Русские сектанты в поисках Бога и правды
Самый массовый уход русских людей из Церкви был вызван реформами Патриарха Никона. Сегодня речь пойдет о старых русских сектах, существующих с XVII века.
В православии и до XVII века возникало разномыслие. Так, осифляне (сторонники Иосифа Волоцкого) и нестяжатели (единомышленники старца Нила Сорского) на рубеже XV-XVI веков разошлись по вопросу о том, жечь еретиков или спорить с ними, и о том, может ли Церковь владеть землями и крестьянами или нет.
Осифляне советовали жечь и землями богатеть. Нестяжатели считали, что земли и крепостные Церкви не нужны, а еретиков переубеждали словом, спасая их от расправы. Лидеров обеих школ Церковь почитает как святых, раскола не случилось.
А вот в результате церковной реформы XVII века уход из Церкви стал массовым. Кроме староверов образовалось множество сект, жестоко преследовавшихся властью.
Ради успеха полицейского дела о сектантах сочинили множество небылиц, которые живы до сих пор. Но не сказки интересны, а непобедимая стойкость русского сектанта.
Христоверы (хлысты, Ветхий Израиль)
Люди Божьи, хлысты (ироническое искажение от «христы») появились в центральной России среди оброчных крестьян после раскола XVII века.
Они отказались от внешнего обряда, заменив его на радения (песнопения, пророчества). Придерживались строгого аскетизма, вплоть до самобичевания. Их общины назывались «кораблями», управляли которыми «христы» и «богородицы».
Они считали, что Бог и святые телесно пребывают на земле. Двенадцать заповедей костромича Данилы Филипова, основателя учения, давали ответы на вопрос, «как жить на сырой земле».
В 1765 году в Орловской губернии одна из общин отделилась от хлыстов - так появились скопцы, проповедующие спасение через физическое оскопление (к началу XX века его заменило духовное оскопление, которое понималось как аскетичная жизнь).
В XIX веке от христоверов отделились беседники (заменили радения на чтение Писания), русские мормоны (многоженцы) и малеванцы (испытывали экстаз на молитве).
В начале XX века от них отпочковался Новый Израиль (отказались от поста, приняли мясоедение, брак) - община, которая сначала иммигрировала в Уругвай, а затем вернулась.
Кроме того, в 1920-1940-х годах отделились Духовный Израиль, Искупленный Израиль и Новый Христианский Союз.
Живут христоверы в Тамбовской, Самарской, Оренбургской, Ростовской областях, в Ставропольском, Краснодарском краях.
Духоборы
Обособились во второй половине XVIII века. Их «Животная книга» и псалмы наставляют, «как нам жить-прожить на сырой земле». Суть мира им видится в противостоянии Святого духа насилию и злу. Мало покаяния и нравственной чистоты - важно трудиться, следовать правде, справедливости и рассуждать.
Они признавали только коллективный труд и честное распределение. В отличие от православных они не считали, что Христос искупил и оправдал других людей. Они верили, что душа Христа воплощается в избранных душах духоборов.
«Буква убивает, а Бог животворит», - считали они, доверяя не Библии, а «внутреннему откровению». Как следствие, они отвергали необходимость обучения грамоте, удерживая своих детей от школьного образования.
В области учения они принимали Христа, но отвергали Троицу, священство, святых, мощи, иконы. Всех людей духоборы считали братьями, категорически отказывались от воинской службы.
При Александре I их собрали в степи под Мелитополем - в так называемых Молочных водах. Позже некоторых из них сослали в Грузию. После отмены крепостного права духоборы распространились в Великороссии и в Поволжье. Часть духоборов была сослана в Якутию.
В конце XIX века глава Большой партии духоборов Петр Веригин призвал вернуться к повседневному аскетизму, прекратить все формы накопительства, отказаться от брака.
В результате среди духоборов вышел раскол, 7,5 тысячи кавказских духоборов на рубеже веков уехали в Канаду, а в 1905 году Россию покинули около двух сотен якутских духоборов.
Лев Толстой на свои деньги снарядил корабль для эмигрантов. Духоборы в США разделились на три ветви: свободников (не признают земных владык), независимцев (не считают себя в полной мере гражданами государства) и голяков (отрицают накопление земных ценностей). Сотни семей духоборов вывезли на Кипр английские квакеры.
Молокане, или духовные христиане
Общину, отделившуюся в Тамбовской губернии от духоборов в 60-х годах XVIII века, возглавил бродячий портной Семен Уклеин.
