Русская объединенная церковь
РПЦЗ объединяется с РПЦ. Чем в итоге закончится этот исторический процесс, не ясно: либо Русская церковь станет действительно единой, либо начнется дробление зарубежной. Зато у РПЦ есть шанс охватить весь земной шар. А у российского президента – войти в историю «объединителем русских».
В четверг вечером (в пятницу по московскому времени) делегаты проходящего в Сан-Франциско IV Всезарубежного собора Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) большинством голосов приняли историческое решение «уврачевать раны разделения внутри Русской церкви между ее частями в отечестве и за рубежом» – то есть воссоединиться с Русской православной церковью.
Попытки установить контакты между двумя ветвями Русской церкви с 90-х годов прошлого века предпринимались неоднократно. Но с 2003 года стали уже более планомерными. В 2003 году в объединительный процесс по просьбе патриарха Алексия II вдруг вмешался президент России Владимир Путин, во время своего визита в США лично передавший митрополиту Лавру приглашение от главы РПЦ посетить Россию.
В течение 3 лет объединительный процесс набирал обороты. Правда, подтвердит ли Всезарубежный собор Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) намерение воссоединиться с Русской православной церковью, практически до последнего момента оставалось неясно: противников этого в РПЦЗ было достаточно.
Теперь одобренная резолюция предлагает епископату РПЦ и РПЦЗ восстановить евхаристическое общение.
Кроме того, она предполагает регулярные совещания, совместные паломничества и съезды, а также совместную издательскую деятельность. Еще один ее пункт подразумевает отказ от практики возбуждения судебных дел и исков по спорному имуществу (речь например идет о землях в Хевроне и Иерихоне, которые были отобраны у РПЦЗ палестинскими властями и переданы Московскому патриархату). Вопрос о спорной церковной собственности в Палестине был одним из часто упоминаемых в переговорном процессе.
Окончательный акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ примет архиерейский собор зарубежной церкви, который пройдет в Сан-Франциско 15–19 мая.
Но на каких условиях произойдет воссоединение, уже обозначено: зарубежная православная церковь уже дала понять, что видит себя «самоуправляемой частью поместной Русской церкви», что и отмечено в резолюции собора.
Это подразумевает совместное участие иерархов церквей в Архиерейских соборах, но не предполагает никаких кадровых или административных решений, касающихся жизни друг друга.
Как считают эксперты, именно такой вариант оказался компромиссным. С одной стороны, РПЦЗ получила возможности, которые не предполагались в самом начале объединительного процесса (в частности, решен вопрос о судах по недвижимости). С другой стороны, ее приходы не окажутся под административным контролем Москвы. А Московскому патриархату это дало ощущение того, что он является объединителем церквей, говорит директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин.
В ближайшие годы, как предполагают эксперты, административного объединения церквей не произойдет, и стороны действительно будут общаться на равных. Но, как отмечают эксперты, автономия вряд ли будет постоянной. По мнению Митрохина, стадия самоуправления РПЦЗ не продлится дольше 10-15 лет – а после этого возможны разные сценарии.
Либо произойдет спокойное окончательное слияние, либо раскол РПЦЗ.
«Приходы ориентированные на Москву, постепенно откажутся от автономии, но кто-то захочет отколоться и перейти в Константинопольский патриархат или в Американскую православную церковь», – говорит Митрохин. (Патриарх Константинопольский Варфоломей формально считается главой всех 300 млн православных христиан в мире, а почти 3-милионная американская церковь является автокефальной – этот статус был дан ей самим Московским патриархатом. – «Газета.Ru»).
Похожего мнения придерживается и другой эксперт. «Желание объединения при определенных обстоятельствах может принести совсем не те плоды, которые предполагались. Сейчас необходимо говорить об автономии в составе Московского патриархата. Очевидно, что именно такая форма отношений и будет выбрана», – заявил «Газете.Ru» советник думского Комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациям Степан Медведко. «Если объединение пройдет на этих условиях, то и глава РПЦЗ будет на автономных правах. Если это будет грамотная автономия, то у нее серьезное будущее. Может быть, со временем какие-то приходы РПЦ за границей перейдут в состав этой автономии: будет выгоднее административно их соподчинить», – заметил эксперт.
Но полагает он, если политика РПЦ не будет взвешенной, то есть опасность, что автономия станет автокефалией (от греч. autos v сам, kephale v голова: самоуправлемая, административно-независимая церковь), то есть снова фактически отколется от РПЦ.
Такая угроза существует, если учесть консервативный настрой в церковной среде, в чем-то различные определенные ценностные установки плюс отношения, связанные с вопросами назначения священнослужителей. Деликатный вопрос может обернуться достаточно серьезными противоречиям, а поспешность привести к печальным результатам, полагает Медведко.
Пока же, как замечает эксперт, восстановление полного межцерковного общения даст возможность сослужения и позволит священникам без проблем переходить из одной церкви в другую, а это достаточно серьезное приобретение.
Несмотря на разговоры об автономии, другой собесдник «Газеты.Ru», глава Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко не исключает, что глава РПЦЗ митрополит Лавр и вовсе станет членом Священного Синода (постоянно действующий коллегиальный высший орган церковной власти в РПЦ).
Однако при таком раскладе вряд ли уместно будет говорить об автономии РПЦЗ – и тогда дадут о себе знать многие спорные вопросы, в частности, касающиеся недвижимости.
«Есть существенные нюансы в отношении к собственности. В РПЦ, согласно приходскому уставу собственниками недвижимости православных приходов является МП. За рубежом же священник не сможет распоряжаться церковной кассой. Епископ может быть собственником, но владение должно быть закреплено соответственными документами. Другой расклад для прихожан РПЦЗ будет по сути покушением на ценности западного демократического общества. Поэтому сторонам придется искать компромиссы в вопросах права на собственность.
Однако, по мнению Шевченко, эта игра стоит свеч. Объединение даст возможность РПЦ решить серьезную геополитическую задачу – фактически иметь представительства на всей территории земного шара.
Благодаря объединению РПЦ получит возможность выступать от лица православия в мире. «В какой-то степени это конкуренция с Вселенским патриархом», – заявил и Медведко.
Николай Митрохин, в свою очередь, считает, что все эти тенденции вписываются в общий курс политики российского руководства, «которое стремится осваивать наследие русской иммиграции первой, второй и третьей волны. Сюда вписывается и перевоз в Россию останков значимых для истории страны людей, и покупка иммигрантских архивов. Экспансия современного государства идет на костях тех людей, которые когда-то от него сбежали», – считает эксперт.
В свое время, как отмечают многие специалисты, идея воссоединения церквей была представлена президенту в рамках очень большого проекта собирания русской диаспоры за границей. Теперь этот важный пункт программы практически реализован.