«Щелкунчик» на катке
В музыкальном театре продлили Новый год.
Сюжет премьерного балета Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского «Щелкунчик» действительно разворачивается на катке, под большой елкой, на фоне витрины магазина. Можно воспринять этот ход как дань моде, ведь сейчас в нашей стране на коньки не встал только ленивый. Однако, скорее всего, главного балетмейстера театра Людмилу Цветкову подвигло на такой шаг желание максимально осовременить самую новогоднюю и самую добрую сказку Эрнста Гофмана. Кроме того, автор оригинального либретто немного переписал историю девочки Мари, влюбившейся в храброго уродца Щелкунчика, который потом превратился в прекрасного принца. Премьера спектакля состоялась в среду.
– Мне хотелось создать свое видение гениальной музыки Сергея Прокофьева, ведь она фантазийная, и еще столько вариантов развития сюжета может существовать, – признается Людмила Цветкова. – Но желание улучшить то, что уже гениально, не являлось самоцелью. Мне важно было создать такое либретто, которое бы позволило рас-
крыть способности именно нашей труппы. Она не малочисленна, но мобильна и способна выносить большие нагрузки, ведь сегодня мы играем балет, а завтра стоим в кордебалете.
Балет-феерия, действительно, получился волшебным и фантазийным. Красоту танцев усиливают стильные декорации и костюмы, созданные художником из Санкт-Петербурга Татьяной Королевой – это уже третий совместный спектакль ее и Людмилы Цветковой. По словам балетмейстера, большинство костюмов обговаривалось по электронной почте, а результат, несмотря на эти сложности, превзошел все ожидания.
На сцене вся балетная труппа театра – 28 человек. Кстати, в этом году ее пополнили девять выпускников Улан-Удэнского хореографического училища. «Щелкунчик» – их первая серьезная работа. Кстати, новички Мария Плесовских и Чингиз Гомбоев танцуют в спектакле главные партии Принцессы и Принца, в которых превращаются во сне Мари и Франц. В другом составе эти роли исполняют ведущие солисты балета Мария Стрельченко и Юрий Щерботкин, что налагает на молодых танцоров большую ответственность.
– У нас Мари и Франц не брат и сестра, а мальчик и девочка, которые дружат и мечтают о любви, – отметила Людмила Цветкова. – Ведь у нас на катке есть взрослая пара, и дети мечтают быть такими же, как они. Вообще этот спектакль о красоте, любви и дружбе. И, чтобы его осовременить, мы перенесли действие в большой город, а все чудеса как будто происходят во сне. Это и чудесно, и вполне реально, ведь такие сны могут смотреть и наши дети.
Мари и Франца, а также детей на катке, солдатиков, барабанщиков, трубачей, кукол и факиров танцуют учащиеся детской балетной студии Иркутского музыкального театра. Напомним, ребята в прошлом году на юбилее студии продемонстрировали свое мастерство в балете «Дюймовочка». А этому успеху предшествовали солидные победы на международных и всероссийских конкурсах юных исполнителей. Кстати, партию Мари в спектакле в разных составах как раз танцуют обе Дюймовочки – Элла Тюрюмина и Лера Травина. Девочки легкие, грациозные, пластичные, обаятельные, благодаря природным способностям, мастерству преподавателей и собственным стараниям. Кстати, основная нагрузка в первом акте ложится именно на детскую балетную студию, учащиеся которой справляются с ней блестяще.
Связывающую сюжет роль волшебника Дроссельмеера исполняют артисты театра Игорь Ладейщиков и Арсен Митичашвили. Добрый колдун сначала вешает щелкунчика на елку на катке, потом с помощью волшебной палочки оживляет кукол с витрины. Он же встречает Франца и Мари в сказочной стране, куда их приглашает Щелкунчик (Вячеслав Гладких, Чингиз Гомбоев). Только злой король мышей (Александр Ковалев, Юрий Щерботкин), обликом больше похожий на гангстера, чем на грызуна, в сером пальто и шляпе, преграждает им путь. Но отважный Щелкунчик со своими солдатиками побеждает злодея. Витрина превращается в корабль, а мальчик и девочка – во взрослых Принца и Принцессу.
Во втором акте начинается настоящая сказочная феерия и большой танцевальный дивертисмент. Солисты исполняют испанский танец (шоколад), восточный (кофе), китайский (чай) и т. д. Апофеоз бала – звездный вальс, па-де-де и вариации Принца и Принцессы.
Кстати, «Щелкунчик» поставлен на сцене Иркутского музыкального театра не впервые, классическая версия шла с 1998 года. Однако новая постановка не идет ни в какое сравнение с предыдущей по масштабности и яркости. По словам Людмилы Цветковой, спектакль адресован семейному зрителю, ведь красота танца будет понятна как ребенку, так и взрослому.
– Премьера нашего спектакля состоялась в старый Новый год, – отметила она. – Этим балетом мы бы хотели продлить ощущение праздника и сказки для иркутян.