Владимир Шагин: "Стараемся быть лучшими"
Щедрым подарком летнего театрального сезона в Ташкенте стали гастроли Иркутского музыкального театра имени Н.М.Загурского. Представляем читателям беседу с директором и художественным руководителем полюбившегося ташкентским зрителям коллектива Владимиром Константиновичем Шагиным.
– Вы привезли 12 замечательных спектаклей. Почти все они проходят при полном аншлаге. А сколько всего постановок в репертуаре труппы?
– Тридцать шесть. Как и в Ташкенте, на всех спектаклях в Иркутске зал переполнен. Мы часто ездим на гастроли. Побывали во многих странах ближнего и дальнего зарубежья. И в нынешний - уже четвертый приезд в Узбекистан нам приятно убедиться, что коллектив помнят, любят. Мы обрели здесь и новых поклонников, верных друзей нашего театра. Об этом можно судить по аплодисментам публики, добрым словам, которые говорят нам зрители, и многочисленным откликам в республиканских СМИ.
– Рассказывают, что во время гастролей одного из российских театров в Японии герой оперетты «Сильва» танцевал со стулом, а не с партнершей, чем привел в недоумение весьма требовательных к деталям японцев. Отличается ли исполнение и оформление ваших спектаклей в Ташкенте от их показа на родной сцене?
– У нас нет, как принято в некоторых труппах, выездных вариантов - сокращенных спектаклей или упрошенных декораций. Выбираем те площадки, где можем встать, как говорится, «на всю ступню», ведь мы возим с собой костюмы, декорации, оборудование. На гастролях - 150 человек: солисты, полный состав оркестра, рок-группа, хор, балет, технический персонал. К тому же за неделю до приезда театра в Ташкент прибыло 12 вагонов с реквизитом.
– В наши дни, когда рыночная экономика диктует свои условия, успешность человека или творческого коллектива и его финансовая состоятельность стали почти синонимичными понятиями. Считаете ли вы свой театр успешным? Есть ли вообще рецепты успеха в театральном деле, и может ли в наши дни театр выжить без спонсоров?
– Успешен тот театр, в который идет зритель. Публика - главный спонсор театра. Мы - государственный коллектив: заработная плата и содержание здания обеспечиваются из бюджета. Но 90 процентов расходов по постановкам оплачиваем за счет прибыли от спектаклей. Правда, цены на билеты в Иркутске несколько выше, чем установленные нами в Ташкенте.
Безусловно, искусство нуждается в поддержке. Нашему театру 65 лет. Прежде он размещался в старинном помещении общественного собрания. Но 17 лет назад мы переехали в специально построенное для нас городскими властями здание. Думаем в 2007 - 2008 годах при помощи бюджетных средств провести реконструкцию. Современное оснащение, комфорт для зрителей и коллектива - это требование времени и залог успешности творческой работы в театре. И все же сегодня не только для театров, но и художников, музыкантов пришло время самим решать, быть успешными или нет, что и как ставить, писать. И если это по-настоящему интересно, добротно, сделано с уважением к зрителям и их потребностям, то такое творчество просто обречено на успех и театр будет востребован. Зрители сами придут и не пожалеют о средствах, потраченных на билеты.
– Предполагаете ли вы и в дальнейшем сотрудничать с ташкентскими театрами?
– Мы ожидали приезда Ташкентского театра музыкальной комедии в этом году. Сделали рекламу, стали продавать билеты, жаль, что приезд отложен. Надеемся, что этот коллектив спланирует гастроли на следующий год. У труппы есть интересные постановки, но, на наш взгляд, отсутствие необходимых условий, прежде всего большой, должным образом оборудованной сцены, ограничивает возможности театра. Есть предварительная договоренность с ГАБТом имени Алишера Навои, осталось решить лишь финансовые вопросы. Этот театр нравится иркутянам, и я думаю, что его очередные гастроли в Иркутске пройдут успешно.
– Ваши спектакли - истинный праздник театрального искусства. Богатый репертуар, прекрасный вокал солистов, особенно женский, необыкновенно выразительное многоголосие и мощь хора, «живая» музыка, современная хореография, яркость костюмов и декораций, использование компьютерной графики, лазерных эффектов, голографических изображений - все это производит неизгладимое впечатление. Смело используя современные технологии, не забываете и лучшие традиции русского сценического искусства. Недаром считаетесь одним из лучших музыкальных театров в России.
– Мы сами создали этот имидж. В прошлом году приобрели очень большой экран-задник, мощный проектор и сейчас можем спроецировать практически любое изображение, не затрачивая холст, краски, время. Естественно, получается большая экономия средств. Теперь удается, например, построить, к восторгу ребят, дом в детском спектакле «Двенадцать месяцев», изобразить летучий корабль или огромного сказочного великана в «Тысяче и одной ночи». Эти виртуальные изображения объемны, они перемешаются. Музыкальное и световое оформление - плод творчества маэстро Н.Сильвестрова, молодого дирижера В.Ефремова и главного художника по свету Г. Мельник вызывают восхищение публики и вполне отвечают эстетике молодежи. Немало средств затрачиваем на костюмы, всего их привезли более 2000. Наверное, вы оцените фантазию наших художников, в особенности восточные наряды.
– Мы волновались перед гастролями, ведь выступать в столичном городе очень ответственно. Тем более что мы стараемся быть лучшими.