Без предрассудков, или «Светлое будущее» Музыкального театра

Потомки обезьяны
Хранят свои изъяны –
Такая уж природа у людей.
В дни нанотехнологий
Есть много аналогий
С проблемами давно минувших дней.

Из спектакля «Светлое будущее»

Пока Новосибирский, Екатеринбургский и Алтайский музыкальные театры делили в Москве «Золотые маски», в Иркутске труппа Музыкального вспоминала постановку прошлого сезона, которую перед уходом на пандемийную паузу театр успел сыграть всего три раза.

Премьера музыкально-сатирической комедии Владимира Баскина «Светлое будущее» по пьесе Валентина Катаева «Дорога цветов» прошла на сцене ИМТ 29 февраля, 1 и 10 марта 2020 года. Спустя почти год, 23 апреля 2021‑го, состоялся четвёртый показ спектакля, который посчастливилось посмотреть автору этих строк.

Скажем сразу, после недавнего просмотра «Женихов» ноги в театр идти отказывались, но любопытство и искренняя симпатия к музыке Баскина, которую иркутяне знают по постановкам «12 месяцев», «Призрак замка Кентервиль», «Подлинная история поручика Ржевского», «Сирано де Бержерак», «Поединок» и «Секрет её молодости», оказались сильнее.

Название, выбранное для нового спектакля, оказалось пророческим. «Светлое будущее» даёт надежду, что всё в ИМТ будет хорошо. Когда‑нибудь. Рано или поздно.

Иркутская постановка – вторая по счёту в судьбе произведения. Однако мировая премьера в октябре 2015 года на сцене Северского музыкального театра также была осуществлена иркутянами – режиссёром Ксенией Торской с декорациями главного художника иркутской драмы Александра Плинта и костюмами Оксаны Готовской.

Кстати, в Северске спектакль, который с успехом идёт до сих пор, называется «Любовь без предрассудков». Название «Светлое будущее» предложил постановщик уже иркутской версии Вадим Данцигер.

Сцена из спектакля «Любовь без предрассудков». Северский музыкальный театр

Сюжет «Светлого будущего» пересказывать не будем – пьеса Катаева интересующимся в помощь. Скажем лишь, что действие происходит в Москве в 30‑е годы XX века. Главный герой – лектор-публицист Завьялов, по ходу спектакля кардинально меняющий свои взгляды от

«Актуальней год от года безграничная свобода»

до

«Здесь мой личный частный дом, а не игрище свободы».

Причиной столь разительных перемен стал пресловутый квартирный вопрос. Когда жена за время твоих похождений успела пустить на жилплощадь другого, молоденькая любовница отдаёт предпочтение комсомольцу, награждённому квартирой, страстная, но мелочная поклонница решает остаться с мужем и шубой, а тебе достаётся одиночество в проходной комнате, уже не до рассуждений о свободной любви и вольном море жизни.

Егор Кириленко в роли Завьялова и Людмила Шер в роли Веры Газгольдер

Замысел мюзикла по Катаеву родился у композитора Баскина в далёком 2008 году после знакомства с легендарным режиссёром и сценаристом Александром Белинским, известным по многочисленным телеспектаклям и экранизациям водевиля «Лев Гурыч Синичкин», балета «Анюта», оперетт «Перикола» и «Марица». К сожалению, поучаствовать в создании музыкального спектакля в качестве либреттиста мэтр не успел, однако его идея дала ростки и в результате вылилась в остроумную музыкально-сатирическую комедию.

В разговоре с Бабром Владимир Баскин признался в безграничной любви к Иркутскому музыкальному театру, на сцене которого впервые увидели свет рампы его лучшие произведения, и отметил актуальность написанной почти 90 лет назад пьесы:

«Вернулись разговоры о морали и нравственности, просто в роли лекторов выступают телеведущие. Огромное количество политизированных программ на всех каналах, где обсуждаются моральные нормативы, ставятся нравственные ориентиры, каким должен или не должен быть российский человек. На первый план выходят призывы к сознательности и патриотизму».

По словам композитора, именно сегодня пьеса Катаева и время, идущее по спирали, удачно сошлись в очередной точке пересечения.

Трудно не согласиться с маэстро. По крайней мере, ощущение злободневности увиденного и услышанного – одно из основных после просмотра спектакля.

Игорь Переверзев в роли доктора, Мария Дербина в роли Маши, Наталия Брянская в роли Поли, Юлия Панченко в роли Лаутской

Добавила актуальности пьесе Катаева сценическая редакция известного сценариста и драматурга Олега Солода, а блистательные тексты петербургского поэта Николая Голя украсили остроумием музыкальные номера.

Музыка Владимира Баскина – лёгкая, в духе показанного на сцене времени, с запоминающимися мелодиями. Конечно, это не уровень «Поединка» и «Сирано», но и Катаев, будем справедливы, не рождает такие страсти и эмоции, как Куприн и Ростан. Некоторые опасения, рождённые тем «объёмом производства», на который в последнее время вышел этот ярчайший композитор современности, всё же были. Однако они развеялись чуть ли не с первыми звуками оркестра.

