Сегодня Семен-день (Симеон-летопроводец)
Название летопроводца преподобный Симеон получил на Руси от того, что в день его памяти - 1 сентября ст.ст. - славяне оканчивали и провожали лето.
В Мирском Потребнике 1639 г. описывается обряд, совершавшийся некогда в этот день на ивановской площади в Москве, между Архангельским и Благовещенским соборами; заключался он в том, что патриарх в "самой величественной обстановке", в присутствии царя и при большом стечении народа, совершал "молитвословие о благословении наступающего лета", после чего все присутствующие поздравляли друг друга с началом нового года. После этого молитвенного торжества все старались "ознаменовать начало года деяниями благотворительными": люди богатые посылали еду и разные необходимые вещи живущим в странноприимных домах, а люди менее зажиточные раздавали милостыню.
На Симеона Летопроводца русские государи некогда устраивали свой личный суд, на котором разбирали все имеющиеся жалобы. При этом в грамотах царей Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича значится, что монастырским людям и крестьянам "назначалось три срока в году ставиться на суд царский, именно: Семен день, Троицын день и Рождество Христово".
Поскольку по старому стилю день Симеона Столпника приходился на 1 сентября, с ним было связано большое количество начинаний или завершений работ, сроков и т.п. Так, в старину на Летопроводца в сельском быту оканчивались все торговые и хозяйственные договоры и сделки. Некогда с этого дня начиналась подготовка к военным походам.
С Семен-днем в древности связывался довольно важный обряд - так называемые постриги и сажание на коня при переходе из младенчества по четвертому году. Говорили: "На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай". Об этом обычае довольно часто упоминается в летописях начиная с 1191 г. Обычай этот, судя по всему, соблюдался преимущественно княжескими родами и т.п.; само свершение его в старину (особенно в родах княжеских) имело, по-видимому, церковный характер: так, в 1-й Новгородской летописи сообщается, что обряд пострижения над Ростиславом, сыном князя Михаила, совершался в 1230 г. в Новгороде у св. Софии, и при этом замечается, что постригаемому "уя влас архиепископ Спиридон".
Другим немаловажным обычаем дня Симеона летопроводца был обычай "хоронить" мух, блох, тараканов и прочих домашних насекомых, чтобы они не водились в доме. Этот деревенский обряд совершали преимущественно девушки. Заключался он в том, что мух и тараканов хоронили в специально изготовленных коробочках и т.п., причем такие "похороны" нередко сопровождались плачами или, наоборот, веселыми песнями.
Со дня Симеона Летопроводца в деревнях начинались так называемые засидки, т.е. работа в избах при огне. При этом под Семен-день принято было вечером гасить старый огонь, а утром зажигать новый, добываемый по этому случаю особым образом - вытиранием из дерева; такой огонь в народе называли новым или "живым" огнем.
День Симеона Летопроводца во многих местах считался праздником псарных охотников, днем первого выезда в отъезжее поле. С этого дня начинался охот-ничий сезон; у охотников в обычае было в этот день притравливать зайцев.
Время с Семена-дня до Гурия (28 ноября) в народе иногда называлось свадебными неделями и считалось самым добрым временем для свадеб.
По поверьям, переходы в Семен-день на новоселье - к счастью и веселью.
На Симеона Столпника солят огурцы.
Там, где имеются бахчи, в Семенов день снимают с гряд дыни, арбузы.
Во многих местах с этого дня начинали копать картофель.
Яровое к Симеону Столпнику обязательно убирается. Коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь. Оттого и говорили в народе: "Семен-день - семена долой".
В некоторых местах к Семен-дню приурочивался приурочивался озимый сев. В народе говорили: "В Семен-день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони" (или: "На Семен-день до обеда паши, а после обеда руками маши"). Присловье это понималось по-разному: иногда - как намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем, но чаще - как напоминание о завершении работ с землей.
Если на Семен-день теплая погода, то вся зима будет тепла.
Если Марфа грязна вышла, то осень должна быть дождливой (Пинежье).
Сухая осень, коли на Семен-день сухо.
На Семен-день ветер дует из южного края - будет зима гнилая или теплая.
Если на Семен-день ветер из-под солнца, зимой ветры будут с севера (Воронежская губ.).
На Семеновы осенины много тенетника - осень долгая и ясная.
Если дикие утки садятся, а скворцы не отлетают - осень протяжная и сухая.
Если гуси улетают на Семен-день, жди ранней зимы (Подмосковье).
После Семена журавли отлетают в теплые края.
По поверью, на Симеона Столпника ласточки вереницами ложатся в озера и колодцы, где и зимуют.
В некоторых местах считалось, что на Семен-день ужи (или угри, змеевидные рыбы) выходят на берег и ходят по лугам на три версты, купаясь в росе.
На Семен-день, по народному убеждению, черт меряет воробьев меркою: сколько взять себе, а сколько выпустить; для этого все воробьи собираются к нему, и потому в Семен-день их нигде нельзя увидеть.
Со дня преподобного Симеона Столпника начинается так называемое бабье лето. Говорили: "Святой Симеон лето провожает, бабье лето наводит", "с Симеона Столпника - бабий праздник и бабьи хлопоты". Вообще, бабьим летом издавна называлось время с Семен-дня по день Рождества Богородицы (21 сентября); очевидно, такое название этому времени было дано потому, что в это время обычно начинались различные сельскохозяйственные работы (например, трепание пеньки, мочение льна и т.п.), которые выполняли преимущественно женщины на открытом воздухе; по сравнению со страдной летней порой это время считалось довольно легким.
Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведренная, и наоборот. Бабье лето ненастно - осень сухая.
С Семен-дня начинали мочить коноплю, сушить и мять лен.
Лен стели к бабьему лету, а подымай к Казанской (4 ноября) (Нижегородская губ.).