Цыган и хулиган Горан Брегович приедет в Иркутск с третьей попытки
Если вам незнакомо имя этого выдающегося югославского композитора и певца, это не означает, что вы никогда не слышали его музыку.
После того как Горан Брегович написал саундтрек к фильму «Аризонская мечта» Эмира Кустурицы, его творчество буквально разодрали на цитаты. Кроме того, маэстро успел поработать и на благо российского кинематографа, написав музыку к «Турецкому гамбиту».
Но даже если вы еще незнакомы с творчеством Горана Бреговича, у вас есть шанс наполнить свою жизнь новыми яркими впечатлениями. 9 ноября во Дворце спорта «Труд» состоится его первый концерт в Иркутске. Здесь он со своим Свадебно-похоронным оркестром (The Wedding & Funeral Band) представит новую программу Alcohol, в которую войдут лучшие композиции, такие как Underground Tango, Money, In The Death Car, Kalashnikov. Кстати, маэстро попадет в Сибирь с третьей попытки – сначала выступление планировалось на сентябрь, затем на октябрь, но переносилось из-за болезни одного из музыкантов оркестра.
Основной заслугой Горана Бреговича считают то, что он открыл миру и ввел в моду балканскую и цыганскую музыку. Однако его стилистика вовсе не является фольклором в чистом виде. И даже тот факт, что земляки композитора неоднократно обвиняли его в плагиате, нисколько не умаляет его таланта. Музыку Горана Бреговича можно назвать отдельным культурным явлением, одновременно не похожим и знакомым, соединяющим в себе так много разного, что попробуй, разберись в цитатах.
Кто же такой Горан Брегович? Сам он себя считает югославом, аргументируя это тем, что его отец хорватского происхождения, мать – сербского, а жена – мусульманка. Композитор родился 22 марта 1950 года в Сараево. Учился в музыкальной школе по классу скрипки, но был исключен за «отсутствие таланта». Впрочем, это не помешало ему, а может, даже помогло стать в последствии чем-то вроде югославского Мика Джагера. Он начал играть рок в 1966 году в любительской группе «Бестие». Потом три года работал в «Кодекс», некоторое время был участником трио «Мика, Горан и Зоран», затем группы «Ютро», которая переименовалась в «Белую пуговицу». Именно тогда Горан Брегович стал настоящей рок-звездой. Он покупал автомобили, устраивал роскошные вечеринки, валял дурака. Такое поведение было частью его образа.
Всемирная известность Горана Бреговича началась именно с кинематографа. Однако будет ошибкой считать, что именно Эмир Кустурица ввел его в этот мир. Роман с кино начался с комедии Здравко Рандича «Облако бабочек» в 1977 году. Потом была документальная драма «Личные дела» и перерыв на 12 лет. За это время музыкант успел выпустить восемь альбомов и распустить «Белую пуговицу». В 1989-м режиссер Адемир Кенович пригласил его поработать над музыкой к фильму «Кудуз». А потом появился и Эмир Кустурица.
– По-настоящему я начал работать с начала войны, – вспоминает сам Горан Брегович. – Кустурица попросил меня написать саундтрек к его фильму... Я работал для кино, как маньяк. Мне позарез нужны были деньги, мне позарез нужно было бросать их на ветер.
Кстати, Эмир Кустурица когда-то играл в одной из групп Горана Бреговича на бас-гитаре. Фильм, который они сняли вместе – «Время цыган», – был не только первой в истории кинолентой о цыганах с диалогами на романэ, но и первой Пальмовой ветвью Каннского фестиваля для режиссера. Саундтреки к «Кудузу» и «Время цыган» объединила на одном диске компания PolyGram. Альбом в рейтингах нарождавшегося жанра world music сразу занял высокие позиции. В своей музыке Горан Брегович сплавил воедино безудержный цыганский мелос, напевы балканских славян и рок.
После этого Эмир Кустурица уехал в Америку преподавать режиссуру. Говорят, что однажды студент Дэвид Аткинс принес ему кипу отпечатанных листов и спросил: «Это вообще к чему-нибудь пригодно?» «Это» оказалось достаточно пригодным для сценария фильма «Аризонская мечта». После его выхода песня In The Death Car облетела все радиостанции мира. Исполнил ее «крестный отец панк-рока» Игги Поп. Он был на удивление лиричен, вдумчив, философичен, а музыкальный ряд представлял собой странный гибрид ямайского регги с чем-то знакомым, но необычным.
Многие говорят, что песни Горана Бреговича не просто хорошие и зажигательные, они правильные. В любом случае, Горана Бреговича лучше один раз услышать само-му, тем более если представляется шанс сделать это «вживую».