Давид Голощёкин: «Джаз – свободное искусство»
Концерт выдающегося джазмена современности Давида Голощёкина совместно с его суперпроектом «Четверо» и знаменитого авторского джазового ансамбля «Иллюзии» состоялся 28 мая в Иркутске в Lounge-clube и ресторане «Париж».
Выступление приурочено к V юбилейному международному музыкальному фестивалю «Джаз на Байкале», организованному продюсерским центром «Доктор Джаз» при поддержке Комитета по культуре администрации Иркутска.
Перед концертом Давида Голощёкина окружили журналисты и поклонники его творчества, чтобы задать несколько вопросов, и не отпускали около часа.
Сначала Давид Голощёкин рассказал о коллективе, с которым он выступает: это пианист Алексей Подымкин, контрабасист Сергей Васильев и барабанщик Виктор Епанешников. Эти «Четверо» (так называется проект), играют джаз высшей пробы.
– Мы играем вместе, потому что у нас очень хорошее взаимопонимание. Это очень важно в джазе, ведь мы играем без партитуры. До игры мы ничего не обсуждаем. Мы просто выходим на сцену и играем, – объясняет Давид Голощёкин. – Джаз – это импровизация в основном, основанная на гармонии, заложенной в мелодии, которую должны знать абсолютно все, даже барабанщик. Это джаз. Это свободное искусство, но требующее, конечно, таланта. Не каждый сможет играть джаз.
– Вы все-таки с какой-то программой приехали в Иркутск?
– Никакой программы. Программы существуют у классиков. У джазменов нет понятия «программа», – ответил музыкант. – Есть набор тем, на которые мы импровизируем. Этот набор исчисляется десятками, сотнями. Вот сейчас мы будем играть, и я вам не могу сказать, что мы сыграем. Потому что, может, минут за пять-десять мы только и решим, с чего начинать.
По словам Давида Голощёкина, за последние десять лет джаз сильно изменился.
– В Питере сейчас появилось много мальчишек талантливых, в моей филармонии, которая существует уже 21 год, приблизительно 25 коллективов – сто процентов классных. От большого оркестра до маленьких групп. И все ребята в возрасте от 25 до 30 лет, – рассказывает музыкант. – Во времена моей молодости джаз был запрещен категорически. В конце 60-х я полтора года не мог устроиться на работу, меня даже в рестораны играть не брали. Джаз вообще не признавали. А сейчас – пожалуйста, делай, что хочешь. Никто не может запретить играть джаз. Человек свободный. Выставляй свое искусство на рынок. Но вопрос, на какой рынок? Рынок ведь тоже уродливый, у нас же барахолка, а не рынок. Сейчас понятие «джаз» – такое широкое, даже то, что не джаз, все равно называется джазом.
– Сейчас много новых направлений в джазе. Как вы относитесь к джаз-року, джаз-рэпу?
– Это все синтез, а синтез – вещь опасная, – считает Давид Голощёкин, – Синтез двух мощных направлений, например, рок и джаз, – это очень трудная штука. В руках талантливого человека из этого может что-то получиться, но нужно, чтобы человек был очень талантливым. А в руках дилетантов-ремесленников это превращается в дерьмо!
– Есть какой-то исполнитель, с которым вам хотелось бы сыграть, но пока не довелось?
– Мне повезло, я играл с самыми великими музыкантами, которых уже невозможно вернуть. Я играл с Дюком Эллингтоном, с Диззи Гиллеспи и с массой других отличных музыкантов. Сегодня нет такого музыканта, с которым бы я хотел сыграть.
– А у вас есть свой блог в Живом Журнале?
– Я не знаю, что такое интернет. Вы видите перед собой технического идиота, – смеется джазмен. – Я не прикасаюсь к компьютеру. У меня есть человек, который ищет мне какую-то информацию, когда мне это необходимо. А если я сам буду сидеть и тратить время на это, тогда я музыкой перестану заниматься.
Давид Голощёкин играет на скрипке, фортепиано, электрооргане, виброфоне, флюгельгорне, саксофонах. Исполняет бибоп, хард-боп, современный свинг.
Джазовый концерт начался в 20.00 и закончился в 24.00 часов. Давид Голощёкин и ансамбль «Четверо» играли около часа. Сразу после них на сцену вышел ансамбль «Иллюзии». По словам зрителей, концерт был изумительным, музыканты за этот короткий вечер влюбили в джаз всех присутствующих.