Вперед – по Третьей Солдатской!
Улица Грязнова превратится в ностальгический уголок рубежа прошлых веков.
Иркутские власти разрабатывают концепцию реконструкции заповедной улицы Грязнова. На эти цели из муниципального бюджета выделен один миллион рублей. В документе планируется сделать акцент как на экономическое развитие и благоустройство, так и на сохранение историко-культурного наследия.
Улица Грязнова – один из ценнейших градостроительных ансамблей деревянной архитектуры Иркутска, который был взят государством под охрану в 1985 году. 90% ее домов являются памятниками регионального значения. Как и большинство объектов наследия, они буквально дышат на ладан от ветхости. В перекосившихся и полуразрушенных «деревяшках» живут люди, а в отремонтированных и выкрашенных по соседству с ними зданиях расположены торговые точки. Всю эту смешанную малоэтажную застройку в будущем планируется привести в порядок.
Как сообщила начальник отдела охраны памятников истории и культуры мэрии Ксения Кузнецова, из городской казны на разработку концепции реконструкции Грязнова выделен один миллион рублей. Прежде чем специалисты нарисуют будущий образ улицы, им нужно собрать исходные данные о ней. Например, провести историко-архитектурный анализ памятников, установить собственников домов и земельных участков и выяснить, заключены ли с ними договора об охранных обязательствах. Кроме того, требуется оценить инженерное состояние построек – определить, какие дома нуждаются в капитальном ремонте, а у каких – только фасад нужно обновить и т. д. Немаловажно решить вопрос с потребностью ансамбля в коммуникациях. Дополнительные электромощности и канализационные сети понадобятся для обустройства пустующих участков на Грязнова, куда планируется перенести памятники из других мест города.
Улица, говорят специалисты, скорее всего, станет пешеходной, как в старых городах Европы. Вероятно, что она вернет свое дореволюционное название – Третья Солдатская. По словам Ксении Кузнецовой, рабочей группе еще предстоит решить – что именно здесь будет расположено – дома с огородами или усадьбы с флигелями. Мы попросили иркутских архитекторов и культурологов представить свое видение будущего образа улицы Грязнова.
Директор музея «Тальцы» Владимир Тихонов:
- Почти в самом центре улицы Грязнова – в доме N 22 – располагается администрация архитектурно-этнографического музея «Тальцы». До большого иркутского пожара эта постройка входила в усадебный комплекс купца Усенкова. Еще лет пять назад, прогуливаясь по центру города, люди попросту не замечали это полуразрушенное здание, а сегодня восхищаются архитектурным шедевром. Дом был отреставрирован за три года за счет средств областного и федерального бюджетов. Однако еще шикарнее он смотрелся бы в комплексе с другими отреставрированными постройками.
Я вижу эту улицу кусочком дореволюционной Сибири и купеческой столицы, которой был наш Иркутск. Элемент старины не должен повиснуть в воздухе в виде наличников, ставен и прочего антуража, с которым иркутяне привыкли ассоциировать деревянное зодчество. Мы надеемся, что все отреставрированные здания будут эксплуатироваться, как кафетерии, гостиницы для приезжих гостей города и иностранных туристических потоков. Необходимо предоставить площади под магазины, туристические агентства и ремесленно-художественные мастерские, с тем предположением, что они будут создавать подлинно исторический облик Иркутска XVIII–XIX веков и начала XX века.
Доцент кафедры истории архитектуры и основ проектирования ИрГТУ, эксперт Восточно-Сибирского управления Росохранкультуры Алексей Чертилов:
- Хочу, чтобы в будущем Грязнова превратилась в ностальгический уголок рубежа прошлых столетий, а это логично, коль улица объявлена заповедной, и, оказавшись здесь, посетитель должен окунуться в атмосферу роскошного деревянного Иркутска.
Визуально это – отреставрированные, отремонтированные здания, восстановленные ворота, заплоты. Деревянные дома вперемешку – неокрашенные с благородными напевами естественной древесины, срубов и окрашенные в характерные цвета светлых оттенков. Под ногами – обязательно деревянные тротуары, мостовые, мощенные природным камнем. Заново разбитые усадебные сады. Вместо чуждых тополей – характерные сибирские породы деревьев, кустарников: лиственница, ель, береза, черемуха, рябина, акация, бузина, калина… Вместо чуждых бетонных столбов освещения – традиционные деревянные. Никаких щитов, растяжек и прочего рекламного хлама – ни на фасадах, ни отдельно. Балалаечники, гармонисты, частушечники… Кареты, брички, извозчики, ряженые медведи…
Планировочно: усадебная структура кварталов с обособленными внутренними уютными озелененными, камерными пространствами.
Функционально: жилые усадьбы, небольшие частные гостиницы, русские бани. Музей деревянной архитектуры Иркутска и различные музейные экспозиции, выставочные площадки. Сувенирные и прочие лавки. Творческие мастерские художников, ремесленников, артистов, фольклористов, музыкантов… Ресторанчики, пельменные, водочные и рюмочные, чайные с традиционным сибирским чаепитием, крендельные, омулевые, пивные… Проведение жизнерадостных ярмарок, праздничных мероприятий, народных гуляний.
Начальник научно-исследовательской проектно-реставрационной мастерской ОАО «Иркутскгражданпроект» Надежда Красная:
- В будущем на улице Грязнова я вижу одно- и двухэтажные деревянные дома, рубленные из вековых сосен, украшенные резными наличниками, карнизами с подзорами, обнесенные заборами-заплотами с массивными воротами, калитками и уютно примостившимися деревянными скамеечками.
Представьте себе, что мы устремляемся вперед, по улице Третьей Солдатской! По запаху только что испеченного хлеба, находим трактирчик «Усадьба Егорова». Там нам русские девицы в сарафанах подают пышки с чаем из трав. Далее на нашем пути - фотоателье, где примеряем купеческие и деревенские наряды ХIХ века. По дороге мы останавливаемся рядом с разухабистым мужичком в тулупе и валенках, зазывающим прокатится на санях, запряженных в бурую лошаденку. Ряженые сотрудники музея, наперебой рассказывая о достопримечательных местах Иркутска, приглашают в музей, где можно посмотреть, как жили сибиряки в ХIХ веке.
Мы очутились в старинном купеческом особняке, обставленном в столь милом для нас ампире: расписной потолок, паркетный, узорчатый пол, зеркала в ореховых рамах, диваны и пуфики при ломбардных столиках, резные буфеты, горки. Пробежав по деревянным мосткам в двухэтажный флигель, поражавший аскетичной пластикой открытого сруба, взобравшись по крытому рундуку, мы попали в интерьер старинной избы, но уже претерпевшей влияния города…