Третьяковка отметила свой 150-летний юбилей
О значении этого события для России и Прибайкалья рассказывает директор Иркутского художественного музея Елена Зубрий.
— Елена Станиславовна, недавно вся наша культурная общественность отметила 150-летие Государственной Третьяковской галереи, первой национальной галереи страны. Думаю, на жизни Иркутского художественного музея это событие тоже как-то отразилось? Ведь роль, которую сыграл Павел Михайлович Третьяков в развитии российской культуры, трудно завысить. И как начиналась галерея?
— Оба брата, Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, были коллекционерами. Сергей Михайлович Третьяков создал прекрасную коллекцию западных мастеров, которая позже вошла в собрание Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, а Павел Михайлович изначально задался целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. Такого музея в России в ту пору еще не было, и он создал музей, который стал национальной гордостью России и ее достоянием. Третьяков хотел создать галерею, приятную для всех и полезную для общества. Эрмитаж поразил и восхитил Третьякова, и он начинает собирать картины и задумывает свой «публичный музей» — общедоступную картинную галерею русских художников.
Он был представителем своей эпохи и своего окружения. Он заказал 100 портретов своих великих современников — Л.Н.Толстого, С.П.Боткина, П.А.Стрепетовой, М.И.Глинки, Ф.М.Достоевского, А.Н.Островского, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского…
Поэтому, чтобы понять, что сделал Третьяков, необходимо посмотреть эти портреты — в них отражена целая эпоха, да и он сам был ее отражением. Чтобы так дарить, как дарил он, необходимо было быть частью своего времени. Он оказался достоин своего великого окружения.
Сначала Третьякову — и лишь потом императору
В то время подавляющее большинство картин русских художников расходилось по частным собраниям, а наиболее известные оседали в Эрмитаже или Музее Петербургской Академии художеств. Среди частных собраний были такие, которые могли бы стать настоящим музеем национального искусства. Такими были коллекции П.П.Свинина, Ф.И.Прянишникова и других собирателей, но их век был коротким: все они распродавались со смертью или — чаще — с банкротством своих владельцев.
И только Третьякову удалось создать музей общенационального значения, общественный по духу и исторический по характеру. Все это — благодаря свойствам характера Павла Михайловича, человека деятельного и практичного, натуры цельной и последовательной. Павел Михайлович был человеком обязательным и говорил, что его слово крепче документа. Способствовала тому и обстановка невиданного ранее подъема национального самосознания, характерная для общественной жизни России второй половины XIX столетия.
Третьяков сблизился с художниками-реалистами, чуть позже образовавшими Товарищество передвижных художественных выставок, и всячески их поддерживал. Впоследствии Илья Репин напишет: «Он один вынес на своих плечах вопрос существования целой школы русской живописи. Беспримерный, грандиозный подвиг».
Художники высоко ценили это и не продавали своих картин, пока их не увидит Третьяков. Василий Суриков лишь после Третьякова предлагал картины императору. Третьяков тратил колоссальные деньги и покупал сразу с выставок и в мастерских художников по нескольку десятков, а то и сотен картин, несмотря на шум критиков (большой спор в критике вызвали в то время картины И.Репина «Иван Грозный и сын его Иван» и В.Перова «Сельский крестный ход на Пасхе»).
Как Третьяков повлиял на Александра III
— Линия поведения Павла Михайловича не могла не повлиять на других собирателей, — думаю, их ряды в России значительно пополнились?
— Галерея Третьякова сыграла огромную роль в развитии частного коллекционирования, оказала влияние на формирование сознания коллекционеров и понимание ими своего отечественного долга, вообще на развитие процесса музейного строительства. Она была наглядным примером для подражания.
Павел Третьяков собирал произведения передвижников, которые своими выставками в городах России помогали созданию обществ и кружков любителей изящных искусств, художественных школ, подготавливая почву для появления местных публичных общедоступных галерей и музеев изобразительного искусства.
В 1893 году галерею посетил Александр III. Взяв бокал шампанского и обращаясь к хозяину, император провозгласил: «За здоровье хозяина!» Этим посещением ознаменовалась официальная передача галереи Москве. Пожалуй, и открытие Александром III в Санкт-Петербурге два года спустя Императорского музея русского искусства (ныне Государственный Русский музей) стало результатом творческого примера Третьякова.
Сукачев стал последователем Третьякова
— События, о которых мы говорим, имели резонанс и в провинции?
— С провинцией у Москвы особые отношения. Появление крупных художественных музеев началось в России в последней трети XIX века. Именно тогда в обществе возник глубокий интерес к русской культуре. Важную роль в этом сыграла Москва. В отличие от Петербурга, промышленники которого стремились приобщаться к высшему свету, московские купцы стремились сблизиться с ученым и художественным миром (как это похоже на Иркутск!).
Поколение 1850-1890 годов выдвинуло замечательных коллекционеров. Рубеж XIX-XX веков называют «музейным ренессансом». Возникают музеи в Саратове, Казани, Нижнем Новгороде, Пензе, Иркутске, Таганроге, Ростове-на-Дону, Смоленске, Туле и других городах. Собрания включали в себя, главным образом, русское искусство. Их организаторами и вдохновителями выступали коллекционеры, признанные мастера живописи и энтузиасты: И.К.Айвазовский, А.П.Боголюбов, Н.А.Кошелев, В.П.Верещагин, К.А.Савицкий, а также К.П.Головкин, В.П.Сукачев и другие.
Основу многих собраний составляли дары частных лиц, поступления из Академии художеств, непосредственно от авторов.
Иркутск и его художественный музей имеют глубокие исторические и духовные связи с Третьяковкой. Павел Михайлович Третьяков имел сильное влияние на молодого сибиряка из купеческого рода Трапезниковых — Владимира Платоновича Сукачева, основателя первой в Сибири публичной художественной галереи в Иркутске, приехавшего учиться в столицу в 1867 году. В 1860-е годы в Москве жила его бабушка, Прасковья Степановна, — хранительница богатого состояния иркутских купцов и золотопромышленников Трапезниковых, и Сукачев, конечно, бывал у нее в Москве, был вхож и в художественный мир Москвы.
По примеру Третьякова он начал собирать полотна русских художников, открыл галерею для общества. Так же, как Третьяков, был почетным гражданином своего города и оставил Иркутску галерею, которая превратилась в крупнейшую от Урала до Тихого океана сокровищницу, объединившую искусство России (наше русское собрание — крупнейшее от Урала до Тихого океана), Запада и Востока.
В 1928 году Третьяковская галерея передала нашему музею 30 произведений известных русских и советских живописцев и графиков, среди них работы П.Ротари, К.Петрова-Водкина, И.Шишкина и других художников. В экспозиции нашего музея представлены четыре работы из личной коллекции Третьякова — два пейзажа Павла Брюллова и два этюда знаменитого Василия Поленова к его картине «Христос и грешница». О передаче именно этих работ до сих пор жалеют третьяковцы. Зато мы — радуемся.
Сегодня наш музей является участником двух новых проектов Третьяковской галереи: международного, «Пейзаж XIX – начала XX веков» (совместно с Канадой, виртуальный вариант), и всероссийского, «Золотая карта России».
Третьяковка сегодня
— Мы с детства помним шедевры Третьяковской галереи, они прошли через всю нашу жизнь, от картинок в букваре и вкладышей в журнале «Огонек» до полноценных альбомов по искусству…
— Да, времена меняются, а васнецовские «Богатыри» и «Аленушка», «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, «Неизвестная» Ивана Крамского, «Девочка с персиками» Валентина Серова, «Рожь» Ивана Шишкина, «Московский дворик» Василия Поленова, «Портрет Павла Михайловича Третьякова» Ильи Репина остаются все такими же близкими…
— Как видно, в наши дни Третьяковская галерея не утратила своей роли.
— Галерея — наша национальная сокровищница, ее шедевры не только наше достояние, это достояние мировой цивилизации. Она продолжает быть примером прекрасно организованного музея с высокопрофессиональным коллективом, уникальной коллекцией, крупными реставрационными мастерскими и гостеприимно открытыми для зрителей дверями.
Собрание Третьяковки уникально по своим качествам, разнообразию и масштабу. В современной жизни ее положение определяется, пожалуй, двумя чрезвычайно важными для любого музея ролями. Одна из них традиционная — это сохранение, изучение и популяризация отечественного искусства, другая подразумевает обращение к актуальным проблемам современной художественной жизни. На традициях древнерусской иконописи, шедеврах национальной культуры XVIII-XX веков, на творчестве передвижников, мастеров серебряного века, на произведениях художников нового времени воспитывались поколения людей.
«Золотая карта России»
В начале 2000-х Третьяковка выступила с гениальным проектом, удостоенным высших наград Отечества, — «Золотая карта России». В этом проекте заключена идея сохранения национального культурного достояния. В соответствии с этим проектом в залах Третьяковки представили свои собрания десятки музеев России, а их шедевры (около 400 наименований) вошли в каталоги выставок отечественного искусства, изданные на пяти европейских языках.
Как некогда Московское княжество собирало вокруг себя русские земли, так проект собрал вокруг Третьяковки музеи России. Он стал не только проектом галереи, но и государственным и общественным проектом. 27 музеев России, в их числе и Иркутский художественный, вошли в издание «Золотая карта шедевров русского искусства».
Работа над масштабным проектом «Золотая карта» повлекла за собой обращение к истории художественных музеев, популяризации их коллекций. Проект обратил внимание органов власти на музейное сообщество, на музеи в своих регионах. На выставке представлено более 100 музеев. В рамках проекта «Золотая карта России» прошло и само празднование 150-летия галереи.
К своему юбилею галерея создала удивительные выставки о жизни и деятельности братьев Третьяковых. Прошел также настоящий парад музеев России в огромном пространстве залов на Крымском валу — «Музеи России поздравляют Третьяковскую галерею», произведений отечественного искусства XIV-XX веков из собраний 30 музеев России: из Череповца и Перми, Тамбова и Рязани, из Владимиро-Суздальского и Карельского музеев, из коллекций Твери, Иркутска, Саратова, Астрахани, Казани, Костромы, Тулы, Самары, Омска, Волгограда, Нижнего Новгорода, Государственного Русского музея, Государственного Исторического музея… Особо теплое чувство вызывает и прекрасно изданный одноименный с выставкой каталог шедевров отечественного искусства XIV — первой половины XX веков из собраний музеев Москвы, Петербурга и регионов Российской Федерации. Наш музей предоставил работы И.Е.Репина и Л.И.Соломаткина, а также научный материал к каталогу выставки.
А чтобы 150-летний юбилей Третьяковки прозвучал и в нашей области, музей организует и направляет в города Приангарья выставку «Шедевры Иркутского художественного музея — региону», в состав которой включены произведения русских художников, некогда принадлежавшие Третьяковской галерее.
— Елена Станиславовна, мы часто говорим не «Третьяковская галерея», а «Третьяковка». Как вы думаете, почему?
— Я думаю, потому, что в каждом из нас живет чувство духовной причастности к «своей» галерее. Рожденная в семейном кругу как результат состояния души и любви, она представляет собою очень теплый, домашний музей. Когда мы произносим: «Музеи Московского Кремля», то хочется расправить плечи и приосаниться, при словах «Государственный Русский музей» подтягиваешься, ведь это музей императорский (подарок императора обществу), и только Государственную Третьяковскую галерею мы зовем по-домашнему: «Третьяковка».
В самом чествовании галереи постоянно чувствовались глубоко теплые, домашние нотки: на юбилее были родственники, внуки П.М.Третьякова из США, Франции и России, соратники из российских и зарубежных музеев и друзья галереи.
— И наконец, раскройте тайну: когда выставка из собраний Третьяковской галереи откроется в Иркутске?
— В июле состоялась наша встреча с руководством Третьяковской галереи в Москве. Разговор шел о нескольких проектах, но главное — в Иркутске состоится выставка из собрания Третьяковской галереи. Содержание выставки и время ее проведения обсуждаются. Наши пожелания — показать иркутянам работы известных русских мастеров XVIII-XIX столетий — были приняты. Обсудили также и участие Иркутского художественного музея в проекте «Золотая карта России» полноценной выставкой из нашего собрания в стенах Третьяковской галереи. Надеемся, наши планы сбудутся.