Шанс на признание
На камерной сцене академического драматического театра имени Охлопкова произошло событие, которого никогда не было в театральной жизни Иркутска. Здесь состоялся вечер молодых драматургов, тех авторов, которых сегодняшняя сцена старается не замечать.
Но только ли сегодняшняя? Вспомним, какие препятствия пришлось преодолевать Вампилову, прежде чем была поставлена его первая пьеса «Прощание в июне», а лучшее своё произведение «Утиная охота» он так и не увидел в театре.
Режиссёр театра-клуба-студии «Диалог» Валентина Просекина, которой принадлежит идея вечера, предоставила возможность девяти начинающим драматургам показать свои пьесы. Помогли ожить на сцене героям этих пьес любительские театры «Юность», «Диалог», «Предместье», «Бусинки», «Под знаком Водолея», «Точка зрения», «Эксперимент», театральный коллектив школы № 25.
Сценическое действие начиналось с пьесы «Чайка» Антона Павловича Чехова, с той самой сцены, в которой Треплев пытается показать свою пьесу новых форм, названную Аркадиной декадентской. Но может ли форма определить содержание произведения? «...Я всё больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и новых формах, а в том, что человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льётся из его души» - так думал Чехов. В этом убеждены и режиссёры, взявшиеся в коротких отрывках показать путь, по которому идут сегодня молодые драматурги.
На камерной сцене стоял письменный стол Треплева из спектакля «Чайка» академического театра. К нему Валентина Просекина приглашала драматургов, предоставляя им возможность рассказать о себе. Почти все авторы - иркутяне, исключая москвичку Екатерину Ткачёву, пьесой которой «Мальчик на крыше, или Дырявый зонтик» заинтересовался театральный коллектив школы № 25.
Имена некоторых драматургов хорошо известны, например, поэта, члена Союза российских писателей Андрея Богданова или журналиста Алексея Просекина, который живёт сегодня в Киеве. Актёр, драматург, режиссёр Иван Вырыпаев - обладатель премии «Золотая маска», многих других международных и российских наград, иркутянин - занимался в любительском театре «Юность» Дворца детского и юношеского творчества, окончил в нашем городе театральное училище. Свою первую пьесу «То, что вам нравится» он показывал на сцене Дома актёра.
Представляя молодых драматургов, Просекина подчёркивала, что многие из них были увлечены игрой в любительских театрах, хорошо знают, как диалоги и монологи трансформируются на сцене в образы героев. Почему увлечение актёрским мастерством стало переходить у некоторых исполнителей в работу над самой трудной литературой, не похожей ни на какой другой жанр? Наверное, потому, что у театра есть особое притяжение; человек, вдохнувший единожды запах кулис, запоминает его на всю жизнь. Увлечение драматургией - это возможность рассказать о времени и о себе.
Галина Деменкова рассказала, что «Рухнувший мир» она писала в диалогах, предназначенных для чтения. Театр «Бусинки», сыгравший сцену из пьесы, зримо показал, что эти диалоги вполне сценичны, современный зритель легко представляет пространство и время, в каком перемещаются её герои.
Пьеса «Заброшенный дом» Сергея Перфильева, участника нескольких драматургических фестивалей, опубликована в журнале «Первоцвет». В работе над ней театр «Диалог» увидел проблемы, которые могут быть интересны современным молодым людям. В «Заброшенном доме» контрапунктом проходит тема, актуальная для зрителей любой поры: мы не знаем, в какую точку движется время. В работу над пьесой была внесена режиссёрская правка, которая её мажорный пафос перевела в минорное состояние поступков и состояния души героев.
«О времени и о себе» можно говорить по-разному. Языком традиционной психологической драмы, как делают это Анна Иоффе - филолог, участница театра «Диалог», или врач Владимир Еселевич, занимавшийся в годы обучения в институтском театре. Можно представлять время своеобразным дивертисментом, как видит его актёр театра «Предместье» технического университета Андрей Сакович. Яркое, ускоренное в ритмах сценическое действие он назвал «Истории из жизни, придуманной на ходу».
В отрывках пьес, разыгранных на вечере, часто идёт дождь и много любви. Рассказывая о себе, авторы стремятся поделиться со зрителями своим мироощущением и чувствами, которые они испытывают в жизни, в этой драматургии много снов. Иван Вырыпаев одну из своих пьес так и называет - «Сны». Отрывок из неё, «Кайф», сыгранный ребятами из театра «Юность», передаёт состояние героев: это не миражи, приходящие к ним во время наркотического опьянения, это боль, неумение быть адекватными по отношению к реальной действительности. Пьеса полна безысходности, трагического ощущения жизни.
Алексея Просекина иркутяне хорошо помнят по очеркам в местных газетах, написанным по возвращении из «горячих точек». В Беслан, Югославию или Моздок он добирался с миротворческими войсками, с женщинами из комитета солдатских матерей. Валентина Просекина, ссылаясь на высказывание одного известного критика, говорила: «Многие современные авторы - это мальчики, которые пишут пьесы кровью своего сердца». «Снохождения» Алексея Просекина написаны и кровью, и болью сердца.
Драматурги, которые впервые увидели на сцене образы героев своих произведений, были взволнованы. Кажется, Андрей Богданов даже прослезился, услышав голос своего «доброго, милого мистера Бича», переживая момент перехода текста с компьютерного листа в заполненное живыми образами пространство сцены.
На вечере приводились статистические данные, опубликованные в журнале «Современная драматургия», имена авторов, которых чаще других ставят сегодня в театре: это Чехов, Алексей Толстой, Хармс, Булгаков, Набоков - писатели и драматурги конца ХIХ - начала ХХ в. Руководитель театра «Диалог» продолжила свою мысль: «Сколько гражданского мужества надо иметь, чтобы дать шанс молодым драматургам увидеть свои пьесы на сцене».
Действие, проходившее на камерной сцене академического драматического театра, - это тоже шанс для авторов, представленных на ней. Остаётся добавить: вечер молодых драматургов состоялся в рамках молодёжного движения «Алые паруса».