Парк или кладбище? Безыдейная реконструкция
В этом году Центральному парку культуры и отдыха Иркутска исполняется 50 лет. Свой юбилей он встречает в довольно мрачном и запущенном виде.
Металлический забор с надписью "Закрыто на реконструкцию" отделяет колесо обозрения и детский городок "Чиполлино" от остальной территории парка. Вход в центральные ворота со стороны Иерусалимского храма забит досками. За оградой - останки вырубленных деревьев, кучи гравия для обустройства новых дорожек и груды строительного мусора, оставшегося после сноса аттракционов. О том, что раньше здесь было кладбище, сегодня напоминают лишь две могилы - декабриста Иосифа Поджио и писателя Михаила Загоскина. О существовании самого парка говорит только аббревиатура ЦПКиО.
2007 год городские власти официально объявили годом генеральной реконструкции Центрального парка культуры и отдыха. Об этом газета "Областная" писала в прошлом году в публикации "Тишина, как на кладбище". Напомним, тогда было заявлено о том, что ЦПКиО реорганизуется в мемориальный парк, и к следующему году на его месте должна разместиться зона пассивного отдыха. На прошлой неделе стало очевидно, что эти сроки, скорее всего, выдержаны не будут. Дело в том, что начавшиеся 20 августа работы по реконструкции парка были приостановлены по инициативе губернатора Александра Тишанина до тех пор, пока не будет получена правовая оценка действий подрядчика и проект не пройдет согласование в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Это заявление глава региона сделал на градостроительном совете 7 сентября, на котором были продемонстрированы новостные телесюжеты о том, что в ходе работ в парке вскрываются могилы.
Незаконная реконструкция
Вместе с главным советником Управления губернатора Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям Алексеем Мишиным поднимаемся к центральным воротам парка со стороны улицы Подгорной. Вход здесь заколочен деревянными досками, за которыми слышны голоса рабочих. Чтобы пообщаться, пытаемся подойти к ним с улицы Седова. Но действующая площадка парка с колесом обозрения и детским городком "Чиполлино" отделена от его остальной территории металлическим забором.
Со стороны 1-й Советской находим полуоткрытые ворота в парк. Преодолев кучи гравия, пробираемся в глубь территории. От могилы декабриста Иосифа Поджио сворачиваем налево и следуем до аллеи, ведущей в сторону Иерусалимской церкви. У центральных ворот рабочие собирают свои инструменты и стройматериал. В течение двух недель они занимались здесь реконструкцией фонтанов. Строители отрицают, что при работах им приходилось вскрывать могилы.
- Я мусульманин, - говорит прораб. - Если бы я могилу увидел, то ни за что бы к ней не подошел и уж тем более не стал вскрывать ее. Четыре или пять штук костей мы действительно нашли. Но чьи они - человека или животного - не определили. А вот приходившие сюда активисты обнаружили в куче с травой и мусором надгробную табличку.
Возобновить работы по реконструкции ЦПКиО можно будет не раньше чем через месяц. К этому сроку разработчики проекта пообещали решить вопрос предварительного обследования территории бывшего Иерусалимского кладбища на предмет наличия захоронений. Реконструкция парка была приостановлена в связи с тем, что департамент культуры и архивов Иркутской области не одобрил проект из-за отсутствия в нем раздела по охране памятников. Однако в течение двух недель работы здесь велись незаконно. Об этом факте региональной службе по охране объектов культурного наследия стало известно от активистов иркутского отделения Всероссийского общества охраны памятников.
- Они позвонили нам и спросили, санкционировали ли мы работы, которые ведутся в ЦПКиО, - рассказывает руководитель службы Вадим Шахеров. - Туда сразу же выехала группа специалистов - археологов и архитекторов, - которые со слов подрядчика узнали о том, что тендер на выполнение работ прошел летом. Мы, конечно, знали о том, что парк закрыли в прошлом году и нынешней весной там приступили к работе дендрологи. Но по поводу капитальных работ никаких согласований с нами не было.
Увековечить память о кладбище
Областные власти прекрасно понимают, что парк находится в запущенном состоянии и его нужно реанимировать. Однако проект реконструкции ЦПКиО, разработанный организацией "Иркутскжилдорпроект", вызывает у них ряд вопросов.
- По проекту здесь предполагается восстановить буквально все, что было построено в 50-е годы - малые архитектурные формы, фонтаны, лестницу и главные ворота с надписью "ЦПКиО". Нам кажется довольно странной позиция проектировщиков о том, что про кладбище уже давно все позабыли - якобы могил не сохранилось, а люди, у которых здесь лежат родные и близкие, умерли. В связи с этим в проекте нет четкого описания заповедной зоны. Как будет увековечена память об Иерусалимском кладбище, о похороненных здесь представителях различных религиозных конфессий, целых рядах семейных усыпальниц иркутских купцов? Единая стилистика в проекте создания мемориального парка отсутствует, - подчеркнул Вадим Шахеров.
