Воспитывать детей нужно родителям – все остальные лишние
Уже месяц на сцене Иркутского Академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова идет мелодраматическая комедия в двух действиях «Деревья умирают стоя».
Потух свет, опустел партер, смотрители зачехлили кресла, а давно ушедшие со спектакля зрители продолжают вспоминать и многократно прокручивать в голове сюжет спектакля.
Дедушка и бабушка воспитывают внука и, конечно, балуют. Повзрослев, внук начинает воровать, хамить и шляться по кабакам. Дедушка, долго терпевший все эти безобразия, срывается на оплеуху, а мальчик убегает из дому. Бабушка на долгие годы замолкает, она не раскрывает штор, не садится за свой любимый рояль. Мучимый сомнениями, дедушка решает оживить блудного внука, и от его имени пишет письма, а затем самым настоящим образом возмужавший и повзрослевший внук появляется в доме стариков. Бабушка в эйфории, она счастлива. Все задействованные в спектакле актеры своими ролями призваны поддержать этот эфемерный обман. Но беда в том, что бабушка давно обо всем догадалась, и сама подыгрывает окружающим.
Премьера состоялась 29 сентября. Спектакль по пьесе Алехандро Касона открыл новый театральный сезон в столице Приангарья. Необходимо отметить, что с того момента, как художественным руководителем театра стал Геннадий Шапошников, его репертуар стал пополнятся спектаклями с психологически-художественным смыслом, требующими творческого переосмысления и интенсивной работы мозга самих зрителей. В данном случае спектакль «Деревья умирают стоя» чем-то напоминает учение американского педагога Спока: воспитывать детей нужно родителям - все остальные лишние. Однако это лишь небольшой штрих. Основное содержание в другом: отечественный зритель все больше начинает привыкать к историям, напоминающим фэнтази. Этот придуманный образ наполняется всякими подробностями, что создает чувство хоть какой-то реальности, неподдельности в окружении повальной «лжи ради спасения». А в это время к горлу подступает комок, а глаза едва удерживают слезы, хоть сюжет и банальный, но на сцене драмтеатра он превращается в критику всех нас. Это обстоятельство приятно выделяет все спектакли под руководством Г. Шапошникова. Остается ждать новых театральных постановок.
Кандидат исторических наук, доцент педуниверситета Владимир Титов