«Нищая» и «Царица бала»
На русско-французской экспозиции в Иркутске.
Пейзажи известных импрессионистов Клода Моне и Камиля Писаро, скульптуры автора «Медного всадника» Этьена Фальконе, знаменитая «Нищая» Ильи Репина и другие шедевры изобразительного искусства можно увидеть в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева.
На прошлой неделе здесь открылась «Выставка русских и французских художников XVII–XX веков» из собрания музея. Экспозиция посвящена Году Франции в России и России во Франции.
На выставке можно увидеть около 40 произведений живописи и скульптуры, многие из которых выставляются редко, а некоторые вообще представлены впервые. Она объединяет известные и малознакомые зрителю произведения французских художников, а также работы русских авторов, чья творческая судьба была связана с Францией
Однако главная ценность экспозиции заключается в том, что она дает представление о взаимопроникновении французских и русских изобразительных традиций.
– У нас достаточно богатое собрание французских авторов, – отметила заместитель директора по науке Татьяна Огородникова. – Интересно, что французская школа оказывала огромное влияние на русских художников на протяжении трех веков. Ведь именно в этой стране Петр I загорелся идеей создания Российской академии художеств, правда, воплотила ее уже его дочь Елизавета.
А уже при Екатерине II был принят устав академии, построено здание и приглашен первый профессор из Франции – скульптор Этьен Фальконэ, который создал известный памятник Петру I «Медный всадник». Кстати, его раннюю работу, «Купальщицу», можно увидеть на выставке. Здесь же представлена ранняя работа «Мальчик с черепахой» в бронзе другого известного мастера-монументалиста, создателя «Марсельезы» для Триумфальной арки в Париже, Франсуа Рюда. А самое раннее произведение на выставке – написанный на дереве «Портрет императора Рудольфа II Габсбурга», вероятно, принадлежит кисти ученика прославленного Симона Вуэ – Шарля Клода Дофена.
В 1874 году главным «надзирателем» русских художников в Париже становится живописец Алексей Боголюбов. Кстати, его работу из коллекции Владимира Сукачева «Бой корабля Флоры», написанную во Франции, можно увидеть на выставке.А родиной главного шедевра музея – работы Ильи Репина «Нищая», которая также представлена в экспозиции, является французский Вель.
Безусловный интерес на выставке представляют две работы французских импрессионистов: «Чайки. Темза, парламент» Клода Моне и небольшой «Пейзаж» Камиля Писаро.
Впервые выставляется парная работа известного мастера XIX века Жоржа дю Плесси – «Утро в порту» и «Вечер в порту» – в массивных золоченых рамах. Интересна в экспозиции подборка салонного искусства: «Поющие нимфы» Никола Огюста Лорена, «Продавщица цветов» Анри Валенсии и прекрасный портрет «Царица бала» Альберта де Ла Домбе.
– Парижский салон – одна из самых престижных художественных выставок Франции и официальная экспозиция Академии изящных искусств, – пояснила Татьяна Огородникова. – Первая выставка состоялась в 1667 году, но слово «салон» появилось в 1725 году после экспозиции в квадратном салоне Лувра.
Резко контрастируют с салонной живописью работы советских художников. Например, картины Сергея Кольцова представляют Париж рабочих, безработных и проституток. В экспозиции можно увидеть картины «Французский рабочий-каменщик» и «Уличная гадалка». Также полны внутреннего драматизма и динамики скульптуры Анны Голубкиной – ученицы Антуана Бурделя – одного из самых известных последователей Родена.
Найти свои параллели и контрасты и глубже погрузиться в мир русско-французского искусства иркутяне и гости города смогут до середины октября.