Шикарный пролог «У нашего сюжета примет новейших нету», задающий тон спектаклю и перекликающийся с последующими массовыми номерами «Во весь опор бегут курьеры» и «Все в этой жизни пациенты», продуманно написанными и поставленными для органичной смены места действия. Дуэт Маши и доктора «Советую принять пирамидону», танго Завьялова «Я не раб, а гражданин», дуэт Тани и Завьялова «Я привык излагать лапидарно и ёмко», уморительный терцет Завьялова, матери и бабушки «Шумел камыш, деревья гнулись», совершенно хитовый терцет Завьялова и четы Газгольдеров «Маркс говаривал недаром», ну и, конечно, финал «Светлое будущее», давший название всей постановке.

Мелодии всех этих номеров напеваешь ещё несколько дней после спектакля. Впрочем, иркутяне прекрасно знают, что когда идёшь на произведение Баскина, к «липучести» его музыки надо быть готовым.

Александр Баязитов в роли Завьялова, Евгения Калашникова в роли Веры Газгольдер, Евгений Рекутный в роли мужа Веры

Режиссёр Данцигер в Иркутске человек почти свой, и он ещё раз доказал, что ему можно доверять. Тем более что, как показывает опыт того же Иркутского музыкального, спектакли подобного плана должны ставить именно драматические режиссёры. Отдельно отметим чуткое отношение постановщика к литературному первоисточнику. После пошлых вставных шуток в спектаклях Анны Фекеты и Николая Покотыло на бережно сохранённом тексте Катаева в редакции Олега Солода отдыхают уши, мозг, сердце и все остальные органы.

Единственная вольность, которую позволил себе режиссёр, – добавленные в спектакль нотки сталинских репрессий, чего, как вы понимаете, у Катаева в 1933 году быть не могло. Однако при этом он умудрился ни на букву не изменить текст, а вот глубина истории усилилась. Более того, как выяснилось впоследствии, даже это решение постановщика было согласовано с авторами.

Вадим Данцигер после премьеры «Светлого будущего»

Вера Щепёткина в роли матери Тани и Александр Зайцев в роли курьера

Сценография «Светлого будущего» от Бориса Шлямина, с которым Вадим Данцигер познакомился в бытность главным режиссёром Нижегородского театра драмы, проста как всё гениальное. Трамвай, ставший символом 1930‑х годов и проходящий лейтмотивом через всю пьесу Катаева, который лёгким движением рук монтировщиков превращается в квартиры Маши, Тани и Газгольдеров.

Конечно, хотелось бы более полного «трамвайного» решения, чтобы разворот декорации «сыграл» не только в начале спектакля, но и при смене мест действия, избавив публику от отвлекающих манёвров монтировщиков. Также как не хватило развёрнутой работы проекционного экрана, который, отработав своё в самом начале и задав атмосферу «краснозвёздной Москвы», весь остальной спектакль играл загадочную роль пустого серого задника.

Сцена из спектакля

Ну и пару слов об исполнителях. Спектакль «Светлое будущее» напомнил, что при хорошем драматическом материале, не требующем особых вокальных усилий, с нашими актёрами состязаться сложно. Даже когда они играют (читай – вспоминают) спектакль после годового перерыва.

Особо порадовали блестящие работы Александры Гаращук в роли Лаутской и Елены Бондаренко в роли бабушки Тани. Убедительны и органичны были и Ирина Мякишева в роли матери Тани, и Игорь Переверзев в роли доктора, и молодёжь в лице Софьи Сучковой и Романа Лукьянчука.

Ирина Мякишева в роли матери Тани и заслуженная артистка России Елена Бондаренко в роли бабушки Тани

Наконец-то не мешал оркестр. Оказывается, пафосное объявление фамилии дирижёра перед началом спектакля – не залог качественного звучания. Отдельный плюс маэстро Михаилу Тарасову и благодарность лично от композитора за «внеклассную работу» по расширению и корректировке партитуры.

Если бы вдобавок к достоинствам постановки в Иркутском музыкальном театре была нормальная звуковая аппаратура, и до публики был бы без потерь донесён остроумный текст… Но увы, об этом пока можно только мечтать. Ну и непобедимый уже десятилетиями люстровый перезвон над зрительскими головами, за что мы должны благодарить проектировщиков, разместивших балетный класс над зрительным залом, и руководство ИМТ, не способное решить эту не самую глобальную проблему.

Так что, если вы готовы терпеть проблемы со звуком и дребезг люстр над головой – добро пожаловать на «Светлое будущее». Если нет – ждите светлого будущего Музыкального театра, от названия спектакля здесь уже ничего не зависит.

