Магия творчества
В Иркутском музыкальном театре имени Загурского в начале ноября состоится премьера мюзикла "В джазе только девушки" Джона Стайна. Постановку осуществляет Сусанна Цирюк, обладатель двух театральных национальных премий "Золотая маска".
Выпускница режиссерского факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова, Сусанна Цирюк свою творческую деятельность начала в Белорусском академическом театре оперы и балета, затем работа в знаменитом Мариинском театре и параллельно - в музыкальном театре города Ростова-на-Дону, где Сусанна была главным режиссером. За годы творческой деятельности Сусанна Цирюк стала обладателем многих премий: "За лучший камерный музыкальный спектакль года" в Бельгии, "Персона года" в Минске, премии "Мельпомена" и "Человек года" в Ростове-на-Дону. Национальную премию "Золотая маска" она получила за лучшую режиссуру оперного спектакля "Леди Макбет Мценского уезда", поставленного в Ростове, и мюзикла "В джазе только девушки" - в Новосибирске.
- Насколько интересно возвращаться к материалу, который был сделан и пережит вами, получил и зрительское признание, и высокую театральную премию?
- В Иркутске я не занимаюсь повтором. В новой работе можно многое уточнить, добавить то, что не получилось в предыдущем спектакле, можно даже пересмотреть концепцию. Спектакль здесь имеет совершенно другой видеоряд, потому что оформляет его другой художник, а это значит - новые декорации, костюмы, мизансцены, стилистика. Здесь и труппа совершенно другая, исполнители моложе, чем в новосибирском театре. Перед актерами я ставила иные задачи.
Наша постановочная группа, работая во многих театрах, часто становится близкой актерам, мы начинаем дружить. Когда есть свободное время, они приезжают навестить нас в тот город, где мы ставим спектакль. Было приятно, когда в зрительном зале на репетиции мы увидели актера из Новосибирска, который играл Дафну. Он живо реагировал на происходящее, смеялся, аплодировал, говорил, что видит совершенно другой спектакль. Оценка друзей - это самая высокая похвала.
- Расскажите, каким образом вы оказались в Иркутске?
- Мне посчастливилось быть приглашенной директором театра Владимиром Шагиным, который меня просто сразил. Личность директора очень важна для театра, любой коллектив несет на себе отпечаток своего руководителя. В Ростове у меня тоже замечательный директор, они с Шагиным даже чем-то похожи, оба обаятельны, решительны, действительно, любят театр и актеров.
- Как вы находите труппу нашего театра?
- Труппа мне очень нравится, актеры любят работать, очень гибкие, умеют получать на сцене удовольствие. В театре строжайшая дисциплина, и в то же время есть открытость и доброжелательность, я вижу, что артисты так обучены. Если не получаешь удовольствия от того, что делаешь, ты заведомо обречен на провал. У нас сложился альянс, репетиции проходят в замечательной атмосфере, хотелось бы продолжить сотрудничество. К сожалению, я не была знакома с Натальей Печерской, но много слышала о ней, думаю, что состояние труппы - это ее заслуга. Если говорить о недостатках, на этот счет у меня есть жесткое правило: если актер выглядит на сцене не выгодно, даже самый бездарный, то виноват режиссер. Это он не сумел его "прикрыть", поставить конкретные задачи и добиться их выполнения.
- Как вы сочетаете в себе диапазон разных жанров? Отдаете предпочтение мюзиклу или вашей любовью по-прежнему остается опера?
- Музыкальных режиссеров не много, мы все друг друга знаем и работаем по-разному. Некоторые считают, что жанр оперетты или мюзикла - второго сорта. Я думаю, что есть режиссеры второго сорта, а жанров плохих не бывает. Попробуй, сделай оперетту первосортной, а потом говори. У меня нет предпочтений. Я очень люблю оперу, люблю оперетту и мюзикл, в этой области у меня меньше опыта, тем не менее делаю спектакли "легкого" жанра с удовольствием. В опере мне проще, там изначально заданы условия поющих персонажей. В оперетте с актерами режиссер занимаемся органикой: люди говорят, потом вдруг запели. Почему? Это главный вопрос, на который надо ответить спектаклем. Необходимо добиться того, чтобы вместо вставных номеров была единая канва, необходимо привести разговорную сцену к такому состоянию, когда не запеть персонажи просто не могут. Даже в балетных номерах должна продолжаться динамика. В решении этих задач - трудности постановок оперетт и мюзиклов. Задача режиссера заключается в том, чтобы научить актеров играть на сцене непрерывное действие.
Сусанна Цирюк - автор либретто к семи мюзиклам, автор хитов в мюзиклах "Нотр-Дам-де-Пари", "Ромео и Джульетта", она постановщик опер на международных музыкальных фестивалях в Бразилии, Швейцарии, Германии, Болгарии. В Мариинском театре работала с Андреем Кончаловским, режиссерами из Германии Йоханнесом Шаафом и Готфридом Пильтцем; с Максимилианом Шеллом в Лос-Анджелесе ставила оперу "Лоэнгрин".
Беседовала Светлана Жартун