Артур Скальский

© Lenta.Ru

РелигияРоссия

3145

19.04.2004, 16:04

Сон разума рождает чудовищ

Дискуссия о том, вводить ли изучение основ религии в школьную программу, и если вводить, то в какой именно форме, ведется у нас в стране уже не первое десятилетие. О необходимости прививать детям основы религиозного воспитания заговорили едва ли не сразу после начала перестройки; впоследствии, в 90-е годы, когда старые идеологические установки утратили свое значение, а роль религиозных конфессий, прежде всего православия во главе с РПЦ, в России заметно возросла, вопрос этот переместился из сферы абстрактных споров в область законотворчества.

По конституции, церковь в нашей стране отделена от государства, поэтому ввести в школьную программу обязательный предмет "Основы православия" вроде бы как нельзя. Но поскольку очень хочется, законодатели нашли выход. В законе "О свободе совести и религиозных объединениях" от 1997 года было закреплено следующее положение: "По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы".

То есть, согласно этому документу, речь идет о чем-то вроде воскресной школы, которая вводится или не вводится в каждой конкретной школе по совместному решению дирекции, учеников и их родителей, не является обязательной для всех и обслуживается преподавательским составом из ближайшего храма или духовной семинарии. Министерство образования, как учреждение государственное, а значит светское, остается в стороне.

Но министерство в стороне стоять не захотело. Сначала оно активно сопротивлялось введению подобных новшеств, то ли по идеологическим соображениям, то ли опасаясь конкуренции с незваными учителями. Еще в октябре 2000 года министр образования РФ Владимир Филиппов заявлял: "Никакого богословия в школах нет и не будет. У нас, по конституции, светское образование... В нашей многоконфессиональной стране просто невозможно допускать в школу только одну религию".

Однако через полтора года ветер подул в другую сторону. В июне 2002 года Владимир Путин высказался по поводу религиозного факультатива в школах, заявив, что "об этом можно говорить". В августе, на встрече с делегатами Третьего съезда Всемирного конгресса татар в Казани, президент сказал следующее: "Я все больше и больше убеждаюсь, что сейчас, когда у нас нет ни трудовых коллективов, ни партячеек по типу КПСС, ни наставников и воспитателей, ничего не может, кроме религии, донести до человека общечеловеческие ценности".

Итак, сигнал был получен, и чиновники от российского образования принялись наверстывать упущенное. Уже в ноябре 2002 года Владимир Филиппов специальным письмом разослал региональным органам управления образованием документ под названием "Примерное содержание образования по учебному предмету "Православная культура".

Правда, в январе 2003 года, в ходе интервью на радиостанции "Эхо Москвы", министр пояснил, что речь идет о предмете светском. "Преподавать в школах религию нельзя", - утверждал он. В рекомендациях, разосланных по регионам, речь, по его словам, шла о преподавании "не культа и культовых знаний, а основ культуры". Филиппов также еще раз вспомнил о том, что Россия - многоконфессиональное государство, и пожелал, чтобы будущий учебник, созданный в рамках Минобразования по новому предмету, "давал бы знания по основам культуры целого ряда конфессий страны". Правда, почему в "Примерном содержании" речь шла именно о православной культуре, он не пояснил.

Столь резкое изменение позиций со стороны министра понравилось далеко не всем. Например, в том же ноябре 2002 года тогдашний заместитель руководителя аппарата правительства Алексей Волин заявил в интервью газете "ГАЗЕТА": "Любое изучение религии в школе должно носить более чем факультативный характер. Как светское государство, Российская Федерация не должна позволять преподавать в государственной школе любое религиозное учение. Оптимально - за пределами здания школы. Уже странно то, что Министерство образования занимается разработкой стандартов факультативного образования. По моему мнению, от этого документа веет средневековьем и мракобесием".