Они вкушают Слово Божие как «млеко», признают Троицу, знают Библию, отмечают христианские праздники, не бреют бород, не конфликтуют с властями.
Книга «Дух и жизнь», написанная четырьмя учителями молокан, определяют принципы учения. Самосовершенствование личности и раскрытие ее доброго начала они считают истинным смыслом бытия и основой спасения.
В общинах все, независимо от возраста и пола, считались равными во Христе. Мясо в пищу не употребляли. Единственным украшением дома были полки со старинными Библиями. Работа считалась религиозным долгом и гораздо честнее торговли, «ибо сам Христос был чернорабочим». Воскресное моление проводилось в избе, вел его старейший.
Молокане дошли до Александра I, который даровал им свободу вероисповедания. Но в царствование Николая I их общины стали преследовать и переселять с места на место. В 1892 году детей молокан насильно передавали в монастыри.
Многие молокане бежали в Турцию. После революции по призыву советской власти они вернулись в донские Сальские степи, где построили 22 молочных завода. С началом притеснений части из них удалось вернуться в Турцию. Живут в Ставропольском и Краснодарском крае, США, Австралии, Мексике, Армении.
В США они отказывались от американского гражданства и армии. Их арестовывали, в тюрьмах они объявляли голодовки, некоторые умирали. У тюрем общины стояли на коленях и пели гимны. В 1922 году несколько семей из Калифорнии вернулись в СССР, но с началом коллективизации бежали назад.
Дочь Льва Толстого Александра сравнивала поколения эмигрантов-молокан: «Старики были крупные, бородатые, статные, твердые в своей вере и спокойные, некурящие и непьющие, женщины носили платки и от жирных щей и пирогов были дородны. Молодые же девушки красили губы и ногти, а молодые парни курили сигареты».
К 40-м годам в Калифорнии проживало более 14 тысяч молокан. В 1946 году еще 700 молокан бежали из Ирана от советской оккупации. В 50-х годах несколько стариков-молокан посетили СССР, но испытали разочарование.
В Армении остается несколько крепких молоканских сел. Их жители свидетельствуют о разбойных нападениях, захватах молоканских земель, похищении девушек со стороны местного населения.
Прыгуны
Появились в 40-х годах XIX века среди сосланных на Кавказ молокан. Во время радений прыгуны становятся в круг, обнявшись левыми руками, затем начинают, все ускоряясь, кружиться, подпрыгивать и наконец падают в полном изнеможении, пророчествуя и "говоря на языках". Кончалось моление братским поцелуем со словами: «Прости меня».
В таких кружениях много сходного с практикой суфийских исламских орденов, с так называемым громким зикром.
Общие правила общины в начале XIX века составил крестьянин Максим Рудометкин. Прыгуны отказывались от армейской службы, ожидали второго пришествия Христа и Его тысячелетнего царства. 3500 прыгунов уехали в Калифорнию, сохранились в Армении, Азербайджане.
Советский писатель Борис Пильняк в начале 30-х побывал на радении прыгунов в Лос-Анджелесе.
«Пели исступленно, восторженно, изуверски, начав замедленными ритмами. И ритмы затем все время ускоряя. К концу пения была уже не песнь, но истерический, гипнотический замкнутый круг ритмов, вой, когда непонятно было, как у этих людей хватает дыхания для этих замыкающихся в истерию и в гипноз, все убыстряющихся, все нарастающих в исступлении слов».
Штунда
От немецкого Die Stunde - час. Часть молокан и духоборов пристрастилась ходить к немецким колонистам слушать чтение Писания, проходившее в определенные часы.
В 70-х годах XIX века образовались уже русские кружки из крестьян, изучавших Библию. Многие начали переходить в баптизм, сохраняя резко антиправительственную позицию.
Они придерживались идей общего имущества, полного равенства и отказа от воинской повинности. С 1905 года штунда начала распространяться по всей России как евангельское движение.
Занимались евангелизацией крестьян Союз русских баптистов и Евангельский христианский союз.
Трезвенники
Известны с начала XX века, многие посещали православные храмы. Самая крупная группа – чуриковцы (по имени основателя). Из трезвенников вышли некоторые сегодняшние епископы Русской Православной Церкви.
Субботники
Одна из старейших сект. Еще в ХV веке в Москве и Новгороде появилась ересь жидовствующих - так этих людей называют летописи и современные историки. Ряд историков считает, что поздние субботники унаследовали их идеи.
