Святые и угодники
Новое тысячелетие — новые святые. Католики в срочном порядке готовятся канонизировать недавно отошедшего к Господу папу Павла Иоанна II, у православных свои святые и угодники…
Но не всегда так было, в первом тысячелетии христиане не делили святых на своих и чужих. Вот, например, Кирилл и Мефодий, чьи святые? Жили они, когда не было деления на католиков и православных, а было этногеографическое деление церквей. Разделение церквей на западную (Римскую) и восточную (Византийскую), случилось после того, как римский император Константин временно перенес столицу империи из Рима в Константинополь на место греческого поселения Визант.
По инициативе того же Константина по спорным вопросам начали собирать Вселенские соборы, на которых утверждали одни Символы веры для всех церквей. На одном из таких соборов восточная церковь не приняла филиокве (filioque, лат. - и от Сына) - исхождение Св. Духа не только от Бога-отца, но “и от сына” в догмате Троицы. Это положило начало разногласиям. А к середине 11 столетия накопилось уже столько разногласий, что церкви разделились окончательно на католическую и православную.
Но в IX веке, когда жили Кирилл и Мефодий, не было грызни католиков и православных о том, чей святой святее, а грешник грешнее.
Константин философ
На берегу Эгейского моря в городе Фессалоники (ныне Салоники), втором по величине в Византии, жила большая греческая семья. Мать звали Марией, а отца - Львом. Детей у них было много, старший - Мефодий, младший - Константин. Вокруг их города - сплошь славянские поселения, и со временем сам город стал наполовину славянским. Даже один из императоров, Василий Македонянин, был славянином. Греческая и славянская речь звучала вперемежку в Фессалониках так, как ныне немецкая и английская - в Голландии.
Лев был важным военным, много лет ходил в походы и мечтал о той же карьере для детей. Мефодий пошел по стопам отца, а Константин втихаря стал сам учить языки. Из одного похода Лев привез сочинения Григория Богослова на латыни, а дома была такая же книга на греческом. Сравнивая эти книги, отрок Константин справился с латынью очень быстро.
Мефодий ушел в поход с отцом, а младший остался дома с книгами, но вскоре его жизнь круто изменилась - отец скончался от ран.
В столице государства, Константинополе, жил родственник семьи - Феоктист. Он там занимал должность логофета - это вроде как наш премьер Фрадков и министр обороны Иванов в одном кресле. Детей у этого “фрадкова-иванова” не было, и он взял к себе и сделал приемным сыном 14-летнего Константина. Обучали юношу в столице вместе с наследником престола, будущим императором Михаилом. Среди учителей и наставников был Лев Математик и будущий знаменитый патриарх Фотий. Через 7 лет Константин стал одним из самых просвещенных людей государства. Стоял выбор - к чему приложить образованность? Юноше предложили много почетных должностей с роскошной жизнью. Но он занял скромное место патриаршего библиотекаря. Вскоре юноша стал широко известен прозвищем Философ. Грецию блестящей образованностью удивить было трудно. Но у Константина образованность сочеталась с глубокой духовностью - явление редкое в веках и народах. Знания, пропитанные любовью, это как, воздух пронизанный солнцем - всем ясно.
Проявить то и другое у Константина было много возможностей. Тарарам на площадях у греков был всегда, что у философов, что у христиан - спорили до победы. А когда заходили в тупик, звали Константина- Философа.
В те времена у христиан был очень модным спор об иконах: одни были против икон, другие - “за”. И иконы то вносили в храм, то выносили в зависимости от исхода последнего диспута. Константин в этом споре победил главного иконоборца - Иоанна Грамматика.
Мефодий к тому времени стал большим военным начальником в славянских землях, что-то вроде губернатора Дарькина, в мундире командующего ТОФ Федорова и с полномочиями того и другого.
Константин получил место профессора и сан священника.
Как священника, знающего языки, его однажды послали крестить уверовавших болгар. Крестил он их и уехал опечаленный, понимая, что просвещение народа без Библии на родном языке подобно писанию вилами по воде.
