Свеча, подожжённая с двух сторон
Можно уверенно предположить: такой выставки, какая открылась нынче в Ангарском музее часов, не сыщешь на всём белом свете. Вы только представьте себе: это выставка... конвертов. Не тех конвертов, что можно приобрести в почтовых отделениях (за всё возрастающую цену).
Такое ещё можно вообразить. Нет, в музее экспонированы самодельные конверты, изготовленные новосибирским учёным, ныне академиком Сергеем Владимировичем Сперанским.
Эти конверты - особый род искусства. В этом наглядно убедились все, кто пришёл (и даже приехал в Ангарск из Иркутска) на вернисаж. Конвертов в музейных витринах представлено более трёхсот. И ни один не похож на другой. Апплицированные картинки самого разного толка, изысканные марки, форма, цвет, расположение надписей и рисунков - всё вместе создаёт удивительный декоративный феномен. От этих конвертов, поверьте, голова идёт кругом. Зрелище невообразимое. И неповторимое.
Откуда что взялось?
Ясно, что за конвертами стоят письма. Основой для этой выставки стала переписка длиною в восемнадцать лет между известным ангарским врачом, литератором и просветителем Инной Львовной Лейдерман (её литературное имя - Инна Фруг) и учёным с берегов Оби Сергеем Владимировичем Сперанским. В этой многолетней эпистолярной истории встретились, пересеклись две незаурядные личности.
Врач Лейдерман, исцелившая сотни пациентов, большинство из которых стали её друзьями, создала в Ангарске легендарный клуб медсестер «Свеча», который стал для его участниц и гостей святилищем духа, обителью напряжённых нравственных поисков; написала книги «Запах гари» и «Кубик Рубика», меченые незаёмным своеобразием, литературным изыском и душевной распахнутостью, которые манят читателей как счастливый омут.
Биолог Сперанский, автор двух сотен научных публикаций и головокружительных книг, славен ещё как создатель необыкновенных поэтических вечеров, где он с экспрессией и захватывающим аудиторию настроением читает и ненавязчиво комментирует стихи Гумилёва и Ахматовой, Пастернака и Цветаевой, Петровых и Кушнера... Петербургский стихотворец Александр Кушнер написал Сперанскому: «Ваше чтение не артистическое, но гораздо лучше». С этими вечерами, которые для любителей поэзии - роскошный пир, Сперанский побывал в Петербурге и Ангарске, в Пскове и на Байкале...
В переписке двух этих людей столкнулись, высекая искры, их профессиональные интересы, литературные привязанности, социальные беспокойства и тревоги, миры и нравы их друзей и родных, и многое другое, чем полна жизнь индивидуумов, неравнодушных к окружающему, летящих на огни бытия, разжигающих костры добросердечия и врачующего сердца общения. Академик Сперанский называет переписку «свечой, подожжённой с двух сторон».
Наследницы Инны Лейдерман, дочери Людмила и Елена, и прирождённый архивариус Сергей Сперанский сохранили все письма, до последней строчки, и, разумеется, необыкновенные конверты, экстерьер каждого из которых, кроме всего прочего, имеет непосредственное отношение к содержанию письменного послания.
Отдел по культуре Ангарского муниципального образования, возглавляемый Еленой Кириченко, задумал издать избранные страницы переписки Лейдерман и Сперанского. Эти эпистолы воистину драгоценны.
К ним впрямую можно отнести известные слова А.И. Герцена: «Письма больше, чем воспоминанья, на них запеклась кровь событий, это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное». Предполагаемая книга будет красна ещё и тем, что её иллюстрациями станут красочные конверты, удивляющие не только своей формой, но и скрытым в ней смыслом.
Как водится, на пути издания книги стоят известного рода преграды, но, может быть, первый шаг на пути к эпистолярному роману под книжной обложкой, - открывшаяся в Ангарском музее часов необыкновенная выставка необыкновенных конвертов. Директор музея часов Нина Крылова, горячий энтузиаст музейного дела, была причастна к организации десятков всевозможных экспозиций, но такой - не припомнит.