Вы о так называемых "астральных путешествиях". Насколько это опасно и является ли это грехом?

Всеволод Чаплин: Человек, который пускается в такое путешествие, на самом деле сидит на месте. А по его душе путешествует бес, которого этот человек сам же в себя и впустил. А зря, можно было бы провести время с гораздо большей пользой.

Вопрос: Не считаете ли вы, что мы живем во времена язычества, когда люди верят во многих "богов", вернее идолов - и в Христа, и в Ленина, и в Чумака? Ибо суть такой веры одна — карманный бог для обоснования своих грехов. А потребовала вера усилий, сменил бога на более покладистого в конкретном вопросе.

Всеволод Чаплин: Я бы мог сильно расширить список идолов — деньги, одежда, развлечения, власть и т.д. Согласен, очень многие люди, даже называя себя христианами, на деле поклоняются и служат только этим идолам. А в итоге становятся несчастными и понимают, что прожили жизнь зря.

Вопрос: ...Все больше русских обращаются к дохристианскому мировоззрению, включающему и религиозные основы. Я не имею в виду … вымышленные данные о жертвоприношениях и вообще якобы антиобщественной и антикультурной направленности язычества. Как РПЦ намерена выстраивать отношения с родноверами (самоназвание), будет ли возможен диалог и в каком виде?

Всеволод Чаплин: Боюсь, что современное интеллигентское язычество — это не древняя вера, а новое религиозное движение. Просуществует лет 100, тогда и подумаем, как выстраивать отношения". (http://www.aif.ru/conf/conf/108)

Подвижный ум, достаточно быстрая реакция на специфику собеседника, умение ограничиваться необходимым минимумом информации, аккуратное следование официальной позиции РПЦ МП - все это говорит о достаточно высокой служебной квалификации о. Всеволода. Вероятно, этой краткой справки уже достаточно, чтобы ощутить, одновременно, и незаурядность его личности, и полное соответствие занимаемой им должности в ОВЦС МП с успешным выполнением ожидаемых от него руководством этой структуры функций.

Впрочем, отпечаток служебной специфики в последнее время становится все более заметным. Например, в своих дневниковых записях, опубликованных под общим названием "Лоскутки", о. Всеволод, не склонный прежде к упрощенному мистицизму, пишет: "Что происходит в аду? Как совместить вечное наказание с милосердием Божиим? Многие не раз задавали себе этот вопрос. Вполне возможно, что там окажутся прежде всего люди, для которых будет просто невыносимо присутствие в Царстве Бога, пред лицем Его. Будут там сидеть критические умы и ругаться, ругаться, ругаться друг с другом, кривясь от всякого доброго слова, от каждого упоминания имени Божия... Таких среди нас, увы, немало. Уже сейчас их жизнь превращается в сущий ад – ничего светлого, все плохо, особенно Церковь и Бог: и мир, Им созданный, ужасен, и люди кругом отвратительные, а уж разговоры о вере и морали – "тьфу, тьфу, уберите это отсюда"... Если такая жизнь для них станет вечной, если от нее нельзя будет уйти ни в самоубийство, ни в дурман, – может оказаться хуже любых печей и сковородок".

После такого нравоучительно-оккультного экскурса, на первый взгляд странный эмоциональный всплеск в эфире "Эха Москвы", закончившийся судебным иском, не очень удивляет. Ведь, работа ответственного чиновника РПЦ МП в наше непростое время требует большого напряжения и изматывает...

Михаил Ситников, Портал-Credo.Ru

© Babr24.com

Скандалы Россия

6201

05.08.2006, 14:45

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=31794

bytes: 19939 / 19885

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Михаил Ситников, Портал-Credo.Ru.

Лица Сибири

Романова Яна

Игнатенко Андрей

Иовлев Владимир

Лыкова Мария

Иванова Наталья

Кобенков Анатолий

Красноштанов Александр

Шестаков Андрей

Апанович Сергей

Бакуркин Кирилл