Однако борьба Минобразования за право прибрать к рукам религиозное преподавание продолжилась. В 2003 году, например, главе Московского департамента образования Любови Кезиной пришлось активно сопротивляться усилиям Филиппова навязать столице пресловутый предмет в качестве факультативного. «Мы не поддержали письмо, пришедшее из Минобразования, по введению основ православной культуры. Школа у нас светская, государственная, отделена от церкви. Если конфессии хотят открыть школу, то мы готовы помочь им это сделать. Но тогда это будет не государственное учебное заведение», - заявляла она.

Вскоре, как известно, Министерство образования, вместе с рядом других ведомств, попало под сокращение в ходе структурных изменений в правительстве, затеянных Путиным накануне выборов, и во главе нового Министерства образования и науки Российской Федерации встал Андрей Фурсенко.

Вновь назначенный чиновник продолжил линию своего предшественника. В феврале 2004 года он заявил, что история религии должна стать новым школьным предметом, причем уже не факультативным, а обязательным для всех: "Не может человек знать или не знать историю факультативно. Это должен быть обязательный предмет". Правда, как и Филиппов, Фурсенко настаивал на том, что речь должна идти не только о преподавании истории христианства. Еще новый министр сообщил слушателям "Эха Москвы", что ему удалось найти по этому вопросу взаимопонимание с патриархом Алексием II, который "тоже говорил не о том, что надо преподавать православие как закон".

Масла в огонь снова подлил Владимир Путин, заявивший в том же феврале, что неплохо бы открыть публичное обсуждение вопросов о том, в какой форме и в каком объеме необходимо преподавать в российских школах историю страны и историю религии. Причем сказано это было не где-нибудь, а на заседании Совета по науке и высоким технологиям.

Но пока президент предлагал дискуссию, министерство Фурсенко действовало. 14 апреля его жертвой пал Московский департамент образования, согласившийся наконец на то, что новый предмет уже в следующем учебном году может быть введен факультативно в столичных школах. По словам заместителя Кезиной Любови Курнешовой, последней каплей в этом вопросе стало вмешательство заместителя московского мэра Михаила Меня, который предложил главе департамента ознакомиться с подготовленным для школы учебником по истории религий. В этом учебнике более половины материалов было посвящено истории православия, а остаток поделен между другими традиционными для России конфессиями. Почувствовав, что ей не устоять в борьбе на два фронта, Любовь Кезина сдалась, хотя и продолжает настаивать, что для московских школьников история религий будет строго факультативным предметом.

Таковы общие контуры этой борьбы, в рамках которой Министерству образования и его наследнику удалось, во-первых, совершить правильные колебания в соответствии с линией партии, то есть, простите, президента, а во-вторых, удалить из школ нежелательных конкурентов - представителей собственно духовных образовательных учреждений.

Но считать на этом дискуссию законченной, наверное, не стоит. Школьное образование - оплот традиционализма, и от его содержания напрямую зависит, какими глазами общество смотрит на себя и какого рода модели общественного устройства хочет воспроизводить. Поэтому в ходе обсуждения этого вопроса столкнулось огромное количество мнений, порой довольно далеких от собственно школьных проблем.

Во-первых, копья скрестили сторонники религиозного образования в государственных школах и их противники, полагающие, что разговоры о Боге в XXI веке неуместны и нечего забивать детям головы разной средневековой дурью. Споры между верующими и атеистами обычно проходили очень бурно, с переходом на личности (когда спорщики могли встретиться лицом к лицу), и сводились, в общем, к вопросу о том, есть Бог или нет. Особенно активно в последнее время в таком ключе выступает, например, нобелевский лауреат по физике академик Виталий Лазаревич Гинзбург, причисляющий себя к атеистам и доказывающий, что права атеистов тоже надо уважать.

Правда, и уважаемый академик не спорит с тем, что преподавать историю религии в виде части истории культуры той или иной страны (как это и предлагает делать Министерство образования и науки) можно и даже нужно; просто он опасается, что без параллельного акцентирования позиций атеизма и научной картины мира это благое начинание неизбежно скатится к примитивной идеологической и религиозной пропаганде.

