Большие перемены в музыкальном театре
В Иркутском музыкальном театре прошла эпоха Натальи Печерской. Именно этот человек на протяжении 17 лет оставался главным режиссером театра. Актеры музыкального так и говорили про себя: «Мы работаем в театре Печерской». Нового главного режиссера здесь не будет. Директор театра Владимир Шагин будет теперь выступать и как художественный руководитель Иркутского музыкального театра имени Н. Загурского. Наталья Печерская вместе с мужем, актером и режиссером Павлом Степановым, уехала в Москву: жить и работать.
«Главный спонсор – зритель»
– Думаю, что после изменений наш театр станет более мобильным, – рассказывает Владимир Шагин. – Во многих театрах часто не бывает главного режиссера. Художественный руководитель приглашает для постановки спектакля самых разных режиссеров. Это сделает репертуар театра более ярким.
– Раньше кабинет Натальи Печерской находился напротив вашего. Можно ли сказать, что в вашем театре было двоевластие?
– Директором театра я стал в 1998 году. Занимаясь практическими делами, в творческие дела я старался никогда не вмешиваться. Вернее, не мешал главному режиссеру: все спектакли мы, разумеется, обсуждали, принимали по ним решения. Но двоевластия не было: практические решения принимал я, творческие – Наталья Владимировна.
– Теперь вы будете принимать и художественные решения. Интересно узнать ваши критерии оценки спектакля.
– Реакция зрителей. По ней сразу все видно. Знаете, одно время мы ставили спектакли, о которых долгое время мечтали те или иные режиссеры, не задумываясь особенно о простых людях. И зрители часто не воспринимали такие работы. Лично я выступаю за полные залы публики, которая с удовольствием смотрит спектакль. Некоторые театры используют подсадных уток, которые растормаживают зрителей: заражают их смехом, аплодируют, когда это нужно. Мы всегда были категорически против этого. Спектакль должен нравиться публике! Я всегда говорю так: «Главный спонсор нашего театра – это зрители!»
– Почему в вашем театре достаточно дешевые театральные билеты: от 40 до 200 рублей?
– Театр должен быть доступным для простого зрителя. В то же время обеспеченных людей привлекает именно элитарность искусства. Мы удивились, когда на 16 лучших мест в зале подняли цену до 500 рублей: их раскупают практически всегда, причем люди, которые раньше в театр никогда и не ходили. Хотел бы сказать и о том, что без помоши власти репертуарному театру существовать невозможно. Например, перевезти музыкальный театр на гастроли в другой город очень сложно – мы ездим в нескольких вагонах, с реквизитом, оркестром, балетом. Нам всегда помогала и железная дорога, и областная администрация.
Каждая премьера как событие
В этом году Иркутский музыкальный театр отмечает свое 65-летие. Юбилей будет отмечен и премьерами, и гала-концертами. Появятся в театре и новые лица: приняли актеров из Санкт-Петербурга, Волгограда, Хабаровска, Нижнего Новгорода. В театре уже работают новый дирижер Вадим Ефремов и режиссер Александр Лебедев.
В новом году ожидаются следующие премьеры: оперетта Кальмана «Фиалка Монмартра», мюзикл «В джазе только девушки» и опера Россини «Севильский цирюльник». В этом году зрители увидят и премьеру детского спектакля «Том Сойер», который Иркутский музыкальный театр целиком заказал московскому автору. На Новый год ИМТ представит сказку «Двенадцать месяцев».
Конечно, в репертуаре остаются и столь любимые иркутянами спектакли – «Юнона» и «Авось» и «Иисус Христос – суперзвезда», которые среди прочих поставила бывший главный режиссер театра.
– Мы с удовольствием будем приглашать Наталью Печерскую ставить спектакли в Иркутском музыкальном театре, – уверяет Владимир Шагин. – Лично я выступаю за то, чтобы каждая наша премьера становилась событием для каждого иркутянина. Между прочим, в Иркутске так всегда и было. Я помню, как раньше моя мама начинала шить себе новое платье, когда собиралась на премьеру в музыкальный театр. Мне бы хотелось, чтобы сегодня люди относились к театру так же трепетно и с почтением.