В Москве разгромлен Центр русской духовности
15 февраля Центр русской духовности - именно так называется департамент социальной работы Церкви Божией Матери Державная - подвергся налету.
Как рассказал священник Александр Долаберидзе, пятеро мужчин ворвались в здание Центра - один человек в темной куртке вошел в небольшую комнату у входа, где в это время находился ученый-религиовед Игорь Кантеров, крикнув: "Всем оставаться на местах, обыщите помещение!"
Другой налетчик схватил стоявший у стены деревянный подсвечник и начал громить им все вокруг. Хорошо еще, что здание, приобретенное Центром в 1999 году, ранее использовалось театром, имеет несколько помещений, отделенных друг от друга переходами и дверьми, так что далеко прорваться налетчикам, заявившим, что они представляют православное братство, не удалось. Однако они обрушили кресты и иконы, сбросили с полок изданные Центром книги, причем один тут же стал топтать и рвать их, разбили статую Богоматери, а тот, что орудовал подсвечником, ударил 66-летнего профессора Игоря Кантерова. На стенах Центра появились надписи вроде "Секта, убирайтесь вон!", которые, впрочем, уже закрашены.
По мнению священника Александра Долаберидзе, нападения на Церковь Божией Матери Державная начались после того, как в Санкт-Петербурге прошел в 1993 году Покаянный собор и "богородичники" стали распространять листовки с "призывами каяться". Бывший тогда главой Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП митрополит Иоанн (Снычев) "благословил гонения", рассказывает он, к "богородичникам" стали приходить люди в казачьей форме с перевернутой свастикой на рукавах, которые избили местного "богородичного" митрополита и нескольких прихожан. Потом стали распространяться порочащие "Богородичный Центр" материалы - статьи в печати с ярлыками "агенты ЦРУ", "тоталитарная секта", справочные статьи в брошюре, изданной бывшей депутаткой Госдумы от ЛДПР Нины Кривельской, в справочнике Московского патриархата.
Кстати, 15 февраля ущерб был бы меньше, если бы вначале присутствующие не приняли налетчиков за сотрудников милиции. Был такой случай, как отметил священник и руководитель Центра Александр Долаберидзе, когда милиция пришла в старое помещение на Трудовой-Северной – ее вызвали родственники одного из молодых верующих. Потом был внезапно закрыт вход в подвал здания по адресу Пушкарев переулок, 18, где с 1997-го по 1999-й находился офис Церкви Божией Матери Державная. Тогда и вмешательство фракции ЛДПР не помогло (впрочем, фракции-то оппозиционной правящему "Единству") - дверь оказалась заварена наглухо.
Нынешнее помещение на улице 1-я Хуторская, 5-а, "православные от МП" до сих пор не трогали. Здесь есть домашний (или "катакомбный" храм), где в течение трех лет проводила свои богослужения также община ИПЦ во главе с митрополитом Стефаном (Линицким), который и сейчас читает лекции в зале для семинаров. В этом зале, по соседству с храмом, "богородичники" обучают молитвам и рассказывают о репрессиях, собирают хор. У храма имеются две исповедальни, есть в Центре и отдельный небольшой кабинет руководителя Центра, библиотека, кухня. Как выяснилось уже после нападения 15 февраля, налетчиками была спилена оконная решетка у входной двери и в первую же минуту разбито стекло - с тем, чтобы, если не удастся проникнуть без взлома, открыть дверь, просунув руку через окно. Теперь в прихожей устанавливают видеокамеру - чтобы иметь "картинку" в случае взлома.
О том, что нападение было подготовлено, говорит не только спиленная "болгаркой" решетка - дополнительным свидетельством может служить заметка в газете "Вечерняя Москва", где со ссылкой на неких сотрудников Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (очевидно, имеется в виду организация Олега Стеняева и Александра Дворкина) говорится, что "Церковь Божьей Матери Державная" не имеет никакого отношения к православию и является деструктивной", а погром учинили "родственники послушников". Уж больно быстро появился материал, заранее определяющий, что и погромили не те, на кого думают, да и не тех, кому стоит посочувствовать.
Одновременно в Санкт-Петербурге "спущено на тормозах" дело о другом нападении, случившемся 23 мая 2004 года. Тогда, как говорится в заявлении, которое направили в 27 о/м Санкт-Петербурга священнослужители общины Православной Церкви Божией Матери Державная, "в 22.30 двое неизвестных лиц под видом граждан, нуждающихся в оказании помощи, проникли в помещение Церкви, используемое под офис". После чего "впустили еще трех лиц уголовного вида в нетрезвом состоянии, которые начали угрожать, требовать какие-то бумаги, оскорблять". Затем, извещенный по сотовому об отсутствии милиции, в офис приехал некий отец Афанасий, представившийся как священнослужитель Московской патриархии и бывший десантник. Прибывший в конце концов из 28-го отделения милиции офицер записал паспортные данные троих из налетчиков и "выдворил их вон".
27 мая 2004 года податели заявления получили отказ в возбуждении уголовного дела, который обжаловали в прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга. 11 октября и.о. заместителя прокурора Центрального района С.В. Виноградов вновь отказал в возбуждении дела. Причина этого отказа, как считает один из руководителей Санкт-Петербургской общины Православной Церкви Божией Матери Державная священник Кирилл (Дешевцев), состоит в близком знакомстве между сотрудником СЗ УВДТ при ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области подполковником милиции Семейкиным Ю.С. и монахом Афанасием (Усенко). Подполковник Семейкин и еще один человек, личность которого в ходе следствия вообще не устанавливалась, явно поддерживали "десантника" и монаха Святогорского монастыря Псковской области Афанасия (Усенко), который кричал "Паспорта на стол!", "Уматывайте с нашей земли, еретики, сжечь вас надо". Он, как указывается в направленном в прокуратуру Центрального района Санкт-Петербурга заявлении от 8 ноября 2004 года, приказал группе из 10 человек сорвать и разломать две таблички и укрепленный на фасаде здания щит с надписью "Международный центр русской духовности", обломки которых были выброшены в реку Фонтанку. 30 сентября 2004 года вывеска и дверная табличка "Международный центр русской духовности" вновь были сорваны и уничтожены.
Чувствуется сходство между питерскими и московским событиями? И время нападения - около 22 часов, и выкрики в приказном, почти милицейском, тоне, и уверенность налетчиков в своей безнаказанности - все похоже. Разве что в московском происшествии, случившемся через несколько месяцев после оставшегося без реакции правоохранительных органов питерского, в Центр, по словам священника Александра Долаберидзе, сразу прибыл прокурор Северного административного округа Москвы Шарафутдин Гадаев. А участковый УВД САО капитан милиции Олег Ивченко начал собирать сведения по делу. Есть надежда, что в Москве подобный налет все-таки не останется безнаказанным.
Ведь речь идет о Церкви Божией Матери Преображающейся, первая община которой была зарегистрирована еще в 1991 году. Церковь имеет около 30 общин в России и на Украине, две общины в католической по преимуществу Хорватии, в Японии, Италии, Франции, есть у нее дьякон в штате Огайо (США). Ведется большая социальная работа в больницах, тюрьмах, интернатах, которая отмечена многочисленными благодарностями. Недавно Тверская городская дума даже освободила общину Церкви Божией Матери Державная от уплаты налога на землю. 18 октября 2004 года администрация Центрального района Санкт-Петербурга выразила благодарность священнику Кириллу (Дешевцеву), который и возглавляет департамент социальной работы Церкви, известный как "Центр русской духовности", за оказание помощи нуждающимся гражданам. Теперь священник намерен создать в Санкт-Петербурге центр помощи беспризорным детям "Забота", для которых даже приемник-распределитель доступен лишь на срок до 12 дней.
Пресс-конференции по обстоятельствам налета на здание Центра русской духовности в Москве не будет, но, как сказал о. Кирилл (Дешевцев), об этом событии будет говориться 24 февраля в гостинице "Россия". Вечером этого дня в конференц-зале "Север-2" намечена презентация новых книг главы Церкви - митрополита Иоанна (Береславского), названная "Девство. Грааль. Соловки - новый Ноев Ковчег". Как знать, может, именно эти книги, занимающие столь важное место в жизни "богородичников" (а их издано уже более 200), и стали причиной погрома? Ведь книги, где постоянно упоминается лагерь СЛОН на Соловках, где "на перевоспитании" находились вместе православные и католики, могут возбудить неприятные для Московской патриархии настроения…