Во-вторых, коль скоро речь идет об истории религии, возникает вопрос, какой объем этой - весьма и весьма обширной - истории должен считаться необходимым и достаточным для школьников. Тут споры заходят о месте религии и, в частности, православия в истории нашей страны. Участники этих дискуссий, как правило, делятся уже не на верующих и атеистов, а на представителей тех или иных вероисповеданий, которые отстаивают историческую роль "своей" религии.

Эти споры ведутся менее бурно (почему-то друг друга верующие, даже принадлежащие к очень различным религиям, уважают больше, чем атеистов), но зато за ними стоят не просто личные убеждения в том, во что надо верить, а далеко идущие политические концепции, связанные с ролью того или иного народа в рамках России как целого. Или с геополитической ролью России в рамках мирового сообщества - почему-то любители обсуждать именно этот аспект религиозного воспитания регулярно противопоставляют Россию и Америку, настаивая на высокой духовности первой и безнадежной бездуховности второй.

Отдельно от геополитики, в-третьих, обсуждается вопрос о полезности религии (любой) в качестве противовеса нравственному и духовному разложению, захватившему, по мнению этой категории спорщиков, современное общество (в первую очередь, российское, но не только). Причем речь идет не просто о том, что религиозное служение в принципе лучше наркотиков, насилия, половой распущенности и прочих гадостей, якобы активно рекламируемых по телеканалам, но и о том, что современному человеку обязательно надо уметь защищаться от опасностей другого рода - сект, ересей, сатанинских культов и прочих ужасов, уберечь от которых его может только та или иная ортодоксальная церковь.

Ну и, наконец, в четвертых, открытым остается вопрос об обязательном характере религиозного образования в государственных школах. Церковь от школы, вроде, отделена, но вот, например, наше государственное руководство почти в полном составе по большим религиозным праздникам охотно позирует перед телекамерами в храмах со свечками в руках. Как это понимать? Как дело их личной совести? Зачем тогда телекамеры? Как выполнение некоей государственной задачи по воспитанию сограждан? Тогда почему эти лица не выстаивают службы в храмах других, не христианских религий? И все-таки - светское ли у нас государство?

Кстати, прошедшие осенью этого года выборы в парламент страны показали: у нас в политике быть атеистом - заведомо обречь себя на поражение. Дело доходит порой до совсем уже смешного, когда, например, за утверждение православных ценностей берется такая политическая партия, как КПРФ - прямая наследница КПСС с ее научным атеизмом и материалистической философией.

Во всех вышеперечисленных спорах и дискуссиях принимают участие самые разные люди - от простых россиян до депутатов Государственной думы и чиновников из Министерства образования и науки. Казалось бы, широкое обсуждение вопроса, о котором просил президент, налицо и истина вот-вот родится. Но есть серьезные основания подозревать, что этого не будет, по крайней мере пока.

Есть такая известная поговорка: в любви и в воспитании детей каждый считает себя специалистом. Оказывается, в вопросах религиозного воспитания и вообще в вопросах истории и религии - тоже. Наверное, никому из участников передачи "Свобода слова с Савиком Шустером", прошедшей по каналу НТВ 9 апреля и посвященной вопросу о месте религии в жизни современных россиян, не пришло бы в голову спорить с приглашенным на передачу академиком Виталием Гинзбургом по вопросам теории физики. И понятно почему - надо быть профессионалом, чтобы разбираться в столь сложных материях. Этих людей (и не только их, большую часть населения России) в школе обучили тому, что физика и вообще естественно-научные дисциплины - область специального знания, для овладения которым житейского здравого смысла мало.

Зато по вопросам общей истории и истории религии с академиком спорили все. И он от других не отставал, с легкостью ввязываясь в споры по сути своей очень специальные и очень далекие от физики. Это лишь частный пример общей ситуации, которая, собственно, и не дает вопросу о религиозных предметах в школе благополучно разрешиться ко всеобщему удовольствию. Иметь собственное мнение и собственную позицию по отношению к религии никому не возбраняется - на то и свобода совести. Открыто высказывать свое мнение - тоже. Но если речь идет о проблеме государственной, то лучше все же доверить ее специалистам именно в этой области знания.

