Пиратов загоняют под крышу
Первого августа с площади возле Центрального рынка областного центра исчезли лотки, с которых торговали аудио- и видеокассетами. Согласно постановлению Правительства России, с 1 августа уличная продажа такой продукции запрещена. Торговцам дали две недели на принятие решения: или закрыть бизнес, или переехать в оборудованные павильоны. Война с пиратами обернется против покупателей – пиратские кассеты будут стоить дороже, а лицензионная продукция дешевле не станет. Вопрос, который задает себе потребитель, покупая качественную и недорогую, но нелицензионную копию, давно известен: "Если нет разницы, то зачем платить больше?"
Новое постановление обязывает производителей наносить на диски и кассеты или их упаковку информацию о себе и обладателях прав на фильм или аудиозапись, а продавцов – следить за наличием такой информации. В Иркутске нет ни одного уличного лотка с исключительно легальной продукцией, нет в городе и ни одного магазина, где бы продавали только лицензионные видеокассеты и диски.
Теперь лоточники переместятся в павильоны, где будут продавать аудиокассеты, переписанные на домашних аудиодеках и снабженные бумажками, отпечатанными на цветных струйных ксероксах. Следить за наличием какой-то там информации им будет по-прежнему не резон.
Пираты преследуют самую простую цель – затратив поменьше, заработать побольше. Наиболее крупные производители аудио- и видеопродукции работают в Москве и Московской области, а производственные мощности заводов позволяют изготавливать до 20 млн изделий в месяц. Заводская отпускная цена пиратского компакт-диска составляет 15 рублей, а в формате DVD – около 25 рублей, розничная же цена – 70–350 и 500–1200 рублей соответственно. Лицензионники поступают так же. Только они платят за контракты, а потому еще накидывают сверху на свою продукцию. Вот вам и вся арифметика.
Иркутский лоточник жив и будет жить
С Глебом, иркутским лоточником, мы познакомились на почве обмена компакт-дисками. Было это еще в 1998 году. Тогда он еще не продавал диски на улице.
– Не знаю, удастся ли в связи с этими постановлениями нормально закончить ремонт дома, – посетовал Глеб, когда я поинтересовался его делами. А потом засмеялся: – Ты бы видел, какое лицо было у моего поставщика, когда он новости посмотрел и касьяновское распоряжение услыхал. Он-то сотнями тысяч долларов оперирует.
Еще недавно поставщик, привозивший Глебу диски и кассеты, закупал вперемешку и лицензионные, и пиратские пластинки. Разбрасывал их по магазинам и продавал со своего лотка. Сейчас товар берет только левый: отпускная цена на "лицензию", которая составляла чуть больше доллара за диск, если брать оптовую партию (например, тысячу дисков), сейчас поднялась почти до $1,5. У пиратов же расценки другие: 50–60 центов за диск зарубежной эстрады, каждая пластинка российских исполнителей на 10–20 центов дороже. Поэтому с учетом торговой наценки пиратский диск в розницу продается за 80–100 руб.
Заказ пиратам оформляется точно так же, как в лицензионные компании – или по Интернету, или по факсу. А товар для транспортировки удобный, хватает и легковушки.
– Так и живем, – усмехнулся Глеб, – дальше все зависит от того, будет нами милиция заниматься или нет. Думаю, все же не будет. У нас не Москва.
Ангарский феномен
Рядом с областным центром вот уже несколько лет наблюдается некий феномен продажи интеллектуальной собственности. А точнее, в Ангарске вот уже несколько лет нет ни одного лотка с кассетами. Ангарчане организовали продажу носителей – настоящих и пиратских – исключительно в магазинах. В чем секрет такой правильности и цивилизованности?
В отделе контроля торговли и пресс-службе администрации мне пояснили, что причина цивилизованной продажи носителей в Ангарске исходит от борьбы со стихийными рынками. При чем здесь рынки? При том, что в основном только на них приживаются лотки и палатки с музыкальными и видеоносителями.
В городе остались только крупные музыкальные отделы в городских супермаркетах. Выбор пиратских и лицензионных российского производства большой, а главное, продавец всегда отвечает за качество товара и всегда готов заменить его в случае брака. В лотках такого не добьешься.