В ХVIII веке русские и украинские субботники, принявшие Тору, жили на Кавказе, в Тобольской, Воронежской, Нижегородской, Харьковской, Черниговской, Иркутской, Енисейской, губерниях. Они устраивали синагоги в избах, женщины и мужчины молились отдельно. Надевали кипы и талесы на молитве, знали древнееврейский. Как правило, занимались ремеслами, извозом. Сейчас осталось несколько общин, другие эмигрировали в Израиль.
Еговисты
Ильинцы из «Десного братства» или «Сионской ветви» - последователи штабс-капитана Николая Ильина, основавшего на ветхозаветных принципах и Апокалипсисе свое братство на Урале в 1846 году и позднее сосланного на Соловки. Апокалипсис уже идет, считал Ильин, все люди разделены на иеговистов и сатанистов. Почитали имя Иеговы, написанное еврейским шрифтом. Чтили субботу и Иегову распятого.
Русские пятидесятники
Возникнув в США в XIX веке, движение быстро проникло в Европу, а затем и в Россию.
На 50-й день после воскресения Христа на апостолов сошел Святой дух, они заговорили на языках и получили указание идти и просветить народы, отсюда название общины.
К русским пятидесятникам шла штунда, баптисты и православные. Сейчас это одна из самых активных и широко представленных групп христиан в России. У них более 2 миллионов прихожан, около полутора тысяч зарегистрированных молельных домов и столько же незарегистрированных общин.
Не признают икон, но отмечают праздники, почитают Троицу, крестят взрослых, а не детей. От всех других их отличает миссионерская деятельность и активное принятие мира. Поощряют социальную мобильность молодежи, деловую активность, участие в общественной жизни. У них разработаны программы по реабилитации алкоголиков, наркоманов, они работают в тюрьмах, среди нищих, бомжей, социально-безнадежных категорий граждан.
Толстовцы
С 1890-х годов формировались крестьянские кружки, разделявшие идеи Льва Толстого. В обиходе многое позаимствовано у духоборов и молокан. Толстовцы были пацифистами, защитниками гонимых религиозных меньшинств, сторонниками вегетарианского питания, непротивления злу насилием, народных школ.
Несмотря на то что Толстого было принято называть «зеркалом русской революции», сталинисты толстовцев гнобили как врагов народа.
В московском поселке художников «Сокол» в середине ХХ века доживал свой век секретарь Толстого и первый толстовец Чертков. Единственное общество, которое помогало русским эмигрантам после революции, - это Толстовское.
Иоанники
Сгруппировались в 80-х годах XIX века из прихожанок и почитательниц православного святого, духовника царя Александра III протоиерея Иоанна Кронштадтского.
В той или иной форме такое женское сектантство на русской почве неистребимо и формируется вокруг любого сколько-нибудь замечательного священника, особенно знаменитого исцелениями. Впрочем, такие группы образовывались и вокруг «рационалиста» отца Александра Меня.
Имяславцы
Православные люди, которых некоторые поборники чистоты учения время от времени от Церкви отделяют.
Объединение русских афонских монахов в начале XX века, постоянно пребывавших в молитвенном поминании имени Бога, подобно греческим монахам-исихастам XIV века, русским святым Нилу Сорскому и Сергию Радонежскому.
Царские войска были посланы на Афон, и монахов, признанных бунтовщиками, сослали.
Последователями имяславцев были академик Лосев и его супруга Тахо-Годи, богословы Павел Флоренский (погиб в ГУЛАГе) и Сергий Булгаков (умер в эмиграции). Особо активны имяславцы были на Северном Кавказе, где они поселялись небольшими общинами и укрывались от советской власти.
Софиологи
Последователи самого оригинального, если не единственного, религиозно-философского учения в России. Владимир Соловьев, Павел Флоренский, Сергий Булгаков разработали богословие четвертой божественной ипостаси - премудрости Божией Софии.
София сочетала начала соборности и всечеловеческого единства, воплощенного в Церкви.
В советское время труды этих авторов переходили из рук в руки, образуя своеобразную закрытую сеть толкователей и продолжателей учения. Один из самых оригинальных философов этой школы Алексей Кадацкий умер в полной нищете, забвении и одиночестве полтора года назад в Элисте, оставив богатейший архив рукописей.
Философия общего дела
Система взглядов, разработанная Николаем Федоровым, скромным служителем московской Румянцевской библиотеки, в конце XIX - начале XX веков.
