Михаил Поздняев

© Новые Известия

Религия Россия

1722

07.04.2005, 13:10

Архиепископ Тадеуш Кондрусевич: «Папа всегда призывал: не бойся!»

Глава католической Митрополии в России архиепископ Тадеуш Кондрусевич сегодня уезжает в Рим для участия в погребении Папы Иоанна Павла II. Накануне отлета архиепископ ответил на вопросы обозревателя «Новых Известий».

– Ваше Высокопреосвященство, Иоанн Павел II скончался в дни католической Пасхи. Какой духовный смысл вы видите в этом совпадении?

– Мы скорбим о нашем понтифике, но в то же самое время смотрим на его переход в мир иной через призму Воскресения Христова. Умирая, он сам написал: «Радуйтесь вместе со мной!» Папа встретил Пасху, хоть и не мог возглавить богослужение, он благословил народ Божий, хоть и не в силах был произнести праздничного поздравления. И умер он в конце Пасхальной недели, мало того, в канун Благовещения девы Марии. Так что печаль наша светла: Папа вверил свой понтификат Божией Матери.

– Как бы вы оценили положение той части осиротевшей паствы Папы, что живет в России?

– Мы – «церковь меньшинства». В Москве 65 тыс. католиков, по всей России официально почти 700 тыс., но, по данным экспертов, должно быть не менее 1 процента, то есть полтора миллиона. С тем, что мы меньшинство в численном измерении, мы готовы согласиться, но не с положением, которое занимаем относительно «традиционных конфессий».

У нас зарегистрировано 220 приходов, но треть из них не имеют своих храмов. Трагически выглядит ситуация в Москве: здесь 6 приходов, но только два храма. Все наши настойчивые просьбы передать нам здания под храмы наталкиваются на глухую стену молчания властей. Католики в России находятся в вынужденной диаспоре. Нам постоянно напоминают о «канонической территории Русской православной церкви», забывая о том, что, хотя Русь приняла крещение византийского обряда в конце Х века, уже в ХII веке на территории нашей страны было много католических храмов и монастырей. Нам решительно непонятно, почему нас продолжают считать «нетрадиционной конфессией». Это обидно и тяжело.

– Мы безмерно благодарны Иоанну Павлу II за внимание не только к нам, российским католикам, но и вообще к России, в том числе и к РПЦ. Во время его понтификата были восстановлены структуры католической церкви, существовавшие до революции. Папа стремился и к восстановлению тех добрых отношений, которые до 1917 года были между нами и православными.

При каждой нашей встрече с Папой за годы после того, как я ровно 14 лет назад стал архиепископом и главой всех католиков европейской части России, он говорил мне: «Ты должен всегда помнить слова Божией Матери, сказанные в Фатиме, о том, что Ее Пренепорочное сердце восторжествует, и Россия возродится». Папа верил, что однажды Европа свободно задышит двумя легкими, только тогда и Россия возродится, поскольку она – сердцевина и Запада, и Востока. Папа внушал мне при каждом разговоре невыразимую энергию. Даже при последней встрече 8 марта, в больнице. Я долго ждал в прихожей, потом мне сказали, что к Папе можно войти. Я зашел в палату с таким волнением, с каким никогда к нему не входил. И он, сидевший в кресле, только что перенесший операцию, с трубкой в горле, про которого писали в газетах, что он не в силах слово сказать, высоко поднял голову, улыбнулся и громогласно воскликнул: «Что слышно в Москве?»...

Эту последнюю встречу я до сих пор переживаю до слез.

– А какой была ваша первая с ним встреча?

– Заочная, но глубоко мною пережитая, как будто я с ним увиделся лицом к лицу, – когда кардинала Краковского Кароля Войтылу избрали Папой, а я учился в Каунасе в духовной семинарии.

У нас там не было ни телевизора, ни радио, а только у дежурного был маленький приемник VEF-Spidola, чтобы знать время, когда кого разбудить, когда кому напомнить о назначенном послушании. И вот вечером 16 октября 1977 года Папой стал Войтыла, а утром я заступил на дежурство и услышал его знаменитые слова: «Не бойтесь!», которыми он начал свою интронизационную речь.

