Илья Смирнов

© Радио Свобода

КультураРоссия

2932

15.02.2009, 13:48

"Русь, ты вся..."

Коллективная монография "Древняя Русь: очерки политического и социального строя" посвящена политико-административному делению Древнерусского государства и русских княжеств IX-XIII веков, социальному составу и функциям древнерусского веча, отношениям боярства и князей, древнерусской децимальной системе, представленной институтами десятских и сотских, в IX-XV веков.

В книге есть интересная глава "Боярские "карьеры" и "генеалогии"" (218), где автор Петр Сергеевич Стефанович пытается восстановить, насколько это возможно, родословные бояр X — XII веков. И это, скажем прямо, зыбкая и непрочная материя. Нам даны конкретные персонажи в источниках, такой-то сделал то-то, они могут состоять в родстве или вообще быть идентичны, то есть одного и того же человека разные летописцы назвали по-разному. Напомню, что фамилий тогда не было. И наши современные выводы часто основаны на совпадении имен (которое могло быть случайным) или на их созвучии. Например, известный киевский боярин Ян или Янь Вышатич — это Иван, Иоанн или сокращенный вариант какого-то совсем другого имени? (232). В общем, на основании таких документов вы сегодня у нотариуса наследство не оформите.

Тем не менее, общий оптимистичный вывод о том, что со временем мы узнаем о прошлом все больше и больше, все-таки справедлив. Достаточно указать на пресловутый "норманнский вопрос", так долго будораживший общественное мнение. Археологическими раскопками последних десятилетий он практически решен, во всяком случае, в той формулировке, которая давала повод для политических спекуляций. И если где-то еще продолжается "борьба с норманнизмом" за нашего славянского Рюрика, который прискакал по морю из Трипольской культуры с Велесовой книгой в зубах, то это вопрос уже не к науке, а к конкретным спекулянтам.

А к науке, представленной в конкретной книге издательства "Индрик", вопросы другие. По жанру это скорее все-таки не коллективная монография, а сборник. Он состоит из четырех исследовательских работ, Антона Анатольевича Горского о понятиях "земля" и "волость" в древнерусских источниках; Павла Владимировича Лукина о том, что представляло собою вече; далее работа об аристократии П.С. Стефановича, на которую мы уже ссылались, она называется "Князь и бояре: клятва верности и право отъезда", и, наконец, самый большой по объему очерк, скорее небольшая монография о так называемой "децимальной системе" — "Десятские и сотские Древней Руси". Автор, Владимир Андреевич Кучкин ближе всего подходит к современности, до начала XVI века, то есть это уже не Киевская Русь, а ее непосредственное продолжение, Русь Московская.

Сама преемственность государственной традиции, кстати, хорошо показана в очерке Горского: "землей" наши предки называли "государство в целом", "волостями — его составные части", которыми управляли зависимые князья, и если крупные "волости" начинают именоваться "землями", это говорит о "приобретении статуса независимого государства", то есть о той самой раздробленности, которую мы все изучали в школе. Только автор очерка склонен относить распад единого Древнерусского государства к XII веку, а не ко второй половине XI-го.

Как вы можете заметить, направление работ скорее историко-филологическое. Очерк П.В. Лукина "Вече: социальный состав" представляет интерес в контексте споров о русской демократии, была ли она "суверенно" — исконной, но позднее задавленной самодержавием, или ее вообще не было, а вся наша история тонет во мраке тоталитарного режима. Так вот, разобраться в этом всерьез, с точки зрения строгой науки, а не политконъюнктуры, очень трудно, потому что, как показывает автор, для Средневековья "характерна терминологическая лабильность". То есть: то, что мы воспринимаем как термин, в древнерусских источниках может иметь то одно, то другое, то третье значение, в зависимости от ситуации. Ближе к художественной словесности. И если удалось один раз установить более-менее точное значение слова, это вовсе не значит, что следующий раз, когда вы с ним столкнетесь в летописи, оно будет значить то же самое.

