Фестиваль разъехался, Вампилов остался
В Иркутске завершился Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова — недельный марафон театралов, в пятый раз проводимый на бюджетные деньги.
"Нет пророка..."
— Поймите, фестиваль — это совсем не выставка достижений народного хозяйства, — говорил на итоговой встрече Анатолий Стрельцов, гендиректор фестиваля и директор областного драмтеатра. — Мы пытались провести срез современной драматургии и проследить пути ее развития.
— Хочу сказать, что этот фестиваль держали не режиссеры или драматурги, а именно актеры, — делилась своими впечатлениями Капитолина Кокшенова, доктор филологических наук, приглашенная на фестиваль из Москвы. — Отрадно, что российский театр переболел эстетикой соц-арта: этот фестиваль не показывал рубцы общества, которые совсем недавно истерли нашу страну в кровь. Людям давно надоел грязный театр.
Еженедельник "Пятница" задал свой вопрос московским критикам (правда, в этот раз никаких мест или призов на фестивале не выдавалось):
— Продолжают ли современные пьесы, представленные на фестивале, традиции театра Александра Вампилова?
— Думаю, что нет, — считает театральный критик Римма Кречетова. — По интонации к Вампилову сегодня ближе всех ваш драматург Юрий Князев из Ангарска, но его давно не ставят. Но сегодня, как говорится, нет пророка в своем отечестве: драматургов сродни Вампилову я не знаю.
Критики вместо драматургов
Пятый Вампиловский фестиваль мистическим образом оказался связанным с именем режиссера Вячеслава Кокорина. Напомним, что именно этот человек в 80-х возглавлял Иркутский ТЮЗ и по его инициативе театр назвали именем Александра Вампилова — это было, пожалуй, одно из первых увековечиваний имени нашего земляка на иркутской земле.
Фестиваль открылся спектаклем Кокорина "Утиная охота", а закрылся премьерой драмтеатра "Встречи с адмиралом Колчаком" — свой спектакль о Колчаке Вячеслав Кокорин ставил также по пьесе Сергея Остроумова. Общеизвестны непростые отношения знаменитого режиссера с Валентином Распутиным, тем не менее кокоринский спектакль открывал Вампиловский фестиваль.
— Валентин Григорьевич Распутин скептически отнесся к постановке "Утиной охоты" Вячеславом Кокориным, — сказала московский доктор искусствоведения Вера Максимова. — Хочу вам сказать, что и в Москве Кокорин недавно провалился со своим спектаклем.
Так странно эксперт фестиваля высказалась об аншлаговых выступлениях Вячеслава Кокорина со спектаклем "Король умирает" по Эжену Ионеско (Вера Максимова назвала его "каким-то иностранным автором"). Снобизм московских гостей удивил и в отношении к работам своих земляков: они сказали, что "иркутский фестиваль компрометирует московскую театральную жизнь". Дескать, Государственный театр наций, Театр группы А.Локтева и Театр имени Р.Симонова — это "дрянь", а везти нужно было совсем другие театры. "Не в тему" критики жаловались и на то, что Вампилова перестали ставить — сегодня редкий театр обходится без его пьес.
Жаль, что на Вампиловский фестиваль перестали приезжать собственно современные драматурги, а место их заняли приглашенные критики. Помнится, на третьем фестивале в нашем городе недельный мастер-класс устраивал даже Рустам Ибрагимбеков (автор сценариев фильмов "Белое солнце пустыни" и "Сибирский цирюльник"), а молодые драматурги из разных городов России занимались в нашем городе в настоящей творческой лаборатории. К счастью, на следующий Вампиловский фестиваль, который пройдет через два года, планируется пригласить людей, имеющих самое прямое отношение и к драматургии, и к современности.