Не забуду, как целый день ко мне подходили самые разные люди и спрашивали: «Действительно, Папой стал НАШ?»

Вот что надо понять всем тем, кто этого так и не понял. В те тяжелейшие дни для всех искавших правду и истину граждан СССР случилось чудо и милость: Папой Римским стал свой человек. Знакомый со всеми превратностями социалистической системы, прошедший и войну, и не понаслышке знакомый с «прелестями» КГБ, с арестами и с убийствами, организованными тайной полицией, – вспомним и покушение на Папу в 1981-м, и случившееся чуть позже убийство капеллана «Солидарности» ксендза Попелюшко...

И, несмотря на все это, Папа говорил всем нам, которых пытались воспитать в казарменном духе: «Откройте настежь двери Христу! Ибо только в Нем человек может себя познать до конца». Это все он нам говорил, каждому, в том числе и мне, маленькому семинаристу. Но он это говорил и за нас тоже! Мы не могли говорить, шепотом и то не могли, так боялись. А он повторял, как «Отче наш»: «Не бойтесь!» И громогласно, на весь мир говорил за нас. И не только за нас. Открыто и со всеми...

Прошло больше десяти лет, и он меня рукополагал в епископы, о чем я, конечно, и мечтать не мог. И с первого мгновения я узнал в нем того, в чей голос все эти годы вслушивался...

– На днях секретарь конференции католических епископов РФ отец Игорь Ковалевский заявил, что Папой заложен такой прочный фундамент для плодотворного сотрудничества Ватикана и Московской Патриархии, что, без сомнения, диалог будет лишь углубляться и улучшаться. Вы разделяете этот оптимизм? Не может ли статься так, что следующий понтифик окажется не способен 26 лет протягивать руку в нашу сторону и натыкаться каждый раз на каменную стену? Которая и малой трещины не дала даже после того, как Папа Иоанн Павел II протянул в дар Патриархии чудотворную икону из своих покоев, спасшую его в день покушения...

– Мы обречены на диалог, несмотря на все обиды. Вызовы времени таковы. И вообще вся ситуация в мире такова. Я знаю очень многих кардиналов – и все хотят довести начатое покойным Папой дело сближения с восточными церквями до победы. Лично я тоже молюсь и верю, что диалог все-таки будет развиваться. Самая большая проблема в том, что мы по-разному оцениваем действия, которые кое-кто в России называет «прозелитизмом Ватикана». Я твердо заявляю: у Римско-католической церкви даже в планах нет политики прозелитизма в России. Она после Второго Ватиканского Собора не имеет абсолютно никакого смысла: там было четко определено, что Восточная церковь, Православная церковь имеет ту же меру благодати и те же самые таинства для спасения души человека. Так, скажите, какой смысл вести политику прозелитизма, то есть обращения в свою веру, если и там, и там человек имеет возможность спастись? Но, с другой стороны, в России, наконец-то, нужно определиться в том, что такое свобода вероисповедания. Согласно доктрине Второго Ватиканского Собора она базируется на признании достоинства человеческой личности. Если ко мне придет кто-то и скажет: «Я выбираю католицизм», неужели я посмею его выгнать из храма? Другой вопрос, если я буду стоять у православного храма и зазывать прихожан к себе...

– Как у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» ксендзы охмуряли Адама Козлевича...

– Боюсь, мне не удастся никого охмурить (смеется). У РПЦ тысячи храмов и множество достойных священников – зачем идти к нам, у которых церкви можно по пальцам пересчитать и жуткие проблемы с кадрами. В придачу у нас нужно целый год проходить катехизацию – испытательный срок, более чем достаточный, чтобы определиться, не ошибся ли ты дверью... Так что наша цель – вместе, рука об руку вести людей ко Христу, для начала помогая им чуточку легче жить в этом мире.

– А как насчет встречного движения?

