Разговор у «Белого старца»
В Усть-Ордынском округе планируется создать юрточный городок.
Произведения мастеров Усть-Ордынского центра народных промыслов, представленные на выставке «Мистерия ЦАМ», открывшейся в Сагаалган в Окружном государственном национальном музее, вызвали интерес на самом высоком уровне. Гобелены из конского волоса Ефима Осипова, Екатерины Мундухаевой и композиции Анжелики Алсаткиной оценили члены правительства Иркутской области. Об этом художникам рассказал заместитель губернатора, руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа Анатолий Дьячков. Во вторник он встретился с мастерами в неформальной обстановке.
Небольшое одноэтажное здание Усть-Ордынского национального центра художественных народных промыслов вплотную примыкает к школе. Внутри уютного дома пахнет свежевыструганным деревом. Здесь работает несколько цехов – столярный, гобеленовый, по пошиву национальных костюмов, дизайнерский, а также методический кабинет. Всего в центре трудятся 15 человек.
Встреча с Анатолием Дьячковым проходила в мастерской по плетению гобеленов. Атмосфера здесь умиротворяющая, настраивающая на особый, созерцательный лад. На стенах – произведения художников. Вот с одного из гобеленов изучающе смотрит «Белый старец» Ефима Осипова. Рядом – изображения шаманов и богов бурятского пантеона, чуть выше – маскоиды – духи предков. На большом столе лежат пучки конского волоса и уже готовые клубки нитей.
Разговор начался с шаманского обряда, так называемого кормления работ. Все его участники капнули на гобелен немного молока – священной белой пищи – и произнесли молитву: «Высокий белый старец, дай счастья, смотри и помогай».
– 28 февраля мы проводили окружной Сагаалган и открывали выставку, на которой всех поразили произведения мастеров поселка Усть-Ордынский, – обратился к художникам Анатолий Дьячков. – Экспозицию открывал губернатор Игорь Есиповский, который очень высоко оценил созданные вами гобелены. У всех присутствовавших от ваших работ осталось очень сильное впечатление, и я хочу от имени губернатора и от себя лично поблагодарить вас за ваше искусство. Мне бы хотелось узнать, как возникает замысел произведения, и увидеть этапы работы. Изготовление гобеленов из конского волоса – это старинное ремесло.
Художники рассказали, что собственно гобелен достаточно новый вид искусства. Хотя, конечно, ткут с незапамятных времен, а конский волос используют многие народы мира. Соединить эти традиции впервые догадалась в 1970-х годах уроженка Аларского района, бурятская художница Светлана Ринчинова. Сам же Ефим Осипов узнал об искусстве изготовления гобелена из конского волоса от своей тети, якутской мастерицы Жанны Хунгеевой. Его творческие устремления совпали с интересами супруги Екатерины Мундухаевой, выпускницы училища культуры и искусства Республики Бурятия, и ученицы Светланы Ринчиновой.
– Предтечи гобелена – циновки-тары, которые плели боханские буряты, – указала на небольшой коврик на стене Анжелика Алсаткина. – Смотрите, он был изготовлен 150 лет назад и до сих пор сохранился, ведь конский волос не гниет, его не трогают жучок и моль. Такими полосками с вертикальным орнаментом выстилались сундуки, лежанки, диваны, плести их умела каждая хозяйка. Они были очень практичны: коврик достаточно было сполоснуть в реке – и он становился чистым. Большие же гобелены пришли потом. Светлана Ринчинова стала родоначальницей целой школы. Это она руководила группой гобеленщиков, которые сплели знаменитый занавес «Подснежники» для Бурятского драматического театра.
Проникнувшись историями о завораживающем искусстве, Анатолий Дьячков решился сам взяться за веретено, с помощью которого делается нить из конского волоса. Ефим Осипов рассказал, что обычная прялка для этих целей не подходит. Художники сами изготовляют специальные устройства, напоминающие волчки, которые при вращении вытягивают из пучка конского волоса нить. Потом заместитель губернатора сделал несколько стежков на новом гобелене Ефима Осипова и Екатерины Мундухаевой «Олениха» и восхитился их умением сочетать в работе такое большое количество оттенков.
– На самом деле существует более 25 тысяч оттенков конского волоса, – рассказал Ефим Осипов. – Естественные цвета этого материала очень хорошо подходят для изображения традиционных этнографических сюжетов. Мы с супругой постоянно занимаемся краеведческой работой, ищем идеи для гобеленов.
Анатолий Дьячков, в свою очередь, отметил важность развития самобытного декоративно-прикладного творчества в Усть-Ордынском округе. По его мнению, именно национальное творчество может привлечь в регион туристов.
– Когда я был в Улан-Удэ, то в Верхней Березовке увидел юрточный городок. Мне очень понравилась эта идея, и я подумал, почему бы не воплотить ее в поселке Усть-Ордынский, – пояснил Анатолий Дьячков. – Самым подходящим местом для юрточного городка будет площадка возле памятника всаднику на въезде в поселок.
По задумке Анатолия Дьячкова, такой туристический комплекс должен включать в себя около десяти юрт в бурятском стиле, в которых будут располагаться кафе, маленькие гостиницы и сувенирные лавки, где должны продаваться только самобытные изделия художников Усть-Орды, а не привычный сувенирный ширпотреб. Эта идея воодушевила мастеров.
– Удивительно, что наши мысли так созвучны, – подчеркнула Анжелика Алсаткина. – Мы с Ефимом и Екатериной давно мечтаем о небольшой галерее современного искусства именно в этом месте. Ведь в сутки в туристический сезон по транзиту Иркутск – Усть-Ордынский – Ольхон проходит более двух тысяч машин. А наши народные промыслы могут развиваться только с условием, что работы будут продаваться, и художники смогут зарабатывать на жизнь своим трудом.
Анатолий Дьячков поддержал точку зрения художников:
– У нас красивая природа, но мне кажется, именно наши мастера смогут создать тот индивидуальный имидж, который привлечет в Усть-Орду туристов. Кроме того, мы должны поддерживать наших художников, которые сохраняют этническую память бурятского народа, помогать им не только духовно, но и материально. Я думаю, в ближайшее время, пока идет экономический кризис, мы приступим к разработке этого проекта. И тогда о наших авторах узнает не только область, но и вся страна.