Фото: smteatr.ru, vk.соm/irkutskmusicaltheater

Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!

Читайте нас в Одноклассниках!

Читайте нас в Телеграме!

URL: https://babr24.net/irk/?IDE=213821

bytes: 10485 / 9189

Обсудить на форуме Бабра в Telegram

Поделиться в соцсетях:

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 2732 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

«Власть пса», Николь Кидман, Уилл Смит... «Золотые глобусы» раздали по‑тихому

Второй год подряд пандемия коронавирусной инфекции не позволяет организаторам в лице Голливудской ассоциации иностранной прессы (HFPA) провести церемонию вручения премии «Золотой глобус» в привычном формате.

Филипп Марков

КультураМир

16060

10.01.2022

В Иркутской области подвели итоги работы партпроекта «Культура малой Родины» в 2021 году

Совещание в режиме видеоконференции по реализации федерального партийного проекта «Культура малой Родины» состоялось в региональном отделении партии «Единая Россия».

Алина Саратова

КультураОбществоИркутск

8697

06.01.2022

Немецкий шарм Голливуда. К юбилею Марлен Дитрих

Меня зафотографировали до смерти. Марлен Дитрих В ней непостижимым образом сочетались талант и равнодушие к славе, утончённая элегантность и простота в общении, сексуальность и неприступность, громкие романы и преданность супругу до последних дней его жизни.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

16923

27.12.2021

Без устали со знаком качества. К 75‑летию Стивена Спилберга

«Челюсти», «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Парк Юрского периода», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Поймай меня, если сможешь», «Терминал», «Линкольн», «Шпионский мост»...

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14637

20.12.2021

Фото дня. Достоевский вернулся во Флоренцию в бронзе

Здесь великий русский писатель Фёдор Достоевский прожил с декабря 1868‑го по август 1869 года, здесь он завершил роман «Идиот», сюда же, в итальянскую Флоренцию, он мечтал когда‑либо вернуться. Мечта классика осуществилась вскоре после его двухсотого дня рождения.

Филипп Марков

КультураМир

14517

16.12.2021

Красота Вселенной: Индия, ЮАР и Парагвай

В ночь на 13 декабря в израильском Эйлате завершился 70‑й в истории конкурс красоты «Мисс Вселенная». В состязании красавиц приняли участие представительницы 80 стран мира. Россию на конкурсе представляла «Мисс Татарстан 2019» и «Вторая вице‑мисс России 2019» Ралина Арабова.

Филипп Марков

КультураМир

14095

13.12.2021

Лексикон истин от Гюстава Флобера. К 200‑летию классика

12 декабря литературный мир отметил 200‑летие со дня рождения великого французского писателя Гюстава Флобера. Будущий автор романа «Госпожа Бовари» и других реалистичных произведений с элементами психологизма родился 12 декабря 1821 года в Руане в обеспеченной семье врача.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

13232

13.12.2021

Меж двух West Side Story. Рите Морено – 90!

Она стала первой пуэрториканкой, номинированной на «Оскар», первой латиноамериканской актрисой, получившей эту престижную кинопремию, и второй женщиной в истории, собравшей коллекцию премий «Оскар», «Эмми», «Грэмми» и «Тони».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14060

11.12.2021

Каталонский бриллиант. Хосе Каррерасу – 75!

Я счастлива, что первая заметила этот бриллиант и помогла миру его увидеть. Монсеррат Кабалье Мы спокойно делим между собой титул «Национальный символ Испании», хотя я прекрасно знаю, что он больше принадлежит ему, чем мне.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

14375

05.12.2021

Смысл жизни, память сердца и право умереть. Лучшее от Стефана Цвейга к юбилею автора

В романе «Нетерпение сердца» он утверждал, что человек не имеет права умирать лишь потому, что это кажется ему наилучшим выходом. Однако спустя четыре года после выхода романа в свет он нарушил собственный завет.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

14115

28.11.2021

Толерантное Рождество без расистского «Щелкунчика»

Берлин встретит Рождество без традиционного «Щелкунчика» в исполнении Государственного балета Берлина – главного и самого большого танцевального коллектива Германии. Проблема в том, что великий балет П. И.

Филипп Марков

КультураМаразмМир

21922

25.11.2021

Та самая Вик из «Бума». Софи Марсо – 55!

Она впервые появилась на экранах 13‑летней девчонкой в фильме Клода Пиното «Бум» и сразу влюбила в себя не только родную Францию, но и бо́льшую часть Европы, а после выхода картины в советский прокат к армии поклонников юной звезды присоединился весь Советский Союз.

Филипп Марков

КультураСобытияМир

18539

17.11.2021

Лица Сибири

Бриток Дмитрий

Галажинский Эдуард

Дроков Евгений

Куриленко Юрий

Никитин Павел

Власенко Олег

Коновалов Андрей

Волошина Елена

Сбитнев Макар

Мащицкий Виталий