Светлана Михеева

© Номер один

КультураИркутск

4663

13.03.2008, 15:53

"Нужно создавать резервации оптимистов"

2008 год объявлен в Иркутской области Годом культуры. На этом привлекательном фоне Иркутск по-прежнему ждет фестиваля «Сияние России», традиционного театрального Вампиловского фестиваля и... Ну и все.

Кроме того, департамент культуры и архивов намерен улучшить жизнь учреждений культуры, укрепить их материально-техническую базу. Народная культура и сельская культура, как приоритетные направления, ждут денежных вливаний. Не находите ли, что все это необыкновенно приземляет само понятие культуры, низводит ее до строчки в чиновничьем докладе?

Номер один

— Администрация Иркутской области объявила этот год Годом культуры. Хорошо, я согласен, — говорит Виталий Диксон. — И вот я открываю одну из самых серьезных газет Иркутска. Вижу: целая полоса отдана статье под пафосным названием «Воспитание чувств» — в этом видит смысл и назначение поэзии Виктор Бронштейн, генеральный директор предприятия «Сибатом», только что награжденный почетным знаком «За заслуги перед Иркутской областью».

Он рассказывает о том, что выпустил поэтический сборник, где помещены его любимые стихи от Пушкина и Тютчева до — внимание! — Гайды и Козлова, людей весьма сомнительного поэтического дарования и вкуса. И все это уважаемый генеральный директор сопровождает своими стихами — скажем мягко, не блестящими.

На правой полосе этой же газеты интервью с Верой Кутищевой, директором департамента по культуре и архивам. Чего стоят канцелярские истины: «Мы все почувствовали потребность в духовной пище... Тенденция сохраняется, и развитие культуры идет по восходящей».

На левой стороне — Бронштейн, и я рыдал левым глазом, на правой — Кутищева, и я рыдал правым. Потом я попытался мысленно сопоставить «лево» и «право» — и перестал рыдать. Потому что у меня уже ни в одном глазу не осталось ни капельки либерально-демократического оптимизма, трижды проклятого как с левой, так и с правой стороны.

Вот нынешнее положение, преддверие Года культуры, который господа государственные чиновники еще «обсчитывают».

— Ну а прошлый год разве чем-то отличался от нынешнего? Та же культура «по восходящей»...

— А прошлый год прошел под знаком, который сама директор культурного департамента обозначила как двухголового кентавра по имени Александр Валентинович Распутин. Со сцены театра назвала. Публично. Зал был в шоке — вот так оговорилась, да и сама не заметила. На этом кентавре и скачет иркутская культура и будет скакать до тех пор, пока кентавр не захромает на все четыре ноги и не рухнет.

Он уже хромает, это заметила вдова Вампилова Ольга, приезжавшая на последний театральный Вампиловский фестиваль: «Вампилова чересчур много. Нельзя так». Начальник департамента Кутищева ее тогда поправила — как пригрозила: «Вы не правы. У нас его еще больше будет». Так ведь и задушат в объятиях!

— То есть культура «очиновничала», приобрела те формы, которые удобны чиновникам и хорошо укладываются в доклады, речи и обсчеты; культура, которая не предусматривает творческой свободы?

— Директор Иркутского драматического театра Стрельцов говорит о своем желании приравнять театр к министерствам обороны и внутренних дел. Вы помните, какова была судьба выдающегося поэта, который пожелал приравнять к штыку перо? И на фоне всего этого работники культуры вкупе с чиновниками, губернатором, преподавателями университетов обсуждают вопрос, как уберечь культурный слой. Вопрос странный.

— Но чиновники все же поняли, что с культурным слоем что-то происходит, что-то не то...

— Да, они поняли, что происходит деградация этого слоя. Но ведь нужно поставить диагноз. Почему самые талантливые люди покидают Иркутск? Что им мешает? Кто им мешает? По данным Российского центра стратегических исследований, Иркутск оказался самым пессимистичным городом Сибири, по общероссийскому списку из 44 городов оказался на 30-м месте.