Он оказал сильнейшее влияние на таких разных писателей как Толстой и Достоевский, Константин Леонтьев и Владимир Соловьев.
Сутью учения Федорова было всеобщее телесное воскрешение всех людей, живших на земле. Достижение цели мечтатель видел в объединенных усилиях человеческого духа и науки. Ради воскресения, которое Федоров понимал как финал истории, он предлагал человечеству отказаться от деторождения, семьи и богатства. Само воскрешение должно быть произведено как магическими усилиями, так и благодаря разработке физических и химических рецептов.
Федоров каждое воскресенье посещал православный храм и раздавал все свое жалование нищим. Он не напечатал ни строки при жизни, но его последователи изложили его воззрения и образовали общество, существующее и пополняющееся и сегодня.
Недавно неожиданно прославился некто Грабовой, обещавший матерям за деньги воскресить детей, погибших в Беслане. Его можно было бы счесть продолжателем дела бессребреника Федорова, если бы не обстоятельства его деяний и коммерческая составляющая. Грабовой своими посулами расколол объединение «Матерей Беслана», дискредитировал их и перетянул обсуждение хода расследования на себя. За последние годы ни один сектант не удостаивался такого количества интервью в прессе и эфирного времени на телевидении.
Истинно православные христиане
Те православные люди, которые восприняли события 1917 года как знак пришествия антихриста, отошли от Церкви, к 1928 году были разгромлены чекистами, многие во время войны переходили на сторону немцев.
Не имеют священства, придерживаются аскетизма и образуют около 25 групп: аноховцы, евлампиевцы, молчальники, козловское подполье, основное звено Христа, самаряне, чердашники, ревнители Церкви.
На конец XX века их численность составляла около 200 тысяч человек.
Ивановцы
Последователи Порфирия Иванова, его нравственной системы пребывания в равновесии с природой и собой и его наставлений по оздоровлению «Детка».
Ивановцы ходят босиком по траве и снегу, купаются и обливаются холодной водой, здороваются со знакомыми и незнакомыми, помогают бедным и стараются иметь помышления только о благом и добром.
В 1933 году на Чувилкином бугре в Луганской области на Иванова снизошло озарение. После смерти Иванов оставил 300 тетрадей записей, 12 учеников ближнего круга и тысячи последователей по всей стране.
***
Сектанты вдохновляют русских писателей и поэтов
Пожалуй, лучшее описание русского духовного поиска принадлежит Лескову - в «Очарованном страннике» и «Запечатленном ангеле».
Горький завершил «Исповедь» после продолжительных задушевных бесед с нижегородскими сектантами. Свои притчи, образы героев-странников – все это Горький черпал из общения с нижегородскими мужиками особого духовного склада.
И Чехов, и Толстой не раз ездили к духоборам. Писатели сочувствовали им, а когда на них усилились гонения, по мере сил помогали.
Лев Толстой, поставивший вопрос «Много ли человеку земли надо?», сделал достоянием «культурных читателей» целый пласт размышлений, столетиями занимавший умы сектантов.
Толстовская система народной школы позаимствована у сектантов, которые ее опробовали на собственных детях.
Достоевский столкнулся с сектантами на каторге, сохранив с тех пор уважение к стойкости их "стояния в правде".
Андрей Белый создал сочувственный роман о сектантах «Серебряный голубь».
Сын писателя Леонида Андреева Даниил в книге «Роза мира» зафиксировал грандиозное по масштабу собственное мистическое озарение. Само это описание сформировало целое духовное направление, дожившее до наших дней и вполне оформившееся в секту.
Поэт Николай Клюев, происходивший из старообрядцев, путешествуя по стране, побывал в нескольких хлыстовских общинах, в их «кораблях», жил также у духоборов и молокан на Кавказе.
Творческий дух русского сектантства воплотил в своих поэмах поэт Велимир Хлебников, исходивший пешком всю южную Россию и считавший, что полицейский участок – не более чем место встречи личности и государства.
Сектантский дух, выстраивавший и повседневную дисциплину труда, и систему размышлений о вселенной, был двигателем открытий для таких разных личностей, как Мичурин и Циолковский.
Этот дух жив в современном русском человеке и доныне. Егор Гайдар, фанатично отстаивающий идею свободного рынка, Сахаров, готовый умереть за Конституцию, или Говорухин с его Россией-Китежем, «которую мы потеряли» - своеобразные отголоски неистребимого русского поиска идеала вне материального мира, на котором веками и строится русская идентичность.