Как освоить профессию оператора?
Профессия оператора считается одной из самых привлекательных в ряду творческих призваний. Чем больше развиваются кино и телевидение, тем больше внимания приковывают к себе люди, которые всегда стоят за кадром, но, тем не менее, видят все первыми.
Быть причастным к миру кино и телевидения хотят многие. Но для того, чтобы стать оператором, недостаточно просто взять в руки камеру. В профессии видеооператора множество тонкостей и нюансов. Для того чтобы овладеть этим мастерством, нужно пройти серьезную творческую школу.
С чего начать
Видеооператор — профессия многогранная: ведь здесь недостаточно просто творческой составляющей, оператор должен в первую очередь дружить с техникой.
По сути, у каждого, кто желает стать профессионалом и освоить все тонкости этого непростого мастерства, есть два пути: самостоятельно взять камеру в руки и вступить на нелегкий путь самообучения или же попробовать изучить эту профессию в одном из учебных заведений города.
Факультет фотовидеотворчества существует в Иркутском училище культуры. Оттуда уже было выпущено несколько курсов профессиональных мастеров операторского дела. По словам преподавателей училища, для того чтобы поступить на это отделение, нужно доказать свою принадлежности к категории творческих личностей: предъявить на суд приемной комиссии несколько фото- или видеооработ, рассказать о своем взгляде на кино и телевидение.
Существует своя киностудия и в Иркутском государственном университете — на факультете филологии и журналистики. Также есть операторский факультет в Иркутском государственном техническом университете.
Но каждый начинающий видеооператор, мечтающий стать профессионалом, должен определенное время повариться в собственном соку: изучать съемку, монтаж, читать специальную литературу. Наконец, он должен прийти к выводу о том, что для полноценного опыта необходимо общение с такими же увлеченными людьми, для которых монтаж и съемка уже стали профессиональным мастерством.
Начинающему мастеру как никогда важна оценка его творчества, данная коллегой, способным критически, с профессиональной точки зрения оценить твой творческий опыт, сильные и слабые стороны, указать на ошибки.
— На телевидение я попал случайно, — рассказывает Алексей Михеев, оператор иркутской телекомпании АИСТ. — Один из знакомых операторов собирался поступать во ВГИК и попросил помочь в съемке нескольких сюжетов. Так я впервые познакомился с операторским делом. А до этого уже пять лет занимался профессиональной фотосъемкой.
Многие профессиональные операторы начинают именно с фотографии и таким образом постепенно приобретают необходимые умения работы с кадром. Видеосъемка и фотография тесно связаны между собой, и, как правило, хороший видеооператор одновременно является и талантливым фотографом.
За умением — к профессионалам
Видеооператор — не такая профессия, которую можно в одиночку освоить полностью. Для того чтобы изучить и усвоить все тонкости этого нелегкого дела, нужно очутиться в среде мастеров-профессионалов, которые могут поделиться с новичком своим опытом. Как правило, большинство операторов начинают свое обучение, как говорится, прямо на месте, то есть придя на ту или иную телекомпанию.
Ну а здесь все относительно. По словам работников иркутских телекомпаний, еще несколько лет назад было вполне возможным просто прийти на телевидение и попросится на стажировку. Сейчас ситуация жестче, да и конкуренция выше. Но если вы проявите подлинное упорство и докажете, что действительно готовы учиться, то вам могут предоставить шанс влиться в команду настоящих профессионалов и заняться постижением нелегкого мастерства видеооператора. Правда, и учиться этой профессии, и работать придется одновременно. Как правило, новичку требуется около двух месяцев, чтобы начать снимать более-менее качественно, выдавая добротный продукт. Ну а на оттачивание профессионализма подчас уходят годы.
Оператор должен думать глазами
По словам Вадима Рудакова, оператора телекомпании ИГТРК, съемочная работа на телевидении — достаточно напряженный труд. Здесь недостаточного одного творческого подхода: нужны и терпение, и внимательность, и даже физическая выносливость.