С Лукиным трудно не согласиться, когда он выступает против "терминологического фетишизма". "Отталкиваясь от совершенно правильной идеи о необходимости тщательной фиксации встречающихся в источниках понятий, некоторые ученые подменяют исследование социальной реальности… терминологическим анализом… Сначала каким-либо понятиям ("вече", "совет", "кияне", "люди" и т.д.) в результате выборочного изучения источников предписывается вполне определенное значение, а затем сквозь призму этого будто бы раз и навсегда определенного значения рассматриваются источники" (39). Как это ни печально, в каждом конкретном случае приходится заново разбираться с социально-политическим контекстом. Что автор и пытается проделать, а выводы по поводу "демократии" они, в общих чертах, таковы: "единственным центром политической жизни в Древней Руси был город, и в вечевых собраниях, по-видимому, участвовали почти исключительно различные группы свободных граждан (147). Вывод о том, что весьма активное участие в вече могли принимать не только представители боярско-дружинной знати, купцы, но и ремесленники, остается в силе (145) Основная масса сельских жителей, несвободные жители городов… никакого участия… в вече не принимали" (147).

Добавлю от себя, что статья эта — очередное предостережение против попыток механического перенесения в общественные дисциплины якобы "точных" естественнонаучных методов, в результате чего устанавливаются разнообразные "циклы" развития. А считают при этом непонятно что. Между прочим, в современных текстах словесных ловушек тоже хватает: "интеллигенция", "средний класс", "политический класс" и фантастические отчеты о росте ВВП параллельно падению производства. Призыв к точному определению терминов очень актуален. Чтобы не складывать землекопов с погонными метрами.

Тем большее недоумение вызывает методологическая преамбула: "ставится задача изучения состава участников веча, исходя из тех представлений…, которые существовали в изучаемый период. Такие группы, как "бояре", "дружина", "купцы", "гражане", бесспорно, были в глазах современников реальностью того времени — речь пойдет именно о них, а не о "феодалах", "бюргерах", "патрициате" или "городском плебсе", общественных группах ("классах"), хорошо известных многим историкам, но совершенно не знакомых жителям домонгольской Руси" (42). Здесь автор вступает в противоречие с самим собой. Понятия "политическая жизнь" Древняя Русь, извините, тоже не знала, не говоря уже о "терминологическом анализе". Так можно потребовать и от врачей, чтобы они описывали болезни в терминах, понятных пациентам: если деревенская бабка не знает, что такое "холецистит", то у нее и болезни такой быть не может.

Слава богу, на общее содержание статьи этот пассаж не оказал особого влияния, да и в других работах сборника читаем, как положено, например, у П.С. Стефановича "приведение к присяге служилых людей…", когда наследник "нуждался в специальной поддержке правящего класса" (197), у В.А. Кучкина: "крестьяне боролись с духовными и светскими феодалами" (394), "господствующий класс" (423). И т.д.

При этом вопрос о феодальном или каком-то ином общественном строе в Древней Руси остается дискуссионным, и авторы книги избегают решительных вердиктов. Что-то похоже на Западную Европу, что-то нет. Общий настрой по отношению к "демократии" и "самоуправлению" в те времена — скорее скептический. Здесь показателен очерк "Десятские и сотские..". Автор связывает эти должности не с обычаями восточных славян, не с крестьянской общиной, но с "княжеским хозяйством", "где трудились т.н. черные люди" (427); с городом "как основным местом княжеского проживания, а отнюдь не с селом" (423). Десятские и сотские (иначе — сотники) — администраторы, они появляются в "раннегосударственном обществе", когда "господствующий класс, представленный князьями и их дружинами… переходит к более надежной, не подверженной большим рискам и более интенсивной эксплуатации собственного населения" (423). "С течением времени децимальная система охватывала все большую территорию" (425).

Чтобы не заканчивать на печальной ноте. Наряду с "терминологической лабильностью" в средневековых текстах имели место и нормальные ошибки, когда, например, вместо слова "сотник" писец "с устатку и не евши" выводил "скотник" (должность, сами понимаете, несколько менее почетная (407), а вместо сотского "Горяина, Григорьева сына" появлялся "Горяин Григорьев сын скотьской" (392).

Так что современные мастера художественной очепятки, которые пишут вместо "солистка" — "ослистка" — они опираются на древнюю историческую традицию.

