Ишь ты, Масленица!
Масленица — один из самых древних, истинно народных славянских праздников, возникший задолго до принятия христианства. Возможно, когда-то это был праздник новогодья, потому и отмечался он с таким размахом: предки наши радостно приветствовали возрождение солнца и наступление весны.
Борис Кустодиев. «Масленица»
В православной традиции Масленица оказалась привязана к Сырной седмице — последней неделе перед Великим постом (за семь недель до Пасхи). Она всегда приходится на конец февраля — начало марта. Масленицей праздник прозвали за то, что в это время дозволяется есть «скоромные» продукты, в том числе коровье масло; а название Сырная седмица объясняется тем, что на этой неделе в среду и пятницу принято было есть сыр и яйца.
В честь Масленицы повсеместно устраивались непременные народные гулянья и развлечения, пышные застолья, карнавалы с участием ряженых и музыкантов. Из-за принятого в это время весёлого разгула Масленицу величали в народе «широкой», «пьяной», «честной» и т. п. Однако с приходом христианства всё это праздничное буйство, а особенно связанные с Масленицей языческие ритуалы, вызвали резкую критику церкви. Многие священники с негодованием осуждали «непристойный разгул, неистовство и разврат», «игры бесовские».
И нельзя сказать, что отцы церкви были так уж неправы. Конечно, в первую очередь им не нравилась свойственная этому празднику и идущая ещё с языческих времен «лёгкость нравов», обычная для ритуалов плодородия. Однако нельзя отрицать, что на Масленицу возрастало и количество несчастных случаев, вызванных обычно чрезмерными возлияниями. И иностранные путешественники, и отечественные писатели не раз отмечали, что на масленичной неделе в больших городах бывает много погибших «с перепою» или в пьяных драках, а также в ритуальных сражениях «стенка на стенку». Из-за этого светские власти, в целом относившиеся к Масленице благосклонно, вынуждены были принимать меры, и постепенно празднование приобрело более благочинный вид. Например, обычные некогда сражения (вероятно, изображавшие борьбу зимы и весны) превратились в «захват снежного городка» или в состязания вроде бега наперегонки или метания дубинок.
В русской традиции празднование Масленицы начиналось с понедельника Сырной седмицы и продолжалось до воскресенья. При этом каждый день Масленицы имел свое название и за каждым были закреплены определенные ритуалы.
Понедельник именовался «встречей», так как в этот день «встречали Масляницу». К этому дню старались закончить все праздничные приготовления: закупали продукты, выбирали и украшали места для гуляний, делали горки и качели, приглашали гостей. В богатых домах уже начинали стряпать блины. Хозяйки давали блин детям, и те бегали, размахивая угощением и приговаривая: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное!». Потом ребятишки катались с горок и кричали: «Приехала Масленица!».
Местами уже в понедельник устраивали «встречу Масленицы» с ритуальным чучелом из соломы или ряженой девицей. «Масленицу» катали в санях с песнями и прибаутками. Говорят, в Сибири когда-то для «встречи» делали целые «корабли», которые потом возили на санях; в «корабле» сидела сама «Масленица», а с нею ряженые-скоморохи, музыканты, «медведь». За этим карнавальным поездом следовали толпы народа.
Вторник называли «заигрышем», потому что с этого дня начинались разного рода развлечения. Детишки и молодёжь катались с гор и на санях, качались на высоких качелях, участвовали в гуляньях.
Среда – это «лакомка», потому что с этого дня начиналось повсеместное угощение блинами и прочими яствами. «Без блинов – не Масленица!», «Как на масляной неделе из трубы блины летели!» – приговаривали в народе, и огромные стопки блинов выставляли повсюду, «сдобривая» их сметаной, маслом, икрой, мёдом. Хозяйки хвастались своим мастерством: у кого вкуснее да больше блинов. Блинами угощали всех знакомых, священников и просто прохожих, брали их с собой на гулянья и вечеринки. В некоторых местах на Масленицу по домам ходили ряженые или ребятишки, которые «колядовали» - поздравляли всех с праздником и требовали в награду блины. Ну а первый блин на Масленицу традиционно посвящался усопшим, его смазывали маслом и медом, после чего клали на божницу или слуховое окошко со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!».
Четверг – «широкий» или «разгуляй», с него начинался истинный всенародный праздник: катания на санях, ярмарки, скоморошьи выступления. В это время к гулянью присоединялись взрослые, семейные люди. Для них развлечения были и частью необходимых для благополучия обрядов: например, замужние женщины катались с гор и качались на качелях «ради длинного льна» и для обильного урожая.
Пятница – «тещины вечерки», а суббота - «золовкины посиделки». Масленица была временем особого чествования новых семей, когда молодоженов навещали, поздравляли и прославляли, а также старались ритуалами обеспечить крепость семьи, благополучие и дружеские отношения с родственниками. Так что среду, на «лакомки», теща обязательно приглашала к себе зятя с молодой супругой, в пятницу зятья звали «на блины» своих тещ, а в субботу невестки угощали сестёр и прочих родственников мужа.
Ввоскресенье – это «заговенье» на Великий пост, а также «прощеный день», потому что в это время принято просить у всех прощенья за вольные или невольные прегрешения. Считается, что перед постом нужно простить друг другу все обиды, чтобы очистить душу. Раньше ходили «прощаться» и с умершими на кладбище, оставляя на могилках блины.
В субботу или воскресенье масленичной недели традиционно устраивают «проводы Масленицы». Этот обряд в древности символизировал изгнание зимы и встречу лета; с него уже начиналась интенсивная подготовка к страдной поре, заключавшаяся не только в полевых работах, но и в многочисленных обрядах, стимулирующих плодородие земли.
Для «проводов» обычно делали соломенное чучело, которое называли «государыней Масленицей». Эту «Масленицу» катали на санях, либо сажали на колесо, прилаженное сверху на длинный шест, и торжественно, с музыкой и песнями, носили по селению. Возглавляли шествие скоморохи, а «провожать Масленицу» выходили все жители от мала до велика.
Как правило, куклу выносили за околицу, куда-нибудь на пустое и возвышенное место, и там торжественно сжигали, символически уничтожая таким образом зиму. Когда костер разгорался, в него бросали все остатки «масленичного обжорства», выкрикивая: «Гори, блины, гори, Масленица!», а ребятишки, подбрасывая солому в костер, заклинали: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!». Когда костёр догорал, золу из него раскидывали по полям (для хорошего урожая), а сами возвращались в деревню, напевая: «Ай, Масленица, обманщица! / До поста довела – / Сама удрала!», «Прощай, Масленица, / Прощай, красная! / Наступает великий пост, / Дадут нам редьки хвост».
Всем желаем весёлой и счастливой Масленицы!