На крыльях признания
"Со щитом" вернулся из дальней поездки Иркутский областной театр юного зрителя имени А.Вампилова. Его директор Виктор Токарев делится впечатлениями о зарубежных гастролях и участии в двух фестивалях в беседе с журналистом.
- Что, Виктор Степанович, эти дни вы живете воспоминаниями?
- А сколько воспоминаний впереди! Пока еще из наших легких не успел, мне кажется, выветриться воздух Минска, Белгорода и Москвы, откуда совсем недавно, 29 октября, прилетела последняя четверка наших артистов и благополучно приземлилась в Иркутском аэропорту за минуту до того, как его поглотил густой туман. Я говорю об участниках Международного театрального форума "Золотой витязь", третьего по счету, только теперь он из российской столицы передислоцировался в столицу белорусскую. Дважды мы завоевывали его дипломы, а на этот раз итоги узнаем в ноябре, по окончании фестиваля, где вампиловцы выступили в совместном проекте с Республиканским театром белорусской драматургии (РТБД), сыграв смешанным актерским составом "Трибунал" Андрея Макаенка.
Пока могу только сказать, что член жюри "Витязя" народная артистка СССР Ада Роговцева подходила после спектакля со словами благодарности к нашим артистам Людмиле Стрижовой, Олегу Тупице, занятым в главных ролях, и Владимиру Безродных с Дарьей Садовской, которые по ходу действия тоже менялись с коллегами из РТБД, играя своих персонажей поочередно с ними. Это театральное ноу-хау, как окрестили критики идею Валерия Анисенко, поставившего "Трибунал" и на своей сцене, и на иркутской, вызвало повышенный интерес во время наших гастролей, оказавшись по душе как зрителям, там и самим артистам. У всех горели глаза, всем хотелось быть на высоте. И это рождало "вольтову дугу".
Осень на колесах и - на крыльях
- Поездом и частично самолетом, через всю страну, в оба конца, плюс переезды с гастролей на фестивали - сложный маршрут, занявший полтора месяца. А если еще поездку в Монголию учесть, которая ему предшествовала, да гастроли по городам Приангарья в честь 60-летия Великой Победы, - то прямо-таки марафон выходит, какого театр, наверное, до сих пор не знал?
- Вообще-то, с большими гастролями театры в последнее время почти не ездят: хлопотно, затратно, дорого. Но это как воздух, как хлеб нужно для того, чтобы творческий состав почувствовал прилив свежих сил. Иначе притупляется ощущение новизны спектакля, актер слышит мало новых оценок, а они ему необходимы, - такова природа этой профессии. Не случайно ректор ГИТИСа сравнил гастрольные поездки с переливанием крови. И спасибо нашей областной администрации за пониманиеэтого. Ведь ничем не заменить впечатлений, которые мы получили в Минске - городе изумительно красивом, чистом, где создана атмосфера для спокойной, приятной жизни. Город для людей!
Нас там чудесно встретили, свозили в Хатынь, и уже не забыть, какие глаза и лица были у актеров на этом беспримерном мемориале скорби. Мы посетили и Курган Славы, насыпанный жителями республики буквально вручную; были на экскурсиях в художественном музее, узнали историю детского портрета в русской живописи, побывали и в музее "театра лялек", то есть кукол, и в ботаническом саду, и в студии талантливого скульптора Владимира Жбанова... Все это будоражит эмоции, обогащает актеров.
Справедливости ради должен сказать, что за мою бытность в театре подобные поездки с большим репертуаром уже были. Правда, давненько. Четверть века назад маршрут ТЮЗа в Крыму пролегал через Евпаторию, Керчь, Феодосию, Симферополь, Одессу, где наши спектакли записали на телевидении. Почти два месяца тогда колесили. А во время реконструкции сцены старого здания мы уехали на гастроли в апреле и вернулись только в конце июня, побывав в Волгодонске, Ростове-на-Дону, Азове; и даже в Москве три недели выступали. Вспоминается и 1984 год, когда нас пригласили со спектаклем Вячеслава Кокорина "Гори, гори, моя звезда!" на Международный театральный фестиваль АССИТЕЖ - Ассоциации юношеских и детских театров. И мы играли в Центральном детском театре. А в это же время поездом дружбы тюзовцы возили в Монголию сказку "Два клена" Евгения Шварца.
Щемящая тишина и рукоплескания
- Надеюсь, следующих больших гастролей не придется ждать еще четверть века! Так можно утратить весь накопленный творческий багаж. А ведь он получил высокую оценку в Минске?