Словом веры дарил свободу рабам
Диспуты и с язычниками тоже велись по апостольской традиции (как это делал когда-то в родных Фессалониках апостол Павел) - на площадях и при большом скоплении народа. Священника Константина-Философа послали на такое публичное состязание в арабскую страну: победит он мусульман - отдадут арабы пленных греков, нет - останутся те рабами. Арабские мудрецы перед диспутом много чего болтали между собой, не кумекая, что молодой священник понимает их язык, а Коран знает наизусть. Сам эмир явился на поединок и, услышав ответы Константина, тут же прекратил спор и стал его переманивать к себе на службу, на что юноша ответил: “Ты образованный человек и наверняка знаешь, что многие из великих предпочитали казнить перебежчиков, а не пользоваться их услугами”.
Сотни рабов вернулись домой, а Константина вскоре вновь отправили с тем же посольством к хазарам. В период этой поездки он несколько месяцев прожил в Херсонесе, древние развалины которого можно увидеть на окраине Севастополя. Константин искал там могилу Климента - ученика апостола Петра. В 101 году Климент стал третьим после апостола Петра главой Римской церкви.
Как известно, гонения на христиан в Римской империи продолжались до правления императора Константина. При Нероне казнили апостола Петра после того, как наслушавшись его проповедей, две жены императора крестились и сбежали из дворца. Петр мог убежать из Рима, но имел видение и, оставшись, принял смерть на кресте. При этом попросил повесить себя вниз головой, считая себя недостойным смерти подобной Спасителю.
Завоевавший полмира, все повидавший Рим изумился любви, которая была крепче смерти. Любимого ученика Петра - Климента - не казнили тогда, он был сослан на каторжные работы в Херсонес - окраину Римской империи. Но и там он оказался достойным своего учителя - не отказался от веры.
Его долго пытали, а потом казнили - привязали к якорю и бросили в море. Христиане тайно подняли его, да так и похоронили привязанным к якорю.
Все это хорошо знал Константин и положил себе на душу найти могилу святого. После долгих поисков захоронение было найдено. Освободив скелет от якоря, положили его в специальную раку. Тогда же, в Херсонесе, нашел Константин Библию, написанную на неизвестном ему языке, и его посетила мысль, что Слово Божье можно читать не только, как было принято: на древнееврейском, греческом и латыни, а и на родном языке любого народа, будь он даже варварским.
Из Хазарии простой священник Константин вернулся с очередной партией освобожденных рабов-греков.
Славянская письменность
В это время Мефодий оставил свою военную службу в славянских землях. Там сменилась власть, их родственник логофет умер, а новый назначил славянам слишком большие налоги. Они восстали, а Мефодий отказался их усмирять и ушел в монастырь. Туда к нему и приехал Константин и поделился волновавшей его мыслью - создать письменность для варваров-славян.
Братья решили сразу - буквы должны быть красивыми, а когда человек пишет, его рука должна ходить легко, без устали.
Выглядели братья забавно: они стояли друг против друга с большими палками, и выписывали буквы на песке, стирали и писали новые. Буквы придумать нелегко, но куда труднее познать законы языка, и это под силу оказалось только Константину Философу.
Братья с головой ушли в перевод Библии.
А вскоре опять пришла просьба от правителя Моравии прислать священников, которые говорят по-славянски. Народ там толпами принимал христианство, а толковать Писание было некому. Поэтому радость о прибытии Мефодия и Константина неслась по Дунаю от села к селу. Первым сел учить славянскую азбуку правитель страны князь Ростислав. Вскоре у братьев от учеников не было отбоя.
Первую службу на славянском языке в столице Моравии провел сам Константин, помогал ему Мефодий с учениками. Летописец вспоминает: “То было чудное мгновение! Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы”. Славяне лопались от гордости, что всех обскакали, у других народов Европы - немцев, бриттов, франков - не было своей письменности. Немецкий король, которому была подвластна Моравия, страшно разозлился, ему подпел и немецкий архиепископ, который читал проповеди на латыни. Братьям запретили просвещать славян. Спор мог решить только папа Римский, к нему и отправились братья.