– Да, вы правы. Диалог предполагает участие двух, по крайней мере, партнеров (смеется). Корень преткновения – вопрос о так называемых канонических территориях. В Римско-католической церкви такой термин можно применить только в отношении одной епархии или другой. Вот здесь правит один епископ, а там другой. А что получается у нас? Есть епархия в Москве, моя, и есть ближайшая епархия в Саратове. А между ними – Курская и Белгородская области, куда я не могу поехать ни окрестить, ни обвенчать, ни отпеть, не говоря уж о том, чтобы там построить по просьбе верующих часовню. Между тем епархии РПЦ есть и в Австрии, и в Англии, и в Аргентине, и в Венгрии, и в Германии – в странах с преимущественно католическим населением. И у них никаких проблем. Возьмем Литву, это католическая страна, где есть и кардинал Пачкис, и православный митрополит Виленский и Литовский Хризостом. И небо на землю не рушится...

Ближайший наш план – создать совместную богословскую комиссию, которая снимет всю эту путаницу в терминологии.

Многое – здесь опять мы добрым словом помянем Папу, – очень многое зависит не только от милости Божией, но и от людей. У нашего епископа Иосифа Верта в Новосибирске были добрые отношения с прежним архиереем РПЦ, но теперь прислали нового – и все контакты прерваны...

Только я вам еще вот что скажу. Как вы знаете, у нас, на нашей «канонической территории», в здании Нунциатуры – посольства Ватикана в Москве – открыт доступ всем желающим к книге соболезнований. И самым первым приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий с делегацией. Мало того, что он в книге прекрасные слова написал, так потом попросил провести всех их в часовню, дабы вместе с нами помолиться о Папе.

– Эти скорбные дни показали, что отношение к Папе и католикам вообще простого народа разительно отличается от позиции чиновников Патриархии. Что стоит, по-вашему, за такой непримиримой позицией: своеобразное толкование Символа Веры всеми иерархами РПЦ или преобладание одной тенденции над другой? В этой связи нельзя не вспомнить духовного наставника владыки Ювеналия, о котором вы сейчас сказали, покойного митрополита Никодима (Ротова). Он активно выступал за братские отношения с католиками, да и умер от инфаркта на аудиенции у Папы Иоанна Павла I, имя которого унаследовал Кароль Войтыла. Может, вся беда в том, что в РПЦ мало таких открытых и духовно свободных людей, как Никодим и Ювеналий?

– Вы правы, в эти дни очень многие православные люди пришли и в наши храмы, чтобы оплакать Папу, помолиться с нами. Какой-то простоватый с виду мужичок пришел в посольство: «Я вообще неверующий. Но Папу жалко. И я хочу написать в книге слова сочувствия»...

Я знаю многих православных епископов и священников, которые говорят, что наша распря – какое-то недоразумение. Мало контактов у нас, мало встреч, и очень много элементарного невежества и грубой пропаганды.

Кстати, что касается Никодима. Он, сам того не ведая, сыграл большую роль в моей жизни. Я был студентом Ленинградского политеха и в 65-м пошел на Рождество в костел Божией Матери Лурдской. Вижу, сидит православный архиерей. Это был Никодим. И после праздничной мессы он обратился к людям с сияющим лицом: «Я только что вернулся из Рима, из Ватикана. Только что закончился Второй Ватиканский Собор! Теперь мы, как и прежде, братья!..»

Так о величайшем событии в католической истории ХХ века, да и всей истории христианства, я услышал от православного архиерея. В «Комсомолке» ведь об этом не писали, и все мы, и православные, и католики, пребывали в катакомбах и мечтали выйти на свет, мечтали об открытом исповедании веры, о межрелигиозном диалоге...

В диалоге нужны две стороны, трудностей остается много, но, думаю, что и в РПЦ понимают: время уже пришло. Не все возможности, подаренные нашим двум сторонам понтификатом Иоанна Павла II, были использованы, однако я почему-то уверен, что очень скоро должно что-то в корне поменяться. Сердце подсказывает.

– А что оно вам, Ваше Высокопреосвященство, подсказывает в связи с предстоящими выборами нового Папы?

– Думаю, что выборы пройдут быстро. В течение трех–пяти дней, а может, и еще быстрее. Потому что основная масса кардиналов – единомышленники Папы, и в этом смысле он себе подготовил коллективного преемника.

