Несравненный Бальзаминов
Премьерой мюзикла «Сватовство по-московски» Юлия Кима по мотивам трех комедий Александра Островского открыл новый 69 сезон Иркутский областной музыкальный театр им. Н. М. Загурского.
Поставил спектакль, в который вошли отрывки из пьес «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «Праздничный сон до обеда», режиссер из Красноярска, заслуженный артист РФ Василий Вавилов. Кстати, работа получилась яркой и стильной во многом благодаря декорациям его земляка, лауреата Государственной премии РФ, художника-постановщика Александра Кузнецова. Дирижер-постановщик – Николай Сильвестров, балетмейстер – Людмила Цветкова.
Оформление сцены сразу погружает зрителя в атмосферу бабьего лета, которого в Приангарье в этом году не случилось. Две огромные золочено-лоскутные рамы, вставленные одна в другую, в обрамлении осенних листьев и наливных яблок на фоне экрана, меняющего цвет от голубого до фиолетового. Ниже – дощатый подиум, имитация заборов, пограничные столбы и будка в черно-белую полоску в центре. Артисты хора и балета, одетые в ситцево-матрешечные наряды, вполне соответствуют духу спектакля, разве что сомнения вызывает единичный выход танцовщиц в костюмах а-ля кабаре.
Радуют в «Сватовстве по-московски» зажигательные танцы, например, номер со счетами в конце первого акта, и особенно песни, которые отличает хороший с литературной точки зрения текст, что, кстати, не так уж часто случается в опереточном жанре.
Однако «гвоздь» мюзикла, задающий ему ритм и смысловое наполнение – главный герой Мишель Бальзаминов в исполнении молодого артиста Арсена Митичашвили. Иркутяне уже видели его в нескольких спектаклях, например, в «Коммуне-любовь». Но роль в этой постановке, безусловно, можно назвать бенефисом и первой серьезной работой на иркутской сцене. Василий Вавилов «попал в яблочко», разрешив сыграть Бальзаминова молодому актеру. При этом режиссер пошел на определенный риск, ведь на главном герое держится весь мюзикл, а неуспех артиста мог стать причиной его провала.
Однако Арсен Митичашвили оправдал ожидания, его Бальзаминов получился трогательным и в то же время смешным, задорным и вызывающим сочувствие. Но главное – артист избежал сравнения с гениальным Георгием Вициным в фильме Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова». Вместе с режиссером он создал свой неповторимый образ гламурного мечтателя, вознамерившегося жениться на богатой невесте. Кстати, и сама тема мюзикла попадает в сегодняшний день, в котором брак по расчету рискует стать нормой жизни.
Партнерами Арсена Митичашвили стали мэтры иркутской сцены и молодые актеры. Заслуженная артистка РФ Елена Бондаренко исполнила роль свахи и выступила ассистентом режиссера. Мать Бальзаминова сыграла Людмила Борисова, кухарку Матрену – Ирина Джумок, вдову Клеопатру Ничкину – Вера Щепеткина, ее дочь Капитолину – Светлана Лунюшкина, ее брата – заслуженный артист Николай Мальцев. В роли сослуживца Бальзаминова Павлина Устрашимова выступил Александр Баязитов. Его возлюбленную, вдову Анфису Антрыгину сыграла заслуженная артистка Любовь Полякова, а ее знакомую сваху Анну Пионову – Александра Гаращук.
Кстати, в новом сезоне, по словам заведующей литературной частью музыкального театра Людмилы Негоды, иркутян ждут еще три премьеры. В частности, на сцену вернется самая знаменитая оперетта Иоганна Штрауса «Летучая мышь», ее поставит народный артист РФ, известный певец и режиссер, советник президента Юрий Лаптев из Москвы. Событием станет совместная работа иркутян и французской постановочной группы – мюзикл «Бони и Клайд». А в октябре зрители увидят музыкальную комедию с жизнеутверждающим названием «Быть женщиной – это прекрасно».