Виктор Мироненко: путь свободного художника
Живой, находящийся в вечном движении, художник Виктор Мироненко имеет свойство быть в центре всех событий, которые происходят в городе, но может и исчезнуть надолго, уйдя с головой в работу.
Так случилось и в канун открытия его персональной выставки в художественном музее имени Сукачева на улице Карла Маркса. О характере Виктора Михайловича можно судить по буклету, на титульном листе которого он «бежит», постоянно меняя позы и не сбавляя скорости.
Место, где рождаются картины
Есть у Мироненко приют – дача, которую он построил в поселке Шаманка. Место живописное, такое, в каком и должен работать художник. Сколько этюдов, рисунков и картин написано Мироненко в Шаманке! Далеко на пленэр ходить не надо, можно устроиться на крыльце или уйти за околицу, расположившись в двух–трех шагах от дома. Цветущие и сухие травы, небрежно брошенные в корзину сочные гроздья рябины, пылающий сиреневым маревом багульник – это натюрморты и пейзажи, которые он пишет на протяжении всей творческой жизни. Они стали источником его вдохновения и результатом отточенного мастерства.
Художник – мастер композиции. Он составляет ее так, чтобы картина сразу обращала на себя внимание. В одних случаях – ярко, неожиданно по сочетанию предметов, в других – в зыбкой нежности красок, будто размытых в густых клубах тумана. Его пейзажи никогда не повторяются.
Виктор – победитель. Мироненко в своем творчестве и стал победителем – художником, признанным в нашей области, в России, за рубежом. Его пейзажи олицетворяют Сибирь, ее суровую красоту, написанную «колючей живописью», как назвали его картины, выставленные в галерее Совета Федерации в 2003 году. Тогда он получил приглашение организовать персональную выставку в Москве. Она состоялась в 2004 году, получив блистательные отзывы специалистов и многочисленных посетителей.
Эти выставки и последующая за ними персональная выставка в Тюмени стали своеобразным итогом работы перед 65-летним юбилеем художника. Мироненко говорит, что вступил в возраст, в котором есть что вспоминать и остается возможность строить планы на будущее. Планов этих громадье, а воспоминания часто приходят живыми картинами детства, отрочества, юности.
Знак войны и судьбы
Родился он в 4 часа утра 22 июня 1941 года в городе Свободный Амурской области. Известие о начале войны пришло не сразу. А совсем осязаемой в семье она стала, когда отец ушел на фронт. Вернувшись, забрал семью на Украину, откуда был родом. Мама не привыкла к шахтерской Кадиевке, Луганской области, ее тянуло на родину. Она уговорила отца вернуться на Дальний Восток.
На Украине Виктор окончил 10 классов, в Свободном поработал в художественной мастерской: писал плакаты, рисовал наглядные пособия и даже копировал картины знаменитых мастеров. Занимаясь ремеслом, убедился в том, что должен учиться художеству. Он поехал в Иркутск, подал документы в художественное училище и ужаснулся: на одно место претендовало пятнадцать абитуриентов, многие из которых – выпускники художественных школ. Тем не менее Мироненко поступил легко, правда, его предупредили, что работать ему придется много больше, чем другим студентам.
После первого курса его хотели отчислить, ученические дела шли неважно. На втором он обрел уверенность, а на третьем стал одним из лучших студентов. Защищал диплом портретной работой, которая была первой за всю историю училища. Отличник, он был рекомендован в Академию имени Сурикова. Это была заветная мечта Мироненко, которой, увы, не суждено было осуществиться.
К тому времени он был женат, родился сынишка, тяжело болела теща. Мужские обязанности не позволили ему уехать в Москву. Семья жила в деревянном доме, поэтому обеспечение дровами и углем были на Викторе, как и продуктами, – это были годы, когда муку выдавали по талонам. Молодой, энергичный, со всеми заботами он справлялся легко. Помнит, как однажды гонорар ему выдали макаронами. Макароны жена размачивала, делала тесто, из которого пекла пироги и пышки.
Работать он начал в энергостроительном техникуме, где преподавал черчение и рисование, одновременно поступил учиться в педагогический институт на исторический факультет. Потом в его судьбе была развилка, которая предполагала два пути. Ему предложили преподавательскую работу на открывающемся архитектурном факультете Политехнического института и в то же самое время – стать директором художественного фонда.
Директор неспокойного хозяйства
Согласился возглавить фонд. Мироненко повезло, он сразу был приглашен на семинар в Москву, который помог ему узнать многие тонкости будущей работы. Но был и казус. В первые дни пребывания в Москве он отметил день рождения – шумно и весело. На следующий день пригласили «на разбор полетов» к начальнику отдела кадров, полковнику КГБ. К счастью, тот оказался человеком внимательным, пожурив молодого специалиста, пригласил на обед, а потом и в гости к себе домой. Долгие годы Виктор Михайлович дружил с этим человеком, который, по сути, спас его тогда от многих неприятностей.
Художественный фонд Мироненко возглавлял с 1970 по 1978 годы. Надо заметить, что должность эта конфликтная, от директора зависели социальные заказы, которые получали художники. Это «живой» заработок, и те, кому не доставалась выгодная работа, считали его своим врагом, человеком несправедливым и субъективным. Конфликты накалялись, терпение иссякало, Мироненко, плюнув на все, ушел в свободное творческое плавание.
Свободный художник
У него были любимые темы в живописи, одна из которых – портрет. К историческим образам Волконского и Трубецкого, выставленным сегодня в Музее декабристов, прибавлялись изображения наших современников: вечного странника, фотокорреспондента Колоянова, знаменитого травника Телятьева, первого губернатора области Ножикова. В этих работах художник точно передает внешнее сходство портретируемого, основные черты, которые определяют не только профессию, но и характер.
Мироненко стал известен и по картинам, которые называет экологическими. Как-то он передал Валентину Григорьевичу Распутину книгу, изданную в Германии, о которой писатель не знал. При встрече разговорились, эмоциональный Мироненко проникся тревогой писателя об экологическом состоянии Байкала, твердо решив внести и свою лепту в его защиту.
С женой он прошел по маршруту Кругобайкальской железной дороги, рисовал этюды, компоновал отдельные детали в единый образ. Впечатлений набрал столько, что их хватило не на один год работы. Его «байкальский» период – это величие озера, его состояние при всех проявлениях погоды, шторм и тихую гладь воды, утренний вид Байкала и его сумеречная вечерняя строгость. Крупные уверенные мазки художника в этих работах часто переходят в нежные полутона. Умиления красотой нет, есть констатация настроения Байкала, его тяжелой и прозрачной воды, часто отражающей цвета радуги, бликующей при солнечном свете.
Свои работы он показывал на выставках в Германии и Китае. В составе художников ездил на международные пленэры в Польшу, где его – потомка сосланных на Дальний Восток поляков – принимали сердечно. Пленэр – это не только ежедневная работа, но и общение с коллегами из других стран, выставки-продажи, на которых картины Мироненко раскупались живо, потому что он умеет простой набросок превратить в законченную, композиционно выверенную работу.
В Тюмени, где проходила его персональная выставка, Виктору Михайловичу предложили работу на факультете изобразительного искусства в университете. Он разволновался, вспомнил, как в молодости преподавал и хотел писать диссертацию. Может быть, пришла пора вернуться к преподавательской и научной работе? Но тут же вспомнил о семье, о любимой жене Аллочке, на которой женился после смерти первой жены, и сынишке Арсении, ставшем школьником и танцором детского ансамбля «Фантазия». Как они без него, как он без них?
Виктор Михайлович очень ответственный человек, товарища выручит из беды и никогда не оставит близких. Если выбрал путь свободного художника, значит, надо идти по нему, веруя, что это его предназначение в жизни и осознанная необходимость. Путь творчества, который делает его счастливым.