– Вы уже несколько раз упомянули излюбленное восклицание Папы: «Не бойтесь!» Но ведь сам-то он был большой начальник. Мы привыкли видеть по телевизору и читать в газетах, как и светская власть, и духовная власть ведут себя с подчиненными. Близкий круг Папы его побаивался? Он мог рассердиться, разгневаться, публично кого-то отчитать? Вы сами его при встречах робели?

– Я ни разу не видел его сердитым. Более того. Первым нунцием Ватикана в России после распада СССР был архиепископ Франческо Колосуоно, который исполнял также обязанности Государственного секретаря. То есть он очень много «тайн Ватиканского двора» знал. И мы как-то говорили с ним, и он вдруг улыбнулся: «Думаю, этот Папа будет очень быстро канонизирован. Только святой всех любит и ни на кого не гневается».

Вы меня спрашивали о нашей первой встрече. Меня назначили епископом, я поехал на хиротонию, то есть рукоположение, в Рим. И пришел к Папе на трясущихся ногах. Но первый контакт – и вся дрожь пропала. Вот почему к нему так молодежь и дети тянулись. Может быть, самый большой на земле начальник ведет себя с тобой, как отец. И вот что мне тогда запомнилось. После хиротонии – а нас там было четыре епископа – мы церемониально вернулись к входу в базилику, где стоит «Пьета» Микеланджело, чтобы сфотографироваться с Папой. Не знаю, что у меня тогда на лице было написано... испуг, растерянность... но Папа ко мне почти подбежал, сильно-сильно сжал меня за предплечья, так, что все мое тело напряглось, и весело сказал: «Не бойся! Все будет хорошо. Ты же видишь, я за тебя молюсь». И так было до самого конца.

– Папа поставил абсолютный рекорд по канонизации святых – почти 500 и еще 1300 причислив к лику блаженных. Он просил многих обращаться к нему не «святой отец», а «святой братец», по примеру Франциска Ассизского. А кто из канонизированных был ему по-человечески особенно близок? Или он равно чтил всех?

– Разумеется, он чтил всех, и итальянских монахов, и китайских мучеников, избитых во время «восстания боксеров». Но я знаю, что он очень почитал Папу Пия XII, который, когда Кароль Войтыла еще простым священником его посетил, предсказал: «Ты тоже будешь Папой». Затем, конечно, сестра Фаустина Ковальская из Вильнюса, написавшая поразительный дневник – послание миру о милосердии Божием в канун Второй мировой войны. И, что всем известно, Папа глубоко чтил мать Терезу Калькуттскую, благословив создавать общины ее Ордена по всему миру. И она была уже через пять лет после смерти беатифицирована.

– Вы являетесь членом Совета при президенте РФ по взаимодействиям с религиозными объединениями, но не входите в состав Межрелигиозного Совета России. Насколько известно, вы ни разу не удостоились чести быть лично принятым ни Борисом Ельциным, ни Владимиром Путиным, в отличие от лидеров других ведущих конфессий. Случись такая встреча – о чем бы вы говорили с президентом от лица полутора миллионов своих единоверцев в нашем демократическом государстве?

– Я остаюсь неисправимым оптимистом и надеюсь, что такая встреча рано или поздно состоится. Вопрос, который бы я поднял перед Владимиром Владимировичем и который меня больше всего тревожит в отношениях между Церковью и государством, – это все более частое и необдуманное употребление таких понятий, как «традиционные» и «нетрадиционные» религии. В Конституции РФ и в Законе о свободе вероисповеданий таких слов нет. Что является критерием «традиционности» религии»? Сколько лет нужно жить здесь, чтобы, наконец, кто-то признал других «традиционными»?

Повторю: мы в России живем, трудимся, воюем и молимся восемь веков. Неужто этого мало для признания нас «традиционными»? Я не хочу иметь в Москве 200 храмов, или даже 20, но я знаю: двух мало, людям в них тесно, а больше нам не разрешают под благовидными предлогами.

Да, мы не равновелики с РПЦ. Так ведь и Патриархия в Италии никогда не будет иметь больший авторитет, чем Ватикан. Однако православные храмы там есть и еще строятся. Почему наши представители не входят в Межрелигиозный Совет? Разве нам, в отличие от иудеев, мусульман и буддистов, безразлично будущее России?

