Душа театра
Фрида Абрамовна Евтюхова, заведующая труппой музыкального театра имени Загурского, переступила порог своего 85-летия! С юбилеем её поздравляли актёры всех разножанровых цехов коллектива при переполненном зрительном зале.
Можно было подумать, что на сцену приведут человека, который давно на пенсии, а в театр приходит лишь на премьеры, движимый любовью к искусству. Нет, Фрида Абрамовна работает на своей хлопотной должности вот уже сорок семь лет! Актёры давно стали для неё родными, которых она по-матерински может пожурить, построжить, а в общем, каждого может понять, выслушать секреты, посмеяться или поплакать вместе. Перед началом спектакля Евтюхова волнуется не меньше своих подопечных, обязательно смотрит, какая публика собралась, какие флюиды идут из зрительного зала.
Должность у Евтюховой непростая – она обязана следить за расписанием актёров, их своевременной явкой на работу, а если кто-то заболел или вынужден отсутствовать в городе, нужно подумать о немедленной замене. Каждое утро она заботится о том, чтобы никто не опоздал на репетицию, каждый вечер следит, чтобы актёры были в форме, настроены на волну спектакля, у которого своё звучание, неповторимая атмосфера, энергетический заряд.
В других театрах бывает: актёры не любят своих заведующих труппой, которые могут написать докладную о дисциплинарном нарушении. Евтюхова в музыкальном театре всеобщая любимица. Доброе отношение к актёрам движет её поступками, сменой настроения. За годы работы сколько случаев было, когда исполнителям становилось плохо на сцене или кто-то опаздывал на спектакль. Фрида Абрамовна мгновенно принимала решение, находила единственно верный выход из положения. Не случайно её называют «душой театра».
В 1961 году она шла под руку со своим мужем Николаем Евтюховым, которого из-за высокого роста было видно издалека. Супругов окликнул директор театра музыкальной комедии Николай Загурский, который и предложил Фриде Абрамовне перейти к нему на работу. «Я – учитель, привыкла общаться с детьми, наверное, у меня ничего не получится», – засомневалась Евтюхова. Загурский возразил: «Актёры тоже дети, только большие и избалованные». Надо сказать, Фрида Абрамовна давно заметила, что её муж-актёр часто ведёт себя дома как ребёнок. Решение было принято, правда, далось оно ей с трудом.
К профессии учительницы она стремилась с детства, но семейные обстоятельства складывались таким образом, что было не до института и не до реализации мечты. Выпускница школы должна была помогать семье. В предвоенном 1940 году ей повезло: один из иркутских актёров взял её в свой номер ассистенткой. Фрида Абрамовна начала ездить на гастроли, во время войны выступала в воинских частях и перед публикой, которая, несмотря на лихолетье, стремилась на концерты в филармонию, спектакли эвакуированных театров. Только по окончании войны она поступила на учительский факультет педагогического института.
В школе № 17 многие годы она преподавала ученикам пятых-седьмых классов русский язык и литературу. Сын Николай, наверное, от мамы унаследовал любовь к слову, стал в Иркутске известным журналистом. Старший, Юрий, – профессор, доктор медицинских наук. Сначала сыновья, позднее внуки были заботой мамы и бабушки. По сути, она вырастила мальчиков-близнецов, рождённых от Николая. Сегодня оба живут в Москве, один поёт в московском театре «Шалом», второй играет в ансамбле Елены Камбуровой.
С отъездом внуков сердце Фриды Абрамовны не опустело – с первого года работы её семьёй стал театр. Можно только удивляться, как у неё на все дела хватает времени, как она остаётся при этом обаятельной и приветливой женщиной, умеющей легко вступать в дружеские отношения и быть верной этой дружбе на всю жизнь. Многие сегодня не помнят, что в театре работал дирижёр Александр Витлин. В советский период он приложил невероятные усилия, чтобы уехать из СССР, но друзей из Иркутска не забыл. Когда наступило благоприятное время, он пригласил Фриду Абрамовну в Израиль, переписывается она с ним и по сей день.
Провожая из театра главного режиссёра Наталью Печерскую, Евтюхова плакала. Сколько лет они работали вместе, занимаясь общим делом – строительством театра. Вместе переезжали из старинного здания по улице Ленина в новое строение, огромное пространство которого осваивалось не один год. Тогда в город приехало много актёров – выпускников консерваторий и театральных вузов столичных городов. Именно Фрида Абрамовна делала всё возможное, чтобы они почувствовали себя в театре как в родном доме, знали, что о них заботятся и их любят.
За годы службы к скольким актёрам привязывалась заведующая труппой и скольких проводила на работу в другие города! Те, кто остался, срослись с нею душой, стали единым целым. Не случайно, поздравляя Фриду Абрамовну с юбилеем, актёры говорили только слова любви и благодарности.
После спектакля «Бабий бунт» занавес закрылся и вновь поднялся, открывая пространство сцены, готовое принять юбиляра. Нарядные актёры вместе со зрителями аплодисментами приветствовали Фриду Абрамовну Евтюхову. Сначала её поздравляли дети – учащиеся балетной студии театра. Далее следовали выступления артистов хора, балета и оркестра, сыгравшего в её честь бравурное музыкальное попурри. Актёры-вокалисты солировали, объединялись в дуэты, трио, квартеты и ансамбли, посвящая свои номера Евтюховой – «лучшей заведующей труппой России и стран СНГ». Об этом говорили актёры, и их слову можно верить.