Заговор против шаманов раскрыт?
Наконец стало ясно, почему министр обороны, вице-премьер Иванов вечно оказывается не в курсе преступлений, происходящих в армии. Ему просто некогда — слишком много уделяет времени кино, развлекательным шоу и бульварной прессе. Во всяком случае, достаточно для того, чтобы выступать в роли критика и выносить свои оценки писателям, режиссерам и журналистам.
Недавно всех их, вместе взятых, Сергей Иванов обвинил в «дебилизации населения» (и ведь в чем-то прав!). И потребовал покончить с этим позорным явлением, попутно выразив возмущение тем, что иногда «в газетах хорошая статья публикуется рядом с рекламой борделей, шаманов и прочих прохиндеев».
В Сибири, Центральной Азии, где шаманизм исповедуют десятки народов, в словах вице-премьера усмотрели не только прямое оскорбление религиозных чувств, но и заявление о намерении властей покончить с шаманами, как с продажными девками. Слишком жива здесь память о сталинских временах, когда практически все шаманы были репрессированы. Но даже тогда, как заявил «Новой» Верховный шаман Тувы Монгуш Кенин-Лопсан, «такого унижения шаманов не было». И пообещал в ближайшее время ответить на оскорбление, нанесенное его единоверцам.
Давно мы с коллегами так не ждали выхода информационных программ. А вдруг именно этот выпуск новостей прервут экстренным сообщением и покажут в прямом эфире, как министр обороны превращается в жабу!
Впрочем, едва ли этим ожиданиям суждено сбыться — они, как и общераспространенное представление о шаманах, основываются на предрассудках.
Монгуш Кенин-Лопсан, обладатель почетного международного титула «Живое сокровище шаманизма», — выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета, доктор исторических наук, известный этнограф, поэт и писатель. Его имя занесено в государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века». С 1993 года, согласно указу Бориса Ельцина, — кавалер ордена Дружбы народов. А в ноябре 2004-го уже президент Путин подписал указ о награждении Монгуша Кенин-Лопсана орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.
И под ответом уважаемый ученый имел в виду вовсе не колдовские заклятия, а открытое письмо в защиту шаманизма.
Татьяна Лиханова
Монгуш КЕНИН-ЛОПСАН:
Шаманы в истории человечества всегда были представителями самого гуманного религиозного направления. Когда в пещере, где содержался домашний скот, появился на свет Иисус Христос, именно сюда принесли свои дары волхвы, которые по сути своей были шаманами, то есть жрецами язычества.
Шаманская религия — это первая религия народов мира, которая была истоком духовной культуры каждого этноса. Древние тюрки, из среды которых вышли великие люди прошлого, например гуннский предводитель Аттила (умер в 1453 г.), были шаманистами. У монгольского полководца Чингисхана (около 1155—1227 гг.) духовным наставником был могучий шаман <…>.
Я снова вспомнил про древность шаманства и про судьбу шаманистов, когда читал заявление вице-премьера РФ Сергея Иванова, сделанное им на заседании оргкомитета «Победа». Глава оборонного ведомства страны сказал: «Иногда складывается парадоксальная ситуация, когда в газетах хорошая статья публикуется рядом с рекламой борделей, шаманов и прочих прохиндеев».
Таким образом, этим заявлением Сергей Иванов уравнял девиц легкого поведения, мошенников и лгунов с шаманами, являющимися представителями официальной конфессии (например, в Республике Тыва и других регионах России). Это ужасно! Господин Иванов вынес диагноз, опасный для народов, исповедующих свою исконную религию — шаманизм.
Во времена советской власти исходивший из московского Кремля коммунистический террор докатился и до далекой Тувы. Шаманов расстреливали, сажали в тюрьму оставшихся в живых, выселяли их семьи из родных мест. Детям шаманов запрещалось ходить в школы, посещать клубы, собрания. По переписи 1931 г. в Туве было 725 шаманов, из них 411 мужчин и 314 женщин — все они стали жертвами репрессий.
После крушения тоталитарного режима свобода восторжествовала. Счастливая эпоха наступила для шаманов центра Азии, в моей родной Туве.
Но в словах вице-премьера Иванова мы слышим новую угрозу шаманизму, напоминание о самом трагическом периоде истории Тувы.
Господин Иванов! Шаманы — лекари. Шаманы — музыканты. Шаманы — поэты. Шаманы — экстрасенсы. Шаманы — ясновидящие. Пора забыть о бранном значении этого слова. Тува — прародина шаманства, где оно сохранилось в первозданном виде. В Республике Тыва создан Научный центр по изучению тувинского шаманства, получивший международное признание. С 1993 года здесь проходят международные симпозиумы ученых-шамановедов и шаманов, на которые приезжают авторитетные специалисты из Австрии и Германии, Швейцарии и Бельгии, Италии и Америки, других стран.
Тува — страна признанного шаманства, где открыто и законно работают шаманские общества на основании уставов, утвержденных Министерством юстиции Республики Тыва. Шаманы соблюдают российский закон и порядок!
Человечество будет благодарно тувинскому народу за то, что он сохранил для потомков первозданное шаманство. Шаманы — это скромный и демократичный народ. В Республике Тыва вместе с тувинскими шаманами мирно сосуществуют представители иных религиозных конфессий — буддизма, православия, католицизма, ислама и других. Нельзя говорить, что буддисты, православные, католики, исламисты — хорошие, а шаманы — плохие.
Уважаемый вице-премьер Сергей Иванов! Рекомендую Вам познакомиться со следующими моими книгами: «Магия тувинских шаманов» (Кызыл, 1993), «Алгыши тувинских шаманов» (Кызыл, 1995), «Мифы тувинских шаманов» (Кызыл, 2002), монография «Шаманы Тувы» (Москва, 1999).
Господин генерал Сергей Иванов! Убедительно прошу Вас:
Не уничтожайте исток духовной культуры тувинского народа!
Не подвергайте гонениям шаманов!
Не забывайте, что в России живут многочисленные коренные народы Сибири, исповедующие шаманизм, для которых шаманизм — это святая святых! <…>
Комментарии:
Юлия Кустова, доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург):
— Шаманизм является неотъемлемой частью культуры народов многих континентов. Он широко представлен и на территории Российской Федерации: Алтай, Якутия, Эвенкия, Бурятия, Хакасия, Тува… Если мы позволяем себе рассматривать православие как государственную религию, то почему мы должны игнорировать другие вероисповедания — ислам, иудаизм, буддизм, шаманизм? Но почему-то о буддизме у нас вспоминают только на восточный Новый год… Шаманизм — это такая же религия, как и любые иные.
Валерий Елизаров, художник (Кызыл):
— Шаманизм — это богатейший пласт языческой культуры. Представители православия, буддизма, шаманизма и других религий у нас в Туве живут без скандалов. А если в российском обществе идет «дебилизация», то, скорее всего, от неустроенности, от бедности, от совокупности социальных проблем, а не от шаманизма.