Мы «нетрадиционные» для всех. Этот жупел повторяется и в Думе, и в министерствах. Вопрос остается открытым. И ответ на него зависит, мне кажется, не от Его Святейшества Алексия II, а от Его Превосходительства президента Российской Федерации.

Другой вопрос – визовый. С 1918 по 1999 год ни один католический священник не был рукоположен в России. Где мы их возьмем? А визы тем священникам, которые приезжают сюда трудиться, окормлять российскую паству, в одном месте дают на год, а в другом только на три месяца.

Вопрос о передаче собственности увязан с первыми двумя, но и его как-то надо решать.

И последнее. Приближается юбилей Победы. Кто будет возлагать цветы к могиле Неизвестного солдата и участвовать в других государственных церемониях? Пустят меня или не пустят? Пустят протестантов или нет? Ведь воевали все – и не только, простите, на стороне противника.

Мы хотим участвовать в общем деле, наравне со всеми. Несмотря на то что в чьих-то глазах остаемся «нетрадиционным меньшинством». Я молюсь и делаю все для того, чтобы таких глаз было все меньше...

Справка «НИ»

Тадеуш Кондрусевич родился 3 января 1946 года в городе Одельске Гродненской области (Белоруссия) в польской семье. Окончил Ленинградский политехнический институт, работал инженером в Вильнюсе. В 1981-м, окончив Каунасскую духовную семинарию, был рукоположен в сан священника. Служа в Вильнюсе, учился на заочном отделении факультета теологии при Каунасской семинарии. Защитил сначала магистерскую, а затем и докторскую диссертацию по документам Второго Ватиканского Собора. В 1989-м был назначен Святым Престолом на должность епископа для Минского епископства, затем рукоположен в сан епископа. В 1991-м был возведен в сан архиепископа и назначен на должность Апостольского администратора для католиков латинского обряда европейской части России. В феврале 2002-го был назначен Иоанном Павлом II митрополитом четырех новообразованных римско-католических епархий в Российской Федерации. Почетный доктор ряда зарубежных университетов. Владеет белорусским, польским, литовским, английским и итальянским языками. Активно занимается спортом (бег, футбол, лыжи, хоккей). Некоторые эксперты полагают, что «тайным кардиналом», назначенным Папой в 2003-м, чье имя может содержаться в не оглашенном до сих пор завещании Иоанна Павла II, является архиепископ Кондрусевич.

Михаил Поздняев

© Новые Известия

Религия Россия

1722

07.04.2005, 13:10

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=20920

bytes: 18315 / 18315

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Экономика" (Россия)

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

10124

28.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

7154

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

16044

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4940

31.07.2015

Авиакомпания "Победа" ввела гигантский сбор за ручную кладь и взвинтила плату за багаж

Бюджетная авиакомпания "Победа" (дочерний дискаунтер "Аэрофлота") резко увеличила и без того немалые багажные сборы и ввела новые. В частности, с 11 февраля она намерена взимать 999-2000 рублей за провоз каждого места ручной клади, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Артур Скальский

ЭкономикаРоссия

6421

04.03.2015

Долларопоклонники

Академик РАН отвечает на вопросы заместителя главного редактора газеты «Завтра». Александр НАГОРНЫЙ. Сергей Юрьевич, кризисы в нашей экономике обычно принято объяснять какими-то внешними причинами, а не ошибками правительственного курса.

Сергей Глазьев, Александр Нагорный

ЭкономикаРоссия

9909

25.01.2015

Сибиряки сняли в банкоматах 10 миллиардов и теперь несут их обратно

Жители Сибири атаковали банкоматы Сбербанка в конце минувшей недели и за два дня сняли 10 млрд. рублей, поверив слухам о блокировке карт Visa и MasterCard. В дни ажиотажа, 18 и 19 декабря, клиенты Сибирского банка сняли в банкоматах 5,6 млрд и 4,5 млрд рублей соответственно.

Юлия Хотяновская

ЭкономикаМир

8625

01.01.2015

Лица Сибири

Шахматов Александр

Космылин Адрей

Сагдеев Ринель

Иванов Андрей

Кадыров Валерий

Серышев Михаил

Мутко Виталий

Барышников Виталий

Бальжиров Баир

Пуляев Геннадий