– В Иркутске, думаем, лотки тоже будут существовать, пока не уберут полудикие рынки с бабушками и хамоватыми небритыми молодыми людьми, – сообщили в пресс-службе. – Их стоит убрать хотя бы с целью облагораживания вида города. На Центральном рынке Иркутска – как в Средние века на рыночных площадях.
Лицензионное не значит качественное?
Нетрудно догадаться, что, загони правительство пиратов в павильоны, настоящих дисков там как не было, так и не появится. Стоит ли страдать по этому поводу или вполне достойно можно смотреть и что-нибудь пиратское? Вместе с ангарским звукорежиссером Михаилом Прозоровым мы отсмотрели несколько лицензионных и пиратских видеокассет. То же самое проделали с аудионосителями. Вот кое-что из наших заключений.
Видео
Отсматривая лицензионку с фильмом "Властелин колец. Братство кольца", мы отметили несоответствие ее цены качеству. Да, классная полиграфия и голограмма, да, профессиональная русская озвучка с использованием всех необходимых звуковых эффектов, так что кажется, будто фильм вообще снимали российские кинематографы. Стоит она двести сорок рублей. Но кассеты за сто двадцать рублей, не побывавшие в прокате и переписанные с цифрового носителя (естественно, ворованного американского диска-оригинала), обладают примерно таким же качеством яркости, четкости и контраста. Их главный недостаток – многоролевой непрофессиональный перевод, да еще наложенный сверху на американскую озвучку.
Кассеты стоимостью в пятьдесят-шестьдесят рублей попадают в продажу одновременно с появлением фильма в прокате, так же, как и видеодиски формата MPEG-4, и перевод у них такой же, как на этих самых дисках, то есть синхронный – гнусавый мужик за кадром, истерично пытающийся передать эмоции актеров.
– Видеокассета за двести сорок рублей может стоить дороже по вполне объяснимым причинам – хорошая полиграфия, голограмма, упаковка, запись с хорошего DVD-проигрывателя на хороший видеомагнитофон, – комментирует Михаил. – Но то, что это сделано на студии, у которой есть контракт с изготовителем фильма или официальным распространителем, – не факт. Как не факт и то, что качество видеокассеты за двести сорок рублей будет как в кинотеатре. Самый лучший вариант – настоящий DVD за тысячу с лишним рублей.
Аудио
Качество пленки аудиокассеты можно определить на глаз. Чем она ярче, светлее, рыжее или оранжевее – тем она хуже. Существует четыре вида пленки: Ferrum, Chrome, MetalChrome и Metal. Самый дешевый тип пленки – первый. Его и используют студии при тиражировании. Очень редко используют второй тип, но это уж совсем дорогие кассеты получаются.
– Вот у нас две кассеты Metallica за семьдесят рублей и за двадцать пять, – продолжает Михаил. – В первом случае производит впечатление полиграфия: многостраничный буклет с фотографиями и текстами песен. На это и пошли основные затраты производителя. Берем пленку. Слышишь, да? Производители тоже не идиоты – прижали слишком высокие частоты, которые неизбежно вылезли бы, усилили басы и, насколько смогли, уменьшили шум, искусственно увеличили чувствительность. Это называется премастеринг. Вроде все нормально. Но на хорошем музыкальном центре сразу будет слышна эта раздражающая "середина" – большое количество средних частот. Смотрим пленку – она такая же рыжеватая, как и на кассете за двадцать пять рублей.
Наши производители, выпускающие фирменные кассеты с родными группами
(Михаил берет "Сплин" с голограммой), пишут на кассеты с такой же пленкой, применяя тот же премастеринг. Как видишь, пленки у Metallica и "Сплин" совершенно одинаковые, и даже частотные характеристики тоже. Только "Сплин" стоит 30 рублей, а Metallica – 70. Прибыль получается более чем двойная, даже тройная. Полиграфия стоит недорого по сравнению с тем, сколько стоила бы пленка хорошего качества. Вывод такой же, как и с видеокассетами, – лучше купить лазерный диск, хотя бы пиратский, запись на нем все равно лучше, чем на аудиокассете.
Роман Тихонов