Горский А.А., Кучкин В.А., Лукин П.В., Стефанович П.С. "Древняя Русь: очерки политического и социального строя", "Индрик", Москва, 2009 год

Илья Смирнов

© Радио Свобода

КультураРоссия

2932

15.02.2009, 13:48

URL: https://babr24.net/msk/?ADE=50902

bytes: 8733 / 8726

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Илья Смирнов.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Видео дня. «Чёрный замок» по Короткевичу

Кинопрокатная компания Must See Magic Films представила официальный трейлер исторического детектива «Чёрный замок», снятого киностудиями «Нью Арт Синема Продакшн» и «Беларусьфильм» по роману белорусского классика Владимира Короткевича «Чёрный замок Ольшанский».

Филипп Марков

КультураРоссия

3122

29.11.2024

Конклавный уикенд: бронзовый «Зять» и провал «Великой»

«Зять» недотянул до «Любви» каких‑то 700 тысяч и завершил первый уикенд в прокате на третьей строке чарта. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

5854

29.11.2024

Видео дня. Сарик Андреасян: теперь и про войну

Не успел весной отгреметь в кинопрокате «Онегин», а осенью с треском провалиться «Мужское слово», как Сарик Андреасян выпускает свой новый фильм. Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила официальный трейлер военной драмы Кинокомпании братьев Андреасян «Война и музыка».

Филипп Марков

КультураРоссия

6560

28.11.2024

Деревенский уикенд. «Манюня» возглавила прокат, «Еретик» – третий

Манюня без особых хлопот отправила Ангелину Стречину с её «Любовью Советского Союза» на вторую строку чарта и единолично возглавила российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

9571

22.11.2024

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

6515

21.11.2024

Спицын vs Астафьев. Это вам не кули ворочать, или Кто здесь гнида?

Вокруг огромное поле проходимцев, называющих себя историками.

Филипп Марков

КультураСкандалыКрасноярск Россия

13341

20.11.2024

Юбилей Рериха: Монголия выпустила почтовую марку в память о знаменитом художнике

В честь 150-летия со дня его рождения Николая Рериха Монголия выпустила юбилейную почтовую марку, символизирующую уважение к наследию великого художника и его вкладу в изучение страны. Запуск марки прошёл в рамках VI Международной научно-культурной конференции «Рерихи и Монголия».

Есения Линней

КультураСобытияМонголия Россия

4799

19.11.2024

Видео дня. Прекрасный и трогательный «Самый ценный груз»

Кинопрокатная компания «Экспонента Фильм» представила дублированный трейлер мультфильма «Самый ценный груз», снятого по одноимённому роману Жан‑Клода Грумберга. Вторая мировая война.

Филипп Марков

КультураРоссия

9141

19.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

9269

18.11.2024

Видео дня. Турецкий «Холоп» в Великолепном веке

Вслед за «Холопом. Однажды в Монголии» («Баян боол») и «Холопом из Парижа» (Le larbin) свой ремейк культовой комедии Клима Шипенко «Холоп» выпускает на экраны турецкая кинокомпания Kunay Films, работавшая над проектом совместно с российской студией Yellow, Black and White.

Филипп Марков

КультураРоссия

9478

16.11.2024

Уикенд без смысла и морали. Миллиард «Огниво», затянутая «Любовь Советского Союза» и провал комедий

«Любовь Советского Союза» стартовала ниже ожиданий, уступив стартовым показателям всех знаковых релизов года, но всё же сумев по итогам минувшего уикенда возглавить российский кинопрокат. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

13447

15.11.2024

Паганини Советского Союза. К 100‑летию Леонида Когана

В его виртуозном исполнении удивительным образом сочетались эмоциональная темпераментность и драматизм с невероятными романтическими оттенками, а его интерпретация произведений Паганини считалась лучшей в мире.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

20405

14.11.2024

Лица Сибири

Кутергина Елена

Рычкова Ирина

Шкурбицкий Василий

Лыгденов Виталий

Иванов Игорь

Терехов Геннадий

Гунзынов Галан

Брилка Иван

Боровский Виктор

Гаськов Александр