В новостных передачах ТК «Культура» между Хабаровском и Красноярском образуется информационный провал — черная дыра, зона аномальных явлений. Как будто Иркутска вообще не существует. Между тем Иркутск существует, а творческие иркутяне вообще за пределами области ценятся на вес золота. Нашу молодежь охотно берут везде, в центральных вузах они составляют целые землячества.

— Вы говорите о том, что у нас большой потенциал. Но культурный слой почему-то истощается?

— Есть такой молодой художник — Илья Смольков. Как и всем талантливым творческим людям, ему здесь было очень душно, не хватало творческой свободы. У него была в Иркутске выставка, которую он назвал «Резервация оптимистов». Это перепугало чиновников от культуры. Я расширю это его понятие до «резервации оптимизма», до явления. В этом действительно есть определенный парадокс и ужас.

Обратимся к истории. Цивилизация рухнувших древних империй возрождалась в провинциях — метрополия несла в провинции свою культуру. И эти провинции становились, условно говоря, Византиями. И не только перенимали культуру, но и развивали ее, повышали уровень и двигали цивилизацию дальше.

В России все наоборот. Разложившаяся империя расползается по своим задворкам, по медвежьим углам своего великого пространства — и махровеет там. Причем в провинциях еще пуще, чем в метрополиях. В моем последнем романе «Августейший сезон» я попытался обозначить подобие этой махровости.

— Вы предлагаете не пускать в провинцию столичную культуру?

— В современных цивилизациях под резервациями понимается охраняемая государством территория аборигенов, дикарей. В Российской же умершей империи провинциальные резервации необходимы не для сохранения остатков дикости, а для сбережения самого даровитого, яркого. Парадоксально, но это так. Нужно строить частоколы, огораживаться от прогнившей имперско-советской культуры.

— Вы видите какое-то конкретное проявление этой культуры, которое заражает, истощает наш культурный слой?

— Резервации нужно строить, чтобы нас не захлестнула ползучая распутинщина — явление, охватившее Россию, весь XX век от начала и до конца и, к сожалению, перетекшее через порожек XXI века.

— В Иркутске были примеры огораживания — пресловутая «Иркутская стенка».

— «Иркутская стенка» как явление красива, поэтична, романтична. Она в свое время сыграла роль в сплочении молодых. Кто-то от нее получил прибыль, кто-то убыль. Молодые писатели 60–70-х образовали товарищество молодых, дерзких писателей. Идея принадлежала Александру Вампилову. Они морально поддерживали друг друга и действовали понахальнее.

Контролирующие органы определяли «Иркутскую стенку» персоналиями — на кого можно положиться, на кого нельзя, кому можно довериться, кому нет. Разделить их — и тогда задача контроля будет решена. Не контролирующие майоры, а сами поэты поэтов гнобить будут. Власть контролирует свою культуру, втягивая в круговую поруку саму творческую интеллигенцию, используя ее голоса.

Стенка была вынужденной мерой в государстве тоталитарном. Вынужденной мерой оказывается и резервация. Но это мера иного плана — стенка не спасет разнообразие культуры. Превращать ее в феномен, достижение и культурную традицию нельзя. Это — пережитое. Вспомним штакетник из «Прошлого лета в Чулимске»: штакетина отваливается, а ее обратно приделывают — и так бесконечно. Так само понятие стало для чиновников культуры некоей штакетиной, которую постоянно прибивают, или, лучше сказать, неким воздушным шариком, который нужно постоянно надувать.

Так вот. Если Иркутск стал одним из самых пессимистических городов России, то хотя бы нужно сохранить остатки культуры.

— Что вы подразумеваете под остатками культуры?

— Приведу примеры. Усадьба Пламеневского в Листвянке, где ныне покойный поэт когда-то открыл галерею. Там были представлены картины его друзей-художников со всей области. В усадьбе Пламеневского художники проводили лето. Сам Владимир писал стихи, издавал книги. После его смерти дело не было заброшено. Брат Владимира Алексей восстановил сгоревший дом. Там продолжают работать художники, проводятся детские фестивали.

