Встряска организма и дивертисмент из любви. К юбилею Дины Рубиной
В 24 года она стала членом Союза писателей Узбекской ССР, в 26 – членом Союза писателей СССР, а в 37 лет эмигрировала в Израиль, где написала свои лучшие произведения и где живёт до сих пор.
19 сентября 70-летний юбилей отмечает выдающаяся русская писательница, лауреат премий имени Арье Дульчина, «Портал» и «Большая книга» Дина Рубина.
Родилась будущая писательница 19 сентября 1953 года в Ташкенте в семье выходцев из Украины Ильи Давидовича и Риты Александровны Рубиных. Закончила «элитную каторгу» – специальную музыкальную школу при консерватории для одарённых детей по классу фортепиано, «чёрт бы его побрал». Затем были консерватория, преподавание в Институте культуры и «прочий сор биографии, из которого давно уже выросли повести и рассказы».
Первый рассказ 16-летней Дины Рубиной «Беспокойная натура» был опубликован в журнале «Юность». В «Юности» она печаталась вплоть до отъезда из Советского Союза.
«Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем».
В конце 1990 года член Союза писателей вместе с семьёй «репатриировалась» в Израиль. К тому времени были опубликованы сборники её повестей и рассказов «Когда же пойдёт снег?..», «Дом за зелёной калиткой», «Отворите окно!» и «Двойная фамилия».
«Что бы я ни делала в Израиле – немножко служила, много писала, выступала, жила на «оккупированных территориях», ездила под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и в Иерусалиме, и в Москве... – всё это описано, описано, описано... Нет нужды повторяться».
Сегодня Дина Рубина – признанный классик современной русской прозы и автор 12 романов и трёх десятков сборников повестей и рассказов. По её произведениям сняты фильмы «На Верхней Масловке» Константина Худякова, «Двойная фамилия» и «Любка» Станислава Митина, «Синдром Петрушки» Елены Хазановой, сериал «На солнечной стороне улицы» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова.
Юбилеи писателей мы традиционно отмечаем публикацией цитат из их произведений. Сегодня это мысли автора и фразы героев романов Дины Рубиной «На солнечной стороне улицы», «Почерк Леонардо», «Бабий ветер», «Наполеонов обоз», «Маньяк Гуревич», повести «На Верхней Масловке» и других произведений.
Извините, кто-нибудь знает на какой улице живут любовь, доверие, взаимопонимание? Давно не виделись просто...
До известной степени любая картина художника – его автопортрет.
Бойся внезапной женской нежности. Это нежность подползающего удава, заранее жалеющего свою жертву.
Под интеллигентностью я понимаю, главным образом, редчайшее врождённое умение – не обременять собою окружающих.
Разве ты не знаешь: ежели кто ударит тебя по правой щеке, угости того шарлоткой!
Один день в неделю – для встряски организма – надо НЕ пить.
В Америке вся эта трогательная родственная близость и братско-сестринские объятия вызывают стойкие подозрения в: педофилии, инцесте, скрытых пороках, подавленном либидо – выбирай, что нравится. Под подозрением все. Все соблюдают дистанцию. Обнимаются без оглядки только на похоронах.
Семейная жизнь, конечно, на мой взгляд, штука паршивая, но, как говорит наша соседка, надо иметь с кем под старость выпить стакан чаю...
Вот напасть – как человек ничего не умеет, так во всём понимает и всех учит...
Есть два типа женского лица: «Подойди ко мне!» и «Отойди от меня!»
Дальше? А что – дальше? Дальше, как всегда в русской истории – катарсис с мочиловом.
Ну тогда давай поговорим. – Давай поговорим! – согласился он. И мы замолчали.
Комары здесь были особенные, не чета городским: медленные, ленивые, но очень дружные: летали эскадрильями.
Я встречала в своей жизни людей, которые умеют делать из любви блестящий дивертисмент... месяца на два. Знала и таких, кто всю жизнь угрюмо любит одного человека, и самозабвенно вкалывает на него, не требуя благодарности. Я не знаю – что лучше. Что же касается умения «быть любимым» – тут всё гораздо сложнее. Оно присуще только очень эгоистичным, умным и расчётливым людям.
Каждый человек своими руками лепит сюжет своего романа... Только не у каждого хватит мужества признать, что он не главное действующее, а эпизодическое лицо...
Фото: Елена Мулина / ИНТЕРПРЕСС / ТАСС, kinorium.соm