Кто, если не мы? Иркутский музыкальный театр реанимировал «Старшего сына»

15 и 16 октября в Иркутском музыкальном театре состоялась премьера спектакля «Старший сын» в постановке главного режиссёра Астраханского театра оперы и балета Алексея Смирнова.

Афиша спектакля «Старший сын»

Лирико-комическую оперу по одноимённой пьесе Александра Вампилова композитор Геннадий Гладков и либреттист Юлий Ким написали сорок лет назад. В 1983 году произведение было впервые поставлено на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера провалилась, и спектакль в репертуаре не задержался.

С тех пор ни один из оперных или музыкальных театров мира оперой Гладкова не заинтересовался, а сам автор музыки к «Бременским музыкантам», «Голубому щенку» и культовым фильмам Марка Захарова и Яна Фрида к жанру оперы не возвращался. Более того, ни в одном из интервью последних десятилетий о своём неудачном оперном опыте композитор предпочитал не упоминать.

И пылиться бы единственной в истории музыки опере по Вампилову на полках нотных библиотек, если бы не грёзы о превращении ИМТ в оперный театр его главного дирижёра Виктора Олина и жгучее желание директора ИМТ Татьяны Мезенцевой повторить кульбит с «Любовью и голубями» по пьесе Владимира Гуркина, пять лет назад также приуроченных к юбилею области и отхвативших по этому случаю Губернаторскую премию.

Юбилей области, юбилей драматурга, жирная галочка для Министерства культуры и ответная лояльность, а в перспективе – Губернаторская премия. Какая разница, что ставить, при таких‑то вводных козырях?

Одна проблема – петь некому. Поэтому готовиться начали загодя. Именно с прицелом на постановку оперы в Иркутск были приглашены сразу четыре новых солиста. Правда, под них пришлось расчистить место в штатном расписании за счёт других, не столь полезных дирижёру Олину актёров. Выглядело немного подленько, но с точки зрения Олина и Мезенцевой – вполне оправданно.

Впрочем, даже с приездом новых голосов вопрос с исполнителем главной роли – отца семейства Сарафановых – остался открытым. Назначенному на главную партию заслуженному артисту РСФСР Виктору Лесовому подобные передряги уже не по годам, поэтому он благоразумно «спрятался от премьеры» на больничном. Ход старый и проверенный, а главное, настолько ожидаемый, что не предвидеть его мог только Виктор Олин.

В результате на роли Сарафанова остался один Евгений Алёшин. Хоть и лирический, но всё же баритон. На теноровой партии, которую в Театре Станиславского и Немировича-Данченко пел, к слову, легендарный Вячеслав Войнаровский.

Получается, что Сарафанова‑то в ИМТ не просто нет, но и не было изначально. А, как известно, если у тебя в труппе нет исполнителя роли Гамлета, пьесу «Гамлет» ставить не нужно.

Да, к актёрскому решению роли вопросов быть не может. Сарафанов Алёшина трогателен, органичен и убедителен. Что называется, до слёз. Однако вокалом ему увлечь слушателей не удалось. А ведь мы говорим, если кто забыл, об опере. Конечно, не могла не сказаться и нагрузка длительного выпуска спектакля без дублёра, да ещё и в главной партии.

«Старший сын» в ИМТ вообще получился спектаклем, где одни персонажи играют, а другие поют. Кроме Ивана Перевощикова в партии Васи, который с блеском делает и то, и другое. Потенциально к нему могла присоединиться Людмила Шер, но ни в первый, ни во второй вечер она, к сожалению, на сцену не вышла.

Евгений Алёшин в партии Сарафанова

Поскольку опера «Старший сын» последние сорок лет нигде не ставилась, знакомиться с произведением пришлось практически с нуля.

Главное разочарование – текст Юлия Кима, которого мы знаем как невероятно остроумного автора. Однако в первом своём опыте оперного либретто Юлий Черсанович явно подрастерялся. В результате юмор Вампилова ушёл, а юмор Кима не пришёл. И если с приставкой «лирико-» в жанре произведения можно согласиться, то комической оперу Гладкова и Кима можно назвать с большой натяжкой. Да, в спектакле есть забавные моменты, но достигнуты они в основном не за счёт текста Кима, а за счёт музыкальных акцентов, которые уловил и вывел на первый план режиссёр.

Вдобавок авторы избавились от двух ярчайших сцен Вампилова: опьянения Васеньки с его полусонным комментированием происходящего и пожара у Наташи с потерей брюк Семёном в неравной борьбе с огнём, которая была заменена банальной дракой. И тот и другой эпизод, несомненно, добавил бы комизма в перенасыщенную лиризмом оперу гораздо более, чем придуманные Кимом и Гладковым сцены приёма у врача и утренней зарядки.

Сцена из спектакля «Старший сын»

Что касается музыки, то Геннадий Гладков поступил очень мудро, что не стал больше писать опер. Когда композитора «сносило» на привычные «мультики», было даже весело, как и в моменты цитирования, в том числе и себя любимого. Но лирические дуэты и тем более ансамбли определённо не его конёк. В целом музыка не шлягерная и на слух, особенно неподготовленного слушателя, не ложится. Однако Гладков есть Гладков, так что «Последняя электричка» и «Мы – студенты медицинские, ваши будущие лекари» какое‑то время в головах зрителей покрутятся.

Режиссёр Алексей Смирнов явно не из робкого десятка, раз согласился на подобную авантюру: вытащить из небытия заплесневевшую оперу и поставить её в театре, не располагающем необходимым подбором исполнителей. Но на вызов судьбы с гонораром он ответил достойно, выжав из творения Гладкова-Кима и имеющихся в распоряжении артистов-вокалистов максимум возможного. По мере сил прочувствовав музыку, не забыв о душе и акцентировав внимание на комичном.

В итоге спектакль вопреки всему состоялся, и заслуга в этом режиссёра не вызывает сомнений.

Чем точно удивил Алексей Смирнов, так это тем, что приехал ставить оперу со своим хореографом. Причём не просто оперу, а оперу без хора и балетных сцен. Впрочем, Ксения Попова на масштаб и не претендует. Из известных постановок за её плечами – драматические «Благоволительницы» и «Гамлет in Moscow» в столичном Театре на Бронной, да оперы «Ревизор» и «Свадьба Фигаро» с тем же Алексеем Смирновым в Астраханском театре оперы и балета.

Не слишком «пыльной» выдалась работа для Поповой и в Иркутске. Дело, конечно, хозяйское, но думается, что гонорар хореографа театру можно было потратить на более насущные нужды.

Режиссёр Алексей Смирнов и хореограф Ксения Попова

А вот сценограф и художник по костюмам Юлия Ветрова успела «наследить» порядочно, хоть и окончила Школу‑студию МХАТ лишь в 2016 году. За плечами, если можно так сказать, начинающей художницы постановки в МХТ имени Чехова, Центре имени Мейерхольда, РАМТе, Театре Олега Табакова, театрах Воронежа, Перми, Тюмени, да ещё и номинация на «Золотую маску» в категории «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре».

Стильными получились декорации и костюмы и в Иркутске. Панели узнаваемы, задник на экране атмосферный и ненавязчивый, обстановка квартиры выдержана в духе времени и продумана до мелочей. Не совсем удачная планировка, из‑за которой правое крыло зала может только догадываться о том, что происходит в расположенной слева прихожей, зато два входа в квартиру: слева и справа.

Впрочем, наличие «чёрного хода» в хрущёвке – это вопрос скорее к режиссёру, а не к сценографу. К сценографу – это фонарный столб. И он бесподобен: гвоздь спектакля во всех смыслах.

Не удалось зрителям разгадать загадку и с костюмом жениха Миши. Всё‑таки ни при каких условиях советский курсант авиационного училища, забежавший на полчаса к невесте по дороге в казарму, не мог щеголять в гражданском выходном костюме. Тем более такой весь из себя до занудства правильный и педантичный.

Зато у нас теперь единственный театр в России, где не только идёт опера «Старший сын», но ещё и Кудимов – в штатском.

Сцена из спектакля «Старший сын»

Ещё одна «фишка» иркутской оперы – то, что она не акустическая, а микрофонная. Ну а куда деваться, если акустика и так не слава богу, так ещё и зрительный зал коврами застелили.

Да, микрофоны настроены аккуратно, и маэстро Олин, конечно, старается приглушаться, но получается это у него в полной мере далеко не всегда, вернее, не под всех. Хотя, казалось бы, специфику своих вокалистов он должен знать и чувствовать. Кстати, на данную проблему обратил внимание не только автор этой статьи. Вот лишь пара откликов поклонников ИМТ на спектакль «Старший сын» из соцсети «ВКонтакте»:

«На первом ряду оркестр заглушал голоса. Особенно, когда трубы вступали».

«Оркестр было слышно прекрасно, что не скажешь о голосах... Причём солисты пели с микрофонами, что никак ситуацию не спасло».

Ну а самая главная проблема, с которой столкнётся на исторической родине реанимированный ИМТ «Старший сын», – иркутский зритель, воспринимающий оперу, как известно, исключительно в гастрольном варианте из Улан‑Удэ или Новосибирска, на худой конец – раз