Проблема заключается в том, что специалистов таких очень мало и голос их едва слышен, даже среди чиновников Министества культуры и науки. Как раз гуманитарное образование, в отличие от образования естественно-научного, в наших школах поставлено очень плохо, и дело тут не только в отсутствии предметов религиозной направленности. Отчасти это наследие советской эпохи, когда упор делался на дисциплины оборонного значения в ущерб всем прочим. Отчасти - общий перекос в сторону естественно-научного знания, свойственный Новому времени в целом. Уже почти триста лет считается, что человек, усвоивший рационалистическую картину окружающего мира, полностью готов к решению любых проблем. В том числе и гуманитарных. И хотя сами гуманитарии давно доказали, что это не так и что историю надо изучать совсем другими методами, чем природу, это понимание далеко еще не стало общим местом и, тем более, не проникло в современные школы.

По-настоящему основам гуманитарного мышления, основанного не столько на обнаружении общих законов, сколько на понимании конкретно-индивидуальных исторических явлений, молодых людей учить начинают лишь в вузах гуманитарной направленности, причем далеко не во всех. По сути, это закрытая область знания - пресловутый пример профессора МГУ математика Фоменко, вдруг решившего стать историком и наворотившего горы бессмыслицы (которая, кстати, активно распродается за немалые деньги), свидетельствует именно об этом. Специалисты-историки понимают, что теории Фоменко - вздор, а обычные читатели, которые судят о его выкладках с помощью житейского здравого смысла - нет. Слава Богу, что история "по Фоменко" не попала в школьные учебники - в начале 90-х годов разговоры об этом шли.

То же самое происходит и с другими гуманитарными школьными предметами - с литературой, языками, обществоведением. Их мало в учебной программе, и зачастую они преподаются без учета их специфики. Поэтому и с историей религии все обстоит так непонятно и сложно. С одной стороны, предмет этот, без сомнения, нужен. Современные молодые люди зачастую демонстрируют потрясающую невежественность в данной области, даже те из них, кто считает себя верующими.

Но с другой стороны, без нового подхода к преподаванию он или будет бесполезным довеском к и так нелегкой учебной программе, или превратится в инструмент религиозного влияния. Обычные школьные учителя (речь не идет о счастливых исключениях, которые тоже, безусловно, есть) этим предметом не владеют, а специалисты в области религии - священнослужители всех конфессий - не могут преподавать его с научных (научно-гуманитарных) позиций. Хороший пример этому - по-своему блестящее учебное пособие "История религий", составленное покойным отцом Александром Менем. При всей широчайшей эрудиции автора основная мысль его сводится к тому, что различные мировые религиозные учения - всего лишь этапы на пути к высочайшему и единственно верному знанию - христианской религии.

Вот и получается, что хотя дискуссии о целесообразности введения истории религии в школах в качестве обязательного предмета идут, и довольно бурно, они по сути оставляют в стороне главную проблему: органически присущие нашей школе недостатки в освоении гуманитарных дисциплин. То есть вопрос из специфически-школьного превращается в обще-политический, а значит, размывается и забалтывается.

Приведет это, видимо, к заранее известному печальному результату: школьники все же получат ненужный им предмет, а священники, депутаты и академики еще долго будут упражняться в словопрениях, выясняя, кто же все-таки создал человека - Бог или Чарлз Дарвин.

Дмитрий Иванов

Артур Скальский

© Lenta.Ru

РелигияРоссия

3145

19.04.2004, 16:04

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=12578

bytes: 16882 / 16859

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Религия" (Россия)

Хроники победившего православия: школьников хотят заставить учить церковнославянский язык

Председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата РПЦ, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев) заявил, что в российских школах следует ввести преподавание церковнославянского языка.

Лера Крышкина

РелигияОбществоРоссия

1867

18.11.2024

Блогнот. Протоиерей Ткачёв: бороды вернуть, пиджаки снять, подпоясаться – и в лапти!

Продолжая тему БРИКСА, обратим внимание на то, Кто во Что Одет? Тотальное засилие пиджаков и галстуков в классической пятерке Организации разжиживает только премьер Индии Моди.