По его словам, современная молодежь в большинстве своем, к сожалению, понятия не имеет о том, что на территории ЦПКиО когда-то были захоронения. И это наша серьезная ошибка, уверен он:
- О кладбище надо рассказывать. В Америке историю кладбищ изучают даже в школах.
В конце XVII века в Иркутске небольшие кладбища были при каждой церкви - традиционно на них хоронили прихожан. Но по мере роста численности населения и расширения границ города, захоронения оказывались в центральной его части. Это грубое нарушение санитарно-гигиенических норм тогда было характерным для всей страны и приводило к массовым эпидемиям. Эта "традиция" продолжалась до тех пор, пока Екатерина II не издала указ, по которому для кладбищ предписывалось "находить места на окраинах городов".
- Тогда на окраине Иркутска и определили участок у Крестовоздвиженской церкви. После того как рядом был построен Иерусалимский храм, это кладбище стало называться Иерусалимским и было признано главным местом захоронения иркутян. Оно занимало площадь 26 га и служило местом погребения почти всех наших православных земляков, как богатых, так и бедных. С 1772 по 1920-е годы здесь было похоронено более 100 тысяч человек. Не исключено, что захоронения шли в несколько слоев. Известно о существовании отдельных национальных и религиозных уголков на этом кладбище - польского, еврейского и т.д. В архиве сохранилось его историческое описание 1925 года, в котором содержится перечень похороненных здесь выдающихся людей, - рассказывает Вадим Шахеров.
К 20-м годам в Иркутске стали появляться другие кладбища - Лисихинское, Глазковское. А переполненное Иерусалимское было решено закрыть. Доходило до того, что даже коммунальные службы брали оттуда металл, плиты и т.д. В итоге к началу 50-х годов кладбище представляло собой жалкое зрелище - разбросанный мусор, сломанные оградки и надгробья.
- Приближался 300-летний юбилей Иркутска, и городские власти приняли решение на месте кладбища разбить парк. Насколько мне известно из литературы, кое-какие работы по переносу захоронений тогда все же проводились. Но есть и такое мнение, что гранитные плиты вывезли, а надгробья из песчаника просто завалили привезенной землей. Официально на территории парка были оставлены лишь две могилы - декабриста Иосифа Поджио и писателя Михаила Загоскина, - продолжает Вадим Шахеров.
Поначалу жизнь в ЦПКиО била ключом - вечерами люди приходили сюда на танцплощадку, днем на скамейках здесь собирались студенты и слушали лекции. Но постепенно парк начал приходить в запустение...
Религии и память
О необходимости реконструкции парка заговорили в прошлом году - накануне его полувекового юбилея. Осенью большую часть аттракционов перевезли в парк "Комсомольский", расположенный в Иркутске II. А нынешней весной здесь уже приступили к работе дендрологи. В ходе выкорчевывания и вырубки деревьев и была случайно задета часть захоронений. Позже в СМИ появилась информация о фактах вскрытия могил во время выполнения работ по реконструкции фонтана.
- По правилам, их нужно было аккуратно изъять и перезахоронить в другом месте, - говорит Вадим Шахеров. - Так было, к примеру, в ходе восстановления Харлампиевской церкви. Это условие должно быть прописано в проекте реконструкции, а именно в разделе по охране памятников. В настоящее время этот вопрос решают Комитет по градостроительной политике администрации Иркутска вместе с "Иркутскжилдорпроектом". К сожалению, все захоронения убрать, с территории кладбища просто невозможно. Мы предлагаем им обследовать конкретные места, где будут проводиться работы.
Алексей Мишин сообщил, что проблемой реконструкции ЦПКиО озабочены и религиозные организации Приангарья. В конце сентября в Иркутске пройдет первое собрание межконфессионального совета области, где они примут обращение к проектировщикам по увековечиванию памяти похороненных здесь представителей конфессий.
- Сомневаюсь, что иудеи, мусульмане, католики и лютеране знают, где и какие конкретно на территории парка располагались погребения. Поэтому, скорее всего, вместо отдельных памятных знаков будет какой-то общий мемориал или стела, на которой разместят фрагменты надгробий или уцелевших табличек, - отметил Алексей Мишин.
Историки предполагают, что разногласия по поводу проекта ЦПКиО возникают из-за отсутствия главной идеи. А именно - понимания того, что мы реконструируем - Центральный парк имени 40-летия Октября или Иерусалимское кладбище, существующее с 70-х годов XVII века?