Рака Невского и «Троица» Рублёва: 2:0 в пользу РПЦ
Всё-таки мы живём в уникальное время, ибо разбазаривания великих культурных ценностей такого уровня наша страна ещё не знала.
С разницей в сутки в СМИ появились новости о передаче (в РПЦ предпочитают использовать термин «возвращение прежнему владельцу») сразу двух шедевров мирового искусства на хранение Русской православной церкви. В ближайшее время серебряная гробница Александра Невского и икона «Святая Троица» Андрея Рублёва переедут соответственно из Государственного Эрмитажа в Александро-Невскую лавру и из Государственной Третьяковской Галереи по маршруту «Храм Христа Спасителя – Свято-Троицкая Сергиева Лавра».
Первая сделка осуществлена по договору между Эрмитажем в лице генерального директора Михаила Пиотровского и Санкт-Петербургской епархией в лице митрополита Варсонофия при непосредственном участии Министерства культуры. Договор о передаче права на хранение гробницы составлен на 49 лет. Однако простым переездом дело не ограничится: в Александро-Невской лавре, опять же с согласия руководства Эрмитажа и Министерства культуры, рака будет соединена с мощами Александра Невского. Которые, к слову, как выяснилось при их изъятии из раки в 1922 году, не факт, что Александра Невского.
Вторая сделка свершилась и вовсе по прямому указу президента страны, но опять же воплощается в жизнь под контролем воздерживающегося от комментариев Министерства культуры.
Здесь, как и в случае с гробницей и мощами, простым хранением реликвии РПЦ ограничиваться не собирается. Патриарх Кирилл, в частности, предложил «отпраздновать» победу Церкви над Третьяковкой выставлением «Троицы» Рублёва для «общенародного поклонения» в Храме Христа Спасителя уже 4 июня.
«Принимая во внимание особую историко-культурную ценность данной иконы, полагаю правильным в этом году организовать её принесение на праздник Святой Троицы из Третьяковской галереи в кафедральный соборный храм Христа Спасителя города Москвы с пребыванием иконы в этом храме в течение двух недель, дабы обеспечить возможность доступа к ней широкому кругу верующих», – заявил предстоятель РПЦ во время заседания Синода.
В общем, РПЦ ликует, строит планы по «юзанью» новых старых игрушек и говорит о чём угодно, кроме бережного отношения к отвоёванным ценностям.
О новых условиях хранения раки и «Троицы», которые будут обеспечены служителями культа, информации нет. Руководство Эрмитажа и Третьяковки выражают надежду, что необходимые условия, в том числе температурные, будут созданы. Хотя логичнее было потребовать от РПЦ создание этих условий и проконтролировать процесс до передачи экспонатов, а не после.
Борьба Русской православной церкви за гробницу и «Троицу» непрерывно велась с тех пор, как ей позволили приподнять голову после распада Советского Союза. И все эти тридцать с лишним лет искусствоведы, учёные и реставраторы в один голос возражали против передачи произведений искусства РПЦ, которая не в состоянии обеспечить шедеврам «музейных» температур и условий хранения. Не говоря о проблемах с транспортировкой и охраной.
В поисках компромисса в 2013 году было принято решение о создании точной копии гробницы Александра Невского для передачи в Лавру с тем, чтобы освятить её и соединить с мощами, не рискуя сохранностью оригинала. Однако ни государство, ни тем более РПЦ раскошелиться на финансирование создания копии серебряного шедевра так и не сподобились.
Примечательно, что одним из главных противников передачи раки РПЦ был именно Михаил Пиотровский, сегодня утверждающий, что «сакральное значение памятника важнее его художественной ценности».
«Эрмитаж исходит из того, что в данный геополитический момент для судеб страны и социального мира в ней соединение мощей с гробницей на территории лавры приобретает особый смысл», – написал Пиотровский в официальном Telegram-канале Эрмитажа.
В то же время директор Эрмитажа признаёт, что если РПЦ не сможет «воссоздать уникальные условия состояния воздуха», которые с огромным трудом были созданы для хранения раки в Эрмитаже, то «хрупкая гробница погибнет». Вот такая нелогичная последовательность мыслей от главного ответственного за сохранность экспонатов Государственного музея.
Впрочем, сегодня многие деятели искусства предпочитают либо поменять свою точку зрения на, казалось бы, неоспоримые истины, либо помалкивать. Тем ценнее мнение тех, кто продолжает бесстрашно и немолчаливо оставаться на стороне здравого смысла.
Среди последних – недавно назначенная директором Пушкинского музея Елизавета Лихачёва, со свойственной ей прямотой заявившая, что «Святая Троица» Рублёва имеет для страны не религиозное, а искусствоведческое значение, и в случае передачи на хранение РПЦ «главный русский вклад в христианскую иконографию», скорее всего, погибнет.
«Эта икона никогда не была представлена как чудотворная. Она может быть просто утрачена, она может развалиться на части: там три доски, и они не очень хорошо скреплены между собой», – цитирует Лихачёву ТАСС.
Схожее мнение высказал в интервью «МК» и заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствоведения Лев Лившиц, состоящий в расширенном реставрационном совете при Третьяковской галерее:
«На реставрационном совете в Третьяковской галерее категорически было сказано, доказательно, с демонстрацией всего на свете, что этот памятник древнерусского искусства не может быть тронут с места. В результате этих непродуманных действий икона погибнет. Это единственный результат. Просто погибнет. И вам будут показывать муляж».
Опасения Лихачёвой и её единомышленников небеспочвенны. Специалисты, не стесняясь в выражениях, называют климат в Троицком соборе, с его неизбежными перепадами температуры и влажности, «чудовищным» и «смертельным» для шедевра XV века.
За примерами, когда служители храмов пренебрежительно относились к рекомендациям музейных специалистов и не соблюдали условия хранения переданных им произведений искусства, далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить Боголюбскую икону Божией Матери, которая, будучи переданной в 1993 году Владимирским краеведческим музеем в Успенский Княгинин монастырь, спустя 16 лет была возвращена реставраторам в катастрофическом состоянии, потребовавшем шесть лет восстановительных работ.
Всего год назад, несмотря на протесты реставраторов, «Троицу» Рублёва постановлением Минкультуры всё‑таки вывезли из Третьяковки в Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры на время торжественных мероприятий в честь 600‑летия обретения мощей святого Сергия Радонежского. Последствия для иконы были плачевными, несмотря на круглосуточное дежурство в соборе сотрудников музея.
Теперь шедевр Рублёва передают РПЦ навсегда, и скорее всего, когда грянет гром, то восстанавливать реставраторам будет уже нечего.
Что ж, у Ольги Любимовой на руках все карты для того, чтобы войти в историю министром культуры, при попустительстве и прямом участии которого Россия лишилась шедевров, составляющих её национальное достояние.
Фото: rtr-vesti.ru, Сергей Архипкин / tourister.ru