Филипп Марков

РелигияОбществоМаразмРоссия

60964

29.08.2023

Голое образование рождает подлецов. Цитаты дня от батюшки Ткачёва

Отношения Церкви и науки всегда были, мягко говоря, сложными, а заслуги священников в торможении развития человечества невозможно переоценить.

Филипп Марков

РелигияОбразованиеРоссия

41889

25.01.2023

Ад пуст, все бесы здесь: РПЦ урегулирует экзорцизм

Русская православная церковь разработала проект документа для регулирования и приведения к единому порядку практик экзорцизма. Изгнание бесов — достаточно больная тема по всей России и, в частности, в Бурятии, поэтому Бабр решил разобраться в этой инициативе. Фото: patriarchia.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаПроисшествияРоссия Бурятия

43043

07.09.2022

Видео дня. Падение патриарха по милости Божией

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время освящения храма благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских в Новороссийске поскользнулся на святой воде и благочестивой пятой точкой пересчитал ступеньки амвона.

Филипп Марков

РелигияПроисшествияРоссия

25973

27.06.2022

Кирилл vs Франциск: оправдания патриарха перед «некорректным» понтификом

Русская православная церковь на пустом месте разжигает совершенно необоснованный конфликт между своим патриархом и его коллегой из Римско-Католической Церкви.

Филипп Марков

РелигияРоссия

23140

05.05.2022

Будда с нами, а не с ними: почему Хамбо лама молчит о сносе дацана на Урале?

Бурятские буддисты шокированы сносом единственного на Урале буддийского храма. Хамбо лама Дамба Аюшеев никак не прокомментировал произошедшее. Он готов высказываться только тогда, когда нужно поддержать действующую власть, а “незарегистрированные” буддисты для него не являются истинно верующими.

Виктор Кулагин

РелигияПолитикаЭкономика и бизнесБурятия Россия

42525

31.03.2022

«Надо, Федя, надо! Берите псальтирьку». Протоиерей Ткачёв о позиции РПЦ по Украине

Митрофорный протоиерей Андрей Ткачёв в своей проповеди в честь празднования Иверской иконы Пресвятой Богородицы дал оценку проводимой по распоряжению президента Путина спецоперации по демилитаризации Украины.

Филипп Марков

РелигияРоссия

34277

03.03.2022

С Божьей помощью. Патриарх Кирилл поздравил российских спортсменов с провалом на Олимпиаде

20 февраля на официальном сайте Московского патриархата был опубликован текст обращения патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в котором глава РПЦ поздравил российских спортсменов с успешным выступлением на XXIV зимних Олимпийских играх в Пекине.

Соня Нореман

РелигияСпортРоссия

21881

21.02.2022

Патриарх «борец за свободу» Кирилл, или QR‑коды против Божией правды

После долгого и загадочного молчания глава Русской православной церкви неожиданно чётко озвучил позицию своего ведомства по поводу законов о QR‑кодах в общественных местах и на транспорте.

Филипп Марков

РелигияОбществоРоссия

24372

28.12.2021

РПЦ о QR-кодах: все люди – дети Божьи

Хоть Русская православная церковь и не признала в QR‑кодах печать антихриста, о чём поспешила сообщить ещё летом, вводить их для посещения храмов организация не спешит.

Филипп Марков

РелигияРоссия

18519

06.12.2021

Злоключения попа Романа. Борца с коррупцией в РПЦ сослали в монастырь

В воскресенье, 5 сентября, настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Новочебоксарска иерей Роман Степанов взбудоражил общественность видеообращением, которое он разместил на своём YouTube‑канале «pope Roman». Видео дня.

Филипп Марков

РелигияСкандалыРоссия

26028

08.09.2021

Лица Сибири

Гаськов Александр

Самойличенко Владимир

Скосырская Анна

Самойлович Владимир

Хартаев Валерий

Кудрявцева Галина

Иовлев Владимир

Сагдеев Ринель

Марач Сергей

Геевская Ксения