Там же, в Листвянке, находится другая — музыкальная — усадьба, Евгения Кравкля. Его жена Софья Бунтовская пишет и публикует детские сказки. Сергей Снарский в Иркутске развивает антикварное дело. Галерея «Главный стиль» Татьяны Смольковой и Алексея Третьякова предлагает новые неожиданные проекты. Владимир Демчиков воюет с попсой фестивалями классического джаза.

Супруги Ивушкины создали и расширяют зоопарк, который не финансируется государством. Все они делают это не для извлечения барыша, а для пользы обществу. И всем этим людям противопоказаны департаменты по культуре. Эти частные люди существуют вне департаментов и совершенно независимо. Островки культуры? Резервации? А это очень серьезно — резервации оптимизма.

— Ваш последний роман весьма солидного объема. Это очень нехарактерно для нынешнего времени. Не припомню, чтобы кто-то здесь написал и издал тысячестраничную книгу.

— Роман «Августейший сезон, или Книга российских календ» посвящен памяти писателя Андрея Синявского. Синявский в 60-х напечатал под псевдонимом несколько произведений в западных журналах. Его вычислил КГБ, и он был арестован. Был осужден на 7 лет за антисоветскую пропаганду. Это был первый после репрессий 30-х годов политический процесс против писателей.

В одном из писем к жене Марье Розановой Синявский говорит о фатальном изменении в русском романе, который перейдет от романа характеров к роману состояний. Но горький наш соцреализм помешал видоизменению, диктуя идеологический производственный роман. Писатель выполнял заказ. Мой роман — другая форма: роман положений.

Так вот, я разговаривал недавно с вдовой Синявского — Марьей Васильевной Розановой. Когда я сказал об объеме романа, она ахнула, сказала, что сейчас такие романы не пишут. Я ответил, что да, я согласен, сейчас литературные процессы — от компании до компании, от премии до премии. Но дело в том, что я литератор вне российского, а тем более иркутского, литературного процесса. В нем меня нет. Я пишу не книгу и не роман. Я пишу буквы — получаю рукопись. Я никуда не спешу. Никаких ограничений — писал, писал и вот дописался до этого объема. А потом встал вопрос: как издать? Это уже другой вопрос, не творческий. Придирчивый читатель может сказать: «Ну что это такое? Ну куда это?» Пусть уж не обессудит — я писал как свободный человек.

— И временное пространство роман охватывает довольно солидное...

— Роман делится на 4 драмы, на 4 действия. Каждая драма — по времени года. А вот в каком году это было, совершенно неважно. В сознании человека заложен природой и работает крестьянский календарь: время сеять, время собирать урожай. Не сам год важен, а сезон. События охватывают не один век — российское многовековое пространство. Но тысяча лет для России не срок, а всего лишь условное наказание.

— Как же понимать название?

— Календарь ведь по сути — долговая книга. Можно понимать так, что это книга российских долгов. Сами себе задолжали и всему миру — со своим мощным природным интеллектуальным капиталом. Общая же идея такова: движение маленького человека типа Башмачкина к «положительно прекрасному». Роман не очень-то веселый, скорее грустный, с печалью. Но для русской печали нет ничего более согласного, чем еврейский юмор, тот самый знаменитый, который в первой половине XX века вылетел к небесам Господним через трубы крематориев. И, казалось, навсегда. Оказалось — нет.

— Вы сказали, что вы писали как свободный человек. Насколько вы предоставляете свободу читателю? Ведь ваша книга очень большая.

— Я не сторонник автокомментариев. Я сторонник того, чтобы в книге оставить пространство для читателя. Более того, я некоторые вещи делаю специально для читателя — для него я заготовляю провокации. Причем сразу оговариваюсь в послании к читателям: послание к почитателям. От известного: писатель пописывает, читатель почитывает...