- За две недели мы показали восемь названий, поровну для взрослых и для детей, сыграв каждый спектакль дважды. Нашу афишу сочли богатой, гастрольный репертуар зазывал зрителей сам по себе, абсолютно все билеты были распроданы уже в начале, а люди все равно приходили в надежде как-то попасть. Выступали мы на трех площадках, с аншлагами и переаншлагами, когда зрители не только на приставных креслах сидели, но и прямо на ступеньках, и пожарные грозили, что не позволят поднимать занавес при столь переполненном зале.
Интерес к нашим постановкам был колоссальным. Когда дети встают в пять утра, садятся на электричку и, преодолев 300-километровый путь, приезжают смотреть "Руслана и Людмилу", - это, думаю, многого стоит и ко многому обязывает. Ребята из Могилевской области, города Жлобино, через Интернет узнали о наших гастролях и уговорили своего руководителя сопровождать их. А как тронул и удивил всех поступок немца, когда-то жившего в Иркутске и полюбившего актеров ТЮЗа. Он тоже, прослышав о гастролях в Минске, отложил все дела и на целую неделю прикатил из Германии на автомобиле, служившем ему домом на колесах. Смотрел с непосредственностью ребенка и сказки, и вечерние спектакли, радуясь за актеров и за то, что публика каждый раз стоя и подолгу аплодировала исполнителям.
А реакцию детей и подростков на появление "живого Пушкина" словами не описать. Когда Рустам Мухамедьяров в гриме поэта выходил кланяться, это был взрыв аплодисментов и крик восторга в зале - от потрясения, радости и любви к русской литературе. Слава богу, в Белоруссии второй государственный язык - русский. К нам многие подходили благодарить за спектакли взрослого и детского репертуара и признавались, как они счастливы слышать со сцены поэтическое слово, русскую речь. От этих признаний порой ком к горлу подкатывал, актеры чувствовали себя именинниками.
Критики тоже плачут
- Успех у публики сомнений не вызывает. Главное, как предостерегает юморист, чтобы волна успеха не превратилась в цунами...
- Нам это не грозит. Сами себя мы все равно оцениваем строже, чем кто-либо. И недостатки знаем, и похвалы "делим на шестнадцать" - для профилактики самодовольства. Гастрольная пресса самими заголовками, мне кажется, зафиксировала уровень театральной культуры и актерского мастерства. На телевидении и на радио внимание к нам проявилось прямыми эфирами, где звучали очень теплые отзывы. "Искусство, которое показал ТЮЗ, первородно в своей основе" - это строки из республиканской газеты. Статья констатирует: "Прощание с Матерой" по-иркутски прошло в Минске на "ура".
- Насколько я знаю, и критики вторили этому на обсуждении спектаклей с участием нашего коллектива в конце гастролей.
- Да, причем самые авторитетные в Белоруссии знатоки театрального искусства. В частности, доктор искусствоведения Татьяна Орлова, профессор Вадим Салеев, а также заместитель главного редактора республиканского журнала "Мастацтва" (в переводе - "Искусство") Людмила Громыко. Театр воспринят ими как очень добрый, противостоящий агрессии, заражающий беспокойством и зовущий к сокровенному, побуждая думать о наполненности наших душ, о том, чем сегодня живем и что для нас главное. Это почти дословные их высказывания об уроке духовности, который был воспринят ими от сибиряков. На многих спектаклях люди плакали. Точнее, плакали и смеялись, поскольку юмор есть и в инсценировке повести Валентина Распутина, и в комедии Александра Вампилова "Сарафановы", и в народном лубке "Трибунал". А "Брак по расчету" Александра Сухово-Кобылина благодаря точным режиссерским акцентам вызывает живые ассоциации с нынешним днем, когда жертвой мошенничества и обмана становится человеческая доверчивость, открытость и любовь, в конце концов.
Богатым приобретением театра назвали критики сказки "Руслан и Людмила", "Конек-Горбунок", "Дюймовочка" и "Принцесса Кру".
Много лестного услышали о своей работе занятые в гастрольном репертуаре заслуженные артисты России Людмила Стрижова (ее даже сравнивали со Стефанией Станютой, прославившейся ролью Дарьи в фильме Ларисы Шепитько "Прощание" по распутинской повести), Валерий Елисеев, Нина Олькова, Любовь Почаева, Галина Проценко, Николай Кабаков. Как и ведущие мастера труппы Людмила Попкова, Марина Егорова, Михаил Ройзен, Олег Тупица, Владимир Привалов, заслуженный работник культуры Бурятии Владимир Безродных...
- Простите, что перебиваю, Виктор Степанович, но это ведь портрет работы именно Володи Безродных дарили вы новым друзьям, обретенным за эту поездку?
- Да, он и артист, и художник замечательный. Этот графический портрет Александра Вампилова он сделал с фотографии за одну ночь, но сделал вдохновенно. И те, кто знал драматурга лично, говорят, что Вампилов на портрете даже убедительнее, чем на снимке, и в его взгляде как бы присутствуют все его пьесы - и написанные, и даже те, которые он не успел написать. Действительно, портрет уникальный. Но я не назвал еще многих молодых актеров, о которых с большой симпатией говорили критики. Это Алена Партысь, Александр Гаврилов, Татьяна Чадина, Дарья Садовская, Тимур Мухаметшин, Николай Кулебякин. Особо отметили ансамблевость артистов.
Дважды обласканные
- А совпали, интересно, высказывания белорусских театроведов с отзывами членов экспертного совета VI Всероссийского театрального фестиваля "Актеры России - Михаилу Щепкину"?
- Абсолютно. И это окрыляет. Мы ведь впервые удостоились чести быть приглашенными на этот необычайно высоко ценимый форум. И оказались на нем единственным театром тюзовской "весовой категории" среди шести "академиков" и не имеющих такого звания, но тоже известных драматических театров. Достаточно сказать, что Москву представлял Театр Российской армии, Санкт-Петербург - БДТ имени Георгия Товстоногова. А еще свои работы показывали артисты из Воронежа, Липецка, Рязани, Минска (это были ставшие нашими побратимами артисты РТБД), Ярославля, Тольятти и Белгорода.
Спектакль в постановке Александра Ищенко и здесь произвел, повторяю слова критиков, мощное действие. Это говорили люди, чьи имена известны на весь бывший Союз: Константин Щербаков, Николай Жегин, Анна Кузнецова, Наталья Старосельская, Олег Пивоваров, Валерий Подгородинский. Даже удивительно было, сколько страстных размышлений породила "Матера", прозвучавшая более чем актуально в свете нынешних больных для общества проблем. Наш театр трогательно напутствовали: не бойтесь быть самими собой, не бойтесь упреков от тех, кто всегда "на ноздрю впереди прогресса". Так что захотелось даже перефразировать хрестоматийные строки: "Великий Щепкин нас заметил!.."
Трофеи для души
- Виктор Степанович, мы все обсуждали, по сути, производственные вопросы, хотя ощущение создалось, что вся поездка, от начала до конца, - праздник.
- И подарок судьбы - это если лично к себе примерить. Ведь на гастролях все спектакли идут как премьеры, тем более если за рубежом. Мы же выступали в рамках года культуры России в Республике Беларусь, так что не только Приангарье и Сибирь представляли, но и целиком свою страну. А премьеры - всегда праздник, хоть и на нервах. Праздником было ощущение актерского братства: наши спектакли старались не пропустить и даже посмотреть повторно коллеги из РТБД и республиканского ТЮЗа, в котором мы работали.
А как нас провожали те же актеры труппы Валерия Анисенко... Со слезами на глазах! Ведущая их актриса Татьяна Мархель даже из больницы сбежала ради этого. В Кирове нас встречали и обнимали у поезда бывшие актеры иркутского ТЮЗа Павел Исайкин и Сергей Оленберг, первый теперь - директор театра и режиссер, второй ставит спектакли по России. В девять утра на Белорусском вокзале в Москве ждал земляков Виталий Зикора - без пяти минут народный артист, премьер МХАТа имени Горького. Он же потом долго общался с иркутянами на Ярославском вокзале. А на Курском потчевали шампанским всех желающих из труппы Володя Гуркин, его жена Людмила Худаш и еще одна бывшая актриса театра юного зрителя Нина Привалова. В Омске на перроне вампиловцы плотным кольцом окружили супружескую чету Окуневых, Ирину и Михаила, начинавших свою актерскую карьеру тоже на нашей сцене...
Даже погода была праздничной, честное слово. Золотая осень, каштаны, клены, листопад в чудесном парке Белгорода по берегам тихой речушки Везелки, бронзовая старушка на парковой скамье со спицами и бронзовым же чулком, заглядевшаяся на птиц в небе...
Вера Филиппова