Оп, и нет его! Кехман съел Боякова по Промыслу Божию
Нет, так неинтересно. Только театральное сообщество приготовилось наблюдать за захватывающим поединком двух щитомордников, волею Минкульта посаженных в один серпентарий, как схватка закончилась, даже толком не начавшись.
27 октября Министерство культуры России сообщило о назначении Владимира Кехмана генеральным директором МХАТа имени М. Горького. А уже в ночь на 2 ноября художественный руководитель театра Эдуард Бояков огорошил новостью о своём увольнении. Публика даже попкорном запастись не успела.
«Я уволился из МХАТ им. Горького. Директор Владимир Кехман вечером предложил мне написать заявление. Я это сделал, несмотря на то что у меня пятилетний контракт. Устраивать оппозицию или фронду в ситуации когда руководство не хочет со мной работать – не в моих правилах», – написал Бояков в своём аккаунте Facebook (пунктуация сохранена).
На следующий день свергнутый худрук недвусмысленно намекнул на то, что стал жертвой заговора Дорониной и Путина, добавив, что был готов к такому повороту событий, каждый день приходя в театр как в последний раз:
Я был давным-давно готов к этому. Как ещё могло быть когда ещё год назад ТД (президент театра Татьяна Доронина – прим. Бабра) с президентом почти час говорила?
Мы бы на месте президента обиделись. Если бы он даже и прислушался к народной артистке, то не стал бы тратить год на обдумывание, а затем прибегать к помощи Кехмана, скромно оставаясь в стороне.
Ну а Кехман тем временем снимал на камеру показательные выступления по снятию портрета Боякова в фойе театра на радость висящей рядом Дорониной.
«Татьяна Васильевна, смотрите: оп, и нет его! Люблю вас очень, спасибо вам большое», – прокомментировал свои действия эпатажный гендир.
Смешно? Было бы очень, если бы не выглядело столь показушно-нелепо, а перед камерой не кривлялся директор федерального театра.
Кстати, Владимир Абрамович уже пообещал «вернуть Доронину в театр». Ни возраст (в сентябре легендарной актрисе и режиссёру исполнилось 88 лет), ни сомнительные творческие достижения МХАТа Горького под её 30‑летним руководством Кехмана не смущают. Впрочем, он вряд ли вникал в исторические детали и творческие нюансы. В драматические театры, по его утверждению, он «ходит редко», спектакли Дорониной (и Боякова, кстати, тоже) наверняка в глаза не видел, и вообще убеждён, что МХАТ распался на два театра при Брежневе, которому к тому времени уже пять лет носили цветы на могилку у Кремлёвской стены.
«Здание долго строилось, потом МХАТ разделился, и Брежнев принял решение отдать его Татьяне Васильевне», – заявил свежеиспечённый директор о здании своего театра в интервью «МК» 27 октября.
В общем, Бояков может быть доволен. Лучшего окончания карьеры во МХАТе для него придумать было невозможно. Да, его не любили, многие чуть ли не проклинали. Но когда тебя увольняет Кехман – ты сразу становишься положительным героем.
Ущербнее всех в этой ситуации выглядит Министерство культуры и лично министр Ольга Любимова, чьё киношное прошлое и отдалённость от мира театра не вспомнил в эти дни только ленивый. Согласитесь, когда профильное ведомство узнаёт об увольнении руководителя, с которым оно за полгода до этого оно заключило пятилетний контракт, из СМИ – выглядит это странно.
«Для нас абсолютной неожиданностью стало увольнение художественного руководителя МХАТ. Мы узнали об этом из СМИ», – цитирует ТАСС пресс‑службу Министерства культуры.
И здесь варианта всего два: либо Любимова в ущерб собственной репутации решила снять Боякова руками Кехмана, чтобы самой не замараться, либо у министра культуры полностью потерян контроль над ситуацией в подведомственных учреждениях. И в том и в другом случае плюс Министерству культуры поставить не за что.
Примечательно, что герои конфликта всячески выводят из‑под удара госпожу министершу, солидарно видя причину произошедшего в воле гораздо более влиятельного персонажа.
Кехман в день назначения 27 октября: «Все, что неожиданное – это Божье».
Бояков на следующий день после увольнения 3 ноября: «Спасибо Боженьке за всё».
Вот так. И явление во МХАТ Кехмана, и изгнание из него Боякова – это Промысел Божий, и Министерство культуры здесь ни при чём.
О достижениях Эдуарда Боякова в должности художественного руководителя МХАТа имени Горького читайте в материалах Бабра:
Пьянству – бой! Новая метла МХАТа в борьбе за трезвое искусство
Апогей цинизма и лицемерия, или Как «друзья МХАТа» решили судьбу МХАТа
Фото: Александр Андреев / РИА Новости, Алексей Майшев / Известия