Светлана Михеева

© Номер один

КультураИркутск

4663

13.03.2008, 15:53

URL: https://babr24.net/irk/?ADE=44084

bytes: 11766 / 11677

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Светлана Михеева.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Лучше поздно, чем плохо. Лучшее от Вольтера к юбилею автора

При жизни его книги сжигали на кострах, а их автора подвергали гонениям вплоть до заключений в Бастилию, что не помешало ему к концу жизни стать одним из богатейших людей Франции и встретить смерть в роскошном особняке в центре Парижа.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

4878

21.11.2024

Мисс Вселенная 2024. Блондинка из Датского королевства и Валя в топовой дюжине

Поздним вечером 16 ноября в Мехико прошёл финал 73‑го международного конкурса красоты «Мисс Вселенная». В состязании первых красавиц планеты приняли участие представительницы 125 стран и территорий, что стало историческим рекордом. В финал вышли 30 участниц.

Филипп Марков

КультураОбществоМир

8047

18.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Кумиры ХХ века», квиз «Умники и умницы» и спектакль «Маленький принц»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 18 по 24 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты. Концерт «Кумиры ХХ века» 19 ноября все желающие смогут посетить концерт «Кумиры ХХ века» в Иркутской областной филармонии.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

9016

18.11.2024

Видео дня. «Миссия невыполнима»: после смертельной расплаты – финальная

Кинокомпания Paramount Pictures представила первый официальный трейлер шпионского боевика «Миссия невыполнима: Финальная расплата» – восьмого эпизода популярной медиафраншизы и сиквела фильма «Миссия невыполнима: Смертельная расплата».

Филипп Марков

КультураМир

8502

12.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: выставка «Семейные традиции», мастер-класс «Дары осени» и оперетта «Принцесса цирка»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 ноября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11144

11.11.2024

Очарование европейского экрана. К юбилею Джованны Меццоджорно

Она не снялась ни в одном голливудском фильме и при этом была признана лучшей актрисой кинофестивалей в Венеции, Карловых Варах, Москве, Бангкоке, Чикаго и Дамаске и семь раз номинировалась на Национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9403

09.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: музыкальный квиз «Угадай мелодию», оперетта «Брачное агентство» и мастер-класс «Русская девица»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 ноября в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12604

04.11.2024

«Джаз на Байкале» прозвучал в Иркутске в девятнадцатый раз

Энергохолдинг Эн+, основанный промышленником Олегом Дерипаской, стал генеральным партнером Международного музыкального фестиваля «Джаз на Байкале». На протяжении девятнадцати лет это мероприятие собирает в Иркутске ведущих российских и международных музыкантов и благодарных зрителей.

Ярослава Грин

КультураИркутск

16373

01.11.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Звучащие эпохи», спектакль «Почему ты уходишь?» и литературный квест «В поисках утраченного»

Сегодня Бабр вновь расскажет о самых интересных и захватывающих мероприятиях этой недели. С 29 октября по 3 ноября в Иркутске пройдут мастер-классы, спектакли, концерты и развлекательные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

14607

28.10.2024

Сусака-мусака второй свежести. «Волшебник Изумрудного города» в Иркутском музыкальном театре

Я помню мир совсем другим, в нём было место волшебству... Из мюзикла «Волшебник Изумрудного города» 84-й театральный сезон Иркутский музыкальный театр решил открыть семейным мюзиклом.

Филипп Марков

КультураИркутск

25691

26.10.2024

Бабродвиж в Иркутске: спектакль «Истории кота Филофея», мастер-класс «Фонарик» и познавательная беседа «Театральный этикет»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 22 по 27 октября у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы и познавательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

15769

21.10.2024

Между капризом и любовью. Лучшее от Оскара Уайльда к юбилею автора

Я живу в постоянном страхе, что меня поймут правильно.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

9549

16.10.2024

Лица Сибири

Гаськов Александр

Самойличенко Владимир

Скосырская Анна

Самойлович Владимир

Хартаев Валерий

Кудрявцева Галина

Иовлев Владимир

Сагдеев Ринель

Марач Сергей

Геевская Ксения