Назло немцам
С братьями были мощи святого Климента. Дело в том, что Константин никогда не расставался с ними. Обретя мощи в Херсонесе, он взял их в Византию, а затем - в Моравию. Складывается узор, что мощи святого Климента покровительствовали Константину в создании славянской азбуки и просвещении славян. Почему? Судите сами!
Рим замер в ожидании мощей Климента, ведь он был уроженец этого города, любимый ученик апостола Петра, третий папа Римский! Такого подарка Римской церкви никто не делал никогда. Между тем, в Риме давно был построен в честь Климента недалеко от Колизея храм, который словно ждал домой святого. В этот храм и поместили его мощи. Папа Адриан был рад без памяти, римская церковь тут же назло немцам признала, что славянский язык равен греческому, древнееврейскому и латыни. Папская благодарность пошла так далеко, что он повелел в главных соборах Рима провести несколько богослужений на славянском языке.
Вот такой замечательный был этот святой Климент, третий папа Римский - небесный попечитель славянской письменности.
Конечно, во всяком народе есть интеллектуальный плебс, который кичится своей ученостью. Были такие и в Риме. Они презирали невежественных славян, считая их недостойными просвещения. Славянский язык находили варварским для Слова Божия - только греческий, латынь и древнееврейский. Но на публичном диспуте Константин их славно сделал, напомнив, что именно на этих трех языках Пилат повелел написать на Кресте Господнем: “Иисус Христос, Царь Иудейский”. Прыти у гордецов поубавилось, зато ненависть возросла. А тут еще папа Римский поддал жару, предложив возвести Константина в сан епископа, с дальним прицелом на место кардинала, а там, глядишь.... Но Константин как всегда отказался...
Историки поговаривают, что завистники подсыпали Константину какое-то зелье.
Так или эдак, но Константин Философ скоропостижно заболел. Извещенный Господом за 50 дней о грядущей кончине, он принял монашескую схимну и взял новое имя - Кирилл, под которым всем известен и доныне. Он призвал брата Мефодия и попросил докончить начатое дело по просвещению славян.
Умер первый учитель славянских народов и создатель письменности 14 февраля 869 г., в возрасте 42 лет. Мефодий хотел увезти тело брата на родину, в Византию. Но папа Римский Адриан решил похоронить Кирилла в главном храме христиан - соборе святого Петра, на предназначенном ему самому месте. Мефодий, памятуя, как не любил брат пышность и почести, уговорил папу похоронить Кирилла в храме Климента, рядом со святыми мощами.
Никогда не видели ни до, ни после, чтобы простого священника, чужестранца, хоронил весь христианский Рим.
Может быть, был Кирилл, согласно закону реинкарнации (перевоплощения), в прежнем воплощении Климентом? Жаль, что этот закон, хорошо известный первым христианам, был отменен на одном из Вселенских соборов по общему согласию западной и восточной церквей. Так что вопрос получается еретический, что для православных, что для католиков. А диспуты с еретиками ныне заменены дискотеками - не пофилософствуешь.
Один среди немцев
Вскоре папа Римский рукоположил Мефодия в архиепископы Моравии, и немцам он стал неподвластен. Но папа плохо знал немцев. Когда Мефодий прибыл в Моравию, его тут же арестовали немцы и отправили в швабскую тюрьму, где пытками заставляли отречься от славянской письменности и обещали ослепить, чтобы не видел он ни славянских, ни иных книг.
Но восстал народ Моравии, что-то вроде оранжевой революции случилось, да и папа Римский подсобил - прислал пугалку немецким священникам. Мефодия отпустили, он остался в Моравии и с любимыми учениками перевел на славянский те книги, которые мечтал перевести его брат Константин Философ, святой Кирилл. Кто держал в руках одну только Библию, поймет, что это за труд был. В конце дней Мефодий был почти неподвижен, писать не мог, но диктовал подолгу, несколько писцов менялось за день.
4 апреля, в Вербное воскресенье 885 года, он попросил перенести его в церковь, где попрощался с моравским народом. 6 апреля в столице Моравии Велеграде плакал весь народ, плакали жители окрестных деревень...
Вскоре немцы изгнали всех учеников Кирилла и Мефодия из Моравии, их приняла Болгария. Гонимые принесли свет знания в землю своего изгнания. Неисповедимы пути Господни в деле духовного просвещения землян с целью воспитания вселенского человека. Через 20 лет болгары перевели на родной язык все лучшие книги мира. Сами стали писать стихи и прозу. Даже болгарский правитель написал книгу. Ну а дальше...
Есть, конечно, много других преданий о жизни святых Кирилла и Мефодия, и каждый, будь он атеист или верующий, выберет, что ему ближе.
А чьи святые Кирилл и Мефодий - православные или католические, судите сами. По-моему, просто Божьи.
Православные угодники
Что касается канонизации новых святых, то это дело сугубо церковное. Озадачивает другое - раздача пригоршнями наград со святыми именами православной церковью. Дело доходит до казусов. Например, когда Евгения Наздратенко РПЦ наградила Орденом Святого Андрея Первозванного, то вскоре выяснилось, что орден этот - государственный, и церковь на его раздачу права не имеет. Дело как-то стали заминать, суетно переименовывая орден в знак. Хотя знак, мне видится, был в другом - призадуматься о совместимости имен святого Андрея Первозванного и экс-губернатора Наздратенко. Увы! Вскоре церковь опять удивила честной народ, на этот раз уже в самой первопрестольной РПЦ вручила орден Святого Сергия Радонежского авторитетному предпринимателю, Александру Михайлову, известному мирянам всей Москвы вплоть до Урала более, как Михась. Следом ему пожаловали еще орден Благоверного князя Даниила Московского. Народ заволновался, но все быстро успокоились, когда такой же орден был вручен начальнику Алтайского управления исполнения наказаний Александру Семенюку. Тут и другие подтягиваться начали. И вскоре РПЦ наградила руководство исправительной колонии N1 в Больших Перемерках Тверской области в лице начальника колонии Вадима Данилова и его заместителя по производству Владимира Львова теми же орденами Святого Благоверного князя Даниила Московского, III степени за многолетнее сотрудничество с Русской Православной Церковью...
На сегодня не могу точно сказать, сколько самых авторитетных предпринимателей, губернаторов и тружеников колючей проволоки в России не имеют церковных наград, но достоверно известно, что нашего губернатора среди них нет. Наш губернатор, Сергей Дарькин, награжден орденом Сергия Радонежского II степени. Вместе с ним Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин вручил высокую награду Русской Православной Церкви - орден Святителя Макария, митрополита Московского, III степени ректору ДВГТУ Геннадию Турмову. Как сообщили ИА “Дейта.RU” в пресс-службе Владивостокской епархии, этим отмечены его труды по строительству храма-часовни святой мученицы Татианы и вклад в духовно-нравственное воспитание студентов одного из старейших вузов Дальнего Востока.
Накануне Нового года Патриарх Московский и всея Руси наградил командующего Тихоокеанским Флотом В. Федорова - орденом Даниила Московского III степени, генерального директора ОАО “Владивостокский морской торговый порт” М. Робканова - орденом Серафима Саровского III степени, ректора ДВГУ В. Курилова - орденом равноапостольного князя Владимира III степени, депутата Законодательного собрания Приморского края В. Хмеля - орденом Серафима Саровского III степени, атамана Уссурийского казачьего войска В. Полуянова- орденом князя Даниила Московского III степени. И это всего за один последний год! Словом, кипит духовная жизнь Приморья, как и всей страны - столько новых православных угодников на Руси каждый день появляется и все азбуку знают, никого больше просвещать не нужно! Только отчего-то не смею сказать: “На радость Кириллу и Мефодию”.