В Германии наших актеров поили рейнскими винами
Завсегдатаи иркутских театров наверняка помнят прошлогодний визит в Иркутск Гейдельбергского театра. Немцы дали на сцене драмтеатра два спектакля – "Разбойников" Шиллера и "Гретхен-89" (вариации на тему "Фауста"). Буквально несколько недель назад актеры Иркутской драмы дали ответный визит и выступили в Германии.
Гейдельберг – единственный город в Германии, не пострадавший во время Второй мировой войны. В городе сохранены уникальные старинные памятники архитектуры. А Гейдельбергский университет, открытый еще в XIII веке, считается одним из лучших в Европе. Кстати, в нем учится много русских студентов.
"Прошлым летом в Чулимске" и "Чайка" – эти два спектакля были показаны на сцене Гейдельбергского театра. Рассказывает народная артистка России Наталья Королева:
– Немецкие зрители, конечно, отличаются от наших. Во время спектаклей в зале стояла непривычная тишина. Всех актеров охватил страх: "А понимают ли они нас?" Но в финале раздались такие бурные овации, каких мы не слышали и в Иркутске. Вампилова мы играли на камерной сцене, где ни один спектакль не шел более одного часа. Мы играли три часа! Неважно было с акустикой, пришлось форсировать звук, отчего в некоторой степени была потеряна атмосфера постановки. Но в результате Вампилов произвел на немцев более сильное впечатление, чем Чехов. После к нам на улице подбегали русские студенты, благодарили.
Заслуженный артист России Александр Булдаков:
– Конечно, не обошлось и без курьезов. На камерной сцене Гейдельбергского театра нет перехода за сценой, как у нас. Приходилось выходить через одну дверь, обегать театр по улице и заходить в другую дверь. А мой герой в постановке "Прошлым летом в Чулимске" одет в длиннополый плащ и носит с собой оружие. Но ружье нам не разрешили провозить через границу, дали только какой-то карабин чуть ли не 17-го года. Представьте себе реакцию чинных респектабельных немцев, когда они вечером увидели на улице под проливным дождем мужчину с карабином! Едва не случилось скандала. В следующий раз меня на улице уже прикрывал Анатолий Стрельцов.
Вспоминает Наталья Королева:
– В финале этого же спектакля на сцену должны падать цветочные лепестки. Но в Германии не было для этого никаких механических приспособлений. Монтировщик декораций должен был забраться наверх, пролежать там весь второй акт и в финале сбросить лепестки. Он отказался надевать ремни безопасности и полез в чем был. Но когда один из служителей театра это увидел, то устроил такую суматоху! Несмотря на то что уже заканчивался антракт, монтировщика вернули на землю, натянули на него устройство безопасности и только потом разрешили снова забраться под потолок.
Отзывы в прессе, радушный прием коллег – иркутяне вернулись в восхитительном настроении. Особенно артистам запомнилась поездка на развалины старинного замка, где прошла дегустация рейнских вин.
Сразу же после возвращения в Иркутск часть труппы, занятая в спектакле "Эдип-царь", отправилась в Омск на фестиваль "Сибирский транзит". В Омске директор драмы Анатолий Стрельцов был признан лучшим театральным менеджером Сибири.