Кино-2014: Рассекреченный материальчик
В прокате Иркутска и области – невразумительная картина «Сигнал», дикое смешение научно-фантастических мотивов и беспочвенного формализма.
«Сигнал» (The Signal) (12+). Режиссер: Уилльям Юбанк. США, 2014
Трое студентов едут по Америке на машине из ниоткуда в никуда. В это время на их персональные ноутбуки вламывается некий хакер, который демонстрирует мастерство по части считывания чужих данных, обидно дразнится и зазывает друзей в один заброшенный дом, что в штате Невада. Ослепленные яростью, студиозусы вскоре оказываются близ этой хакерской резиденции. Там с троицей происходит нечто настолько маловразумительное, что друзья одновременно теряют сознание.
Первым очнется старший из товарищей – Ник (Брентон Туэйтс). Вокруг – белоснежные стены без окон, двери плотно замкнуты. За зеркальным стеклом маячит здоровенный негр в скафандре (Лоренс Фишберн), время от времени наведывающийся к Нику в палату и мучающий его примитивными психологическими тестами. По словам негра, студентов завлек в свои сети внеземной разум – именно по этой причине трех молодых людей, увы, пришлось всерьез и надолго изолировать для опытов да исследований.
Это был бы вопиющий кич, кабы не его стоеросовая серьезность
«Сигнал» – вторая режиссерская работа безвестного (и это, судя по всему, надолго) американца Уилльяма Юбанка. Три года назад он уже выпустил претенциозный и бездарный фантастический фильм с издевательским названием «Любовь». Впрочем, на издевательство там походило решительно все, ибо в картине отсутствовали как бюджет, так и сценарий.
«Сигнал», в отличие от «Любви», уже не обзовешь бессмысленным набором дешевых кадров. Дороговизны здесь, положим, не прибавилось, смысла – тоже, но в данном случае у зрителя хотя бы за что-то получится зацепиться. В «Сигнале» можно нащупать не только робкое подобие сюжета, но даже и спорадические зачатки изобретательности. Кроме того тут играют целых два известных актера.
Вместо бесстрастных «людей в черном» в картине Юбанка – не менее бесстрастные (и даже садистские) «люди в белом»
Лоренс Фишберн, который всю дорогу так и проходит в неуклюжем скафандре, ведет себя в кадре так, как только и может вести себя суперзвезда (пусть позавчерашняя), согласившаяся почтить своим присутствием микробюджетный фильм пытливого режиссера. Иными словами, всяким своим движением, репликой, жестом Фишберн демонстрирует здесь одно – снисходительность. Вот он, значит, какой: из «Матрицы» да в «Сигнал» – запросто. Самодовольство при этом транслируется такое, какое и Уиллу Смиту не снилось.
Полной противоположностью Фишберну выглядит начинающий актер из благословенной Австралии Брентон Туэйтс. В прошлом году он снялся всего лишь в одной кинокартине, зато в текущем – аж в пяти. «Сигнал» – третий из них, уже попавший в наш прокат. Но как и в двух предыдущих («Малефисента» да «Посвященный»), Туэйтс этот производит самое удручающее впечатление. Вернее сказать, не производит никакого впечатления вовсе. Долго ли еще кинематографисты будут пытаться хоть что-то выжать из этой австралийской серости, покажет время.
Таким образом, актеры у Юбанка хоть и известные, но уж не высшего сорта. Сомнительно, чтоб кто-то отправился в кино исключительно из-за Фишберна, а уж тем более ради Туэйтса. Основные козыри у режиссера другие, и первейший из них – чрезвычайно заманчивый трейлер «Сигнала». По части трейлеров Юбанк – молоток, он и к своей кошмарной «Любви» смастачил такой видеоанонс, что любо-дорого было лицезреть. Думается, за счет одного этого умения вполне могут окупиться и многие последующие копеечные творения данного любителя фантастического гона.
Единственный человеческий кадр на всю картину, да и тот, как видите, вверх ногами
При работе над сим «Сигналом» Юбанк, по его словам, вдохновлялся суперкультовым в Штатах сериалом «Сумеречная зона» (снимается с 1959 года). Самоцель каждой серии «Зоны» – неожиданный финал. Присобачил таковой к своему фильму и Юбанк. Получилось, конечно, как не пришей кобыле хвост, но тем не менее. Так что «Сигнал» – это хоть еще и не «зачет», но, можно сказать, сносная «заявка на зачет».