Премьера в Иркутском музыкальном театре удивила всех
Ничто не вечно под луной, но ничто и не ново, быть может, потому в искусстве есть несколько сюжетов, которые используются разными авторами. Каждый, разумеется, по-своему интерпретирует такую тему - иначе неинтересно.
История обольстителя женщин Дон Жуана - из такого разряда. И даже самый рядовой иркутский зритель знает Дон Жуана и в пушкинском варианте («Каменный гость»), и в трактовке Фигейредо (спектакль «Севильский обольститель» по его пьесе шел на иркутской драматической сцене). И вот - новая версия сюжета на сцене Иркутского музыкального театра.
«Дон Жуан в Севилье» - так называется оперетта в двух действиях, написанная Марком Самойловым и поставленная режиссером Борисом Лагодой.
Еще в самом начале репетиционного процесса недавно приехавший в Иркутск на должность постоянного режиссера Борис Лагода рассказывал, с каким удовольствием постановочная группа работает над материалом.
- «Дон Жуан в Севилье» - первое произведение, с которого Марк стал знаменитым. Первая постановка была в Иваново. Помню, в Москве, куда ивановцы привезли спектакль в программе своих гастролей, они произвели фурор. И видимо, пришло время этому материалу появиться здесь… Это достойная работа, очень музыкальная.
Изюминка новой, опереточной версии в том, что Дон Жуан оказался вовсе не тем мачо-сердцеедом, за которым тянется шлейф молвы, легенд, россказней о реальных и мнимых любовных победах, - он оказался женщиной! Шлейф-то за ним все равно тянется, даже опережая приезд в Севилью самого героя. Вот только герой оказывается героиней.
Впрочем, зритель, который при виде нежного безусого юноши Дон Жуана сразу почуял подвох, долго делает вид (вместе с остальными персонажами), что принимает все за чистую монету. Молоденькие девушки и женщины, матроны, матери семейств, как водится, гроздьями влюбляются в него и норовят увлечь в свои сети. (Или увлечься? Кто их разберет!) И временами действие развивается столь стремительно и гротескно, что зритель забывает, что перед ним - гордые испанки: с такой готовностью валятся они к нему в объятья и в постель.
С другой стороны, в этом гротеске скрыт своеобразный юмор: женские приставания так «достали» беднягу Дон Жуана, что ему все это видится именно в таком, преувеличенном изображении. Будто смотрит он на эти знаки внимания, на эти охи и ахи, обмороки и стоны в увеличительное стекло.
Оно и понятно: будучи женщиной с нормальной ориентацией, Дон Жуан относится к этому с некоторой брезгливостью. Но вот он (она) сам влюбляется! В кого? В Командора, между прочим, женатого человека! И видит, что любовь эта - взаимна! Но нужно как-то выпутаться из сложной интриги, сплетенной им же самим. Так возникает версия, что у юноши Дон Жуана есть хорошенькая сестра, и Командор грезит, что, глядя в глаза Дон Жуану, он видит перед собой глаза его сестры…
Может быть, и трудно обманывать женщин, уводя их мужей, но только не Дон Жуану в данном конкретном случае. Руки разлучнице развязывает сама донна Анна своей готовностью отдаться Дон Жуану, следовательно, наставить Командору рога! Раз так, то и героиня, выдающая себя за Дон Жуана, легко и без угрызений совести доигрывает придуманную ею и Командором развязку. Мнимая дуэль, чуть-чуть мистики - и вот уже двое влюбленных, Командор и Дон Жуан в юбке, исчезают из города, оставив жителей Севильи, что называется, с носом.
Такова интрига. Каковы же герои? Главный персонаж происходящего, Дон Жуан, был исполнен лауреатом Международного конкурса Анной Рыбниковой легко и изящно. Ну очень юн, очень красив Дон Жуан! И нежен, хотя изо всех сил старается казаться мужественным. (Вспомним «Гусарскую балладу» и знаменитую женщину-кавалериста Надежду Дурову - что-то похожее здесь есть.) И деланная грубость персонажа мгновенно слетает с него, как только он становится самим собой - то есть девушкой, к тому же искренне влюбленной. Не случайно и самые красивые партии и дуэты начинаются во втором акте, когда меньше притворства - больше настоящих чувств.
Командор в исполнении заслуженного артиста России Вячеслава Варлашова тоже наиболее полно раскрывается в этой части спектакля. Во всяком случае, исполнителям, особенно главных партий, здесь есть где развернуться и показать свои вокальные возможности.
Из других ролей особенно хочется сказать о Флорестино, исполняемом молодым актером Игорем Ладейщиковым. Роль остро характерная, и актер здесь не только музыкален, но и необычайно пластичен, подвижен, мобилен.
Интересны работы заслуженного артиста РФ Николая Мальцева (Дон Родриго), артистов Андрея Данилова (Дон Оттавио), Владимира Антипова (Дон Диего), Елены Беляевой (Донна Анна).
Не менее интересно было бы посмотреть работы заслуженного артиста РФ Владимира Попова (Дон Родриго и Дон Диего), артистов Александра Айдарова (Командор), недавно пополнившей труппу Юлии Пихтиной (Розитта) - все они заняты в другом составе.
Думаю, у зрителя, любящего оперетту, есть возможность увидеть работу того или иного артиста (своего, любимого!), а заодно полюбоваться красивой и стильной сценографией, созданной с помощью новейших технологий, красивыми костюмами дам и кавалеров, а также танцами, в которых занят кордебалет, и боями на шпагах, поставленными Борисом Лагодой. Полный набор красок оперетты! Для любителей жанра - настоящий праздник.