— После нескольких лет работы я начал ловить себя на том, что теперь уже думаю глазами. Они — мой отдельный мыслительный орган, — рассказывает Вадим. — Из всего, что вижу, сразу мысленно складываю композицию и представляю, как это снять, какая будет картинка и композиция из расположения предметов.
Работа телевизионного оператора значительно отличается от работы оператора киношного. В первом случае очень важна оперативность, ведь по своей сути телевидение сиюминутно, и материал, не снятый по каким-либо причинам сегодня, завтра уже никому не нужен. Времени на размышление у человека с камерой немного, поэтому и снимать, и выстраивать кадр надо быстро, на ходу: слишком увлекаться экспериментированием, как, например, при съемке фильма, телевизионному оператору не положено.
— Но в то же время каждый раз необходима новая, интересная идея, — продолжает свой рассказ оператор АИСТа Алексей Михеев. — Поэтому приходится экспериментировать на свой страх и риск. Иногда можно попробовать какие-то приемы, увиденные в кино или почерпнутые во время обмена опытом с коллегами. Новостная съемка отличается от программной. Если снимаешь программу, есть время поэкспериментировать. Я люблю чудить и пробовать что-то новое. Настоящий оператор, по-моему, должен быть немного сумасшедшим, всегда пробовать что-то новое, пусть даже на свой страх и риск.
Иркутские видеооператоры востребованы в столице
Несмотря на то что в Иркутске нет учебных заведений такого класса, как, к примеру, московский ВГИК, где обучают настоящему видеооператорскому искусству, наши операторы почти всегда востребованы в столице. И многие, кто начинал и постигал все азы этой профессии здесь, уехав в Москву, с успехом продолжают свою карьеру там, зарабатывая отнюдь не плохие по московским меркам деньги.
— Уже давно замечено, что Сибирь — это просто кладезь операторских кадров, — делится своими соображениями Алексей Михеев. — Там работать в той же специализации на телевидении гораздо проще. Здесь ты всему учишься сам, весь съемочный процесс зависит только от самого видеоператора. В Москве же над съемками работают сразу несколько человек: кто-то носит камеру, есть специальные осветители. Поэтому тому, кто прошел иркутскую школу, как показывает практика, очень легко добиться еще больших успехов в столице.
В частности, иркутский оператор Андрей Закаблуковский был в Москве одним из самых востребованных специалистов. Много работал с Игорем Верником, ездил на фестиваль в Канны.
Андрей Сычук, бывший оператор программы новостей ИГТРК, сейчас работает на Первом канале в программе "Время". Судя по характеру сюжетов, которые он снимает, ему доверена сейчас самая ответственная работа.
На свадьбах много не заработаешь
Для тех, кто в достаточной мере владеет правилами съемки, существует другая возможность заработать на своем профессиональном умении. Можно открыть свое собственное агентство, состоящее из небольшого штата сотрудников, и предложить услуги видеосъемок различных торжеств, свадеб и прочих праздничных мероприятий.
В Иркутске существует несколько агентств, специализирующихся на подобного рода съемках. По словам их работников, это бизнес вряд ли можно назвать доходным. Во-первых, десять агентств — более чем достаточно для такого города, как Иркутск. Это создает приличную конкуренцию и, соответственно, уменьшает заработок конкретного агентства.
Во-вторых, праздничная съемка чаще всего является сезонной работой: если летом заказы поступают более-менее регулярно, то зимой их может вообще не быть. Средняя стоимость съемки одного торжества варьируется от трех до пяти тысяч рублей, так что особо больших денег оператору такая работа не сулит. К тому же сейчас полупрофессиональные или даже цифровые видеокамеры есть практически в любой семье, так что в услугах оператора-профессионала иркутяне нуждаются не так уж часто.
В среде видеооператоров-профессионалов, работающих на телевидении или в киноиндустрии, тех, кто зарабатывает свой основной хлеб на частных съемках, называют бытовиками. Многие, особенно достаточно успешные и состоявшиеся в своей профессии видеооператоры, считают подобный вариант заработка не слишком престижным. Или же просто-напросто относят его к варианту разовой подработки или, как говорится, халтуры, которая возможна время от времени, но навряд ли подходит под определение "профессия".