Еще один черный день для российской культуры?
В понедельник 27 октября скандал с Государственным центральным музеем кино достиг апогея: весь коллектив музея во главе с его создателем и бессменным президентом, киноведом с мировым именем Наумом Клейманом подал в отставку.
Злоключения единственного в России Киномузея начались в момент, когда после перепродажи Союзом кинематографистов здания Киноцентра (ныне кинотеатр "Соловей") успешно работавшее, популярное в мире учреждение культуры оказалось на улице. Его фонды нашли приют на складах "Мосфильма", но помещений для богатейших экспозиций, любовно собиравшихся в течение многих лет, за последнее десятилетие в Москве так и не нашлось. Возникали разнообразные попытки приспособить под музей мало подходящие для этого здания, но по разным причинам все они ушли в песок.
1 июля директором бездомного Киномузея была назначена Лариса Солоницына, ранее работавшая редактором газеты Союза кинематографистов "СК новости". Многолетнему руководителю музея Науму Клейману было предложено перейти на почетную должность президента. Судя по интервью Ларисы Солоницыной, она пыталась найти общий язык с коллективом музея, судя по письму коллектива музея в Министерство культуры, эти надежды обеих сторон не оправдались, и теперь коллектив выразил директору свое официальное недоверие.
"Недоверие коллектива к новому руководителю нарастало по мере того, как всё более проявлялась ее некомпетентность как в музейном, так и в кинематографическом аспекте нашей деятельности, всё яснее проступал авторитарный стиль руководства, непрозрачность принимаемых решений сопутствовала упрямому нежеланию прислушиваться к мнению сотрудников, - подчеркивают сотрудники Киномузея в своем письме, адресованном в Министерство культуры РФ. - Не имея никакого опыта работы в музеях и не познакомившись всерьез ни с одним нашим фондом, директор неоднократно высказывала оскорбительное, ничем не оправданное сомнение в научности и эффективности нашего труда... В результате "деятельности" нового руководства не только стало невозможно работать продуктивно – стало просто невыносимо находиться в атмосфере враждебности, оскорбительной подозрительности и неуважения к людям. Деятельность музея практически парализована, текущие дела не решаются, постоянные партнеры отказываются от дальнейшего сотрудничества", - подытоживают свое письмо сотрудники Киномузея.
Чтобы понять размеры разразившейся катастрофы, надо вспомнить о значении подобных музеев во всех развитых кинодержавах мира.
Они давно стали важнейшими центрами по изучению и пропаганде кинематографического наследия, они проводят семинары и фестивали, став фактически самыми эффективными учебными заведениями для подготовки как будущих мастеров кино, так и кинематографической публики. Для них строятся современные технически оснащенные здания во многих городах планеты, они становятся своего рода визитными карточками мировых столиц. Московский Киномузей считают своим главным киноинститутом такие всемирно известные режиссеры, как Андрей Звягинцев, Борис Хлебников, Алексей Попогребский, Андрей Прошкин... Даже теперь, когда он потерял все свои помещения, его сотрудники умудрялись проводить сотни лекций, ретроспектив, тематических кинопоказов и выставок. Его фонды считаются сокровищами истории отечественного кино, его специалистов мировые синематеки почитают главными экспертами по нашему кинематографу. Прожив вместе с Киномузеем важную часть своей жизни и показав образцы подвижнической работы в сложнейших условиях, они теперь вынуждены с этой работой расстаться.
А страна вынуждена расстаться с ценнейшими кадрами, какими не бросаются. И манкуртов, не помнящих своей истории и не желающих ее знать, в стране станет еще больше - потому что лишь объединенными усилиями таких людей создается тонкая, но основополагающая материя - национальная культурная память. Главная база для той самой национальной идеи, о которой мы теперь так любим говорить.
Станет ли понедельник 27 октября еще одним черным днем для российской культуры, или разум возьмет верх, и коллектив Киномузея продолжит свою для всех нас важную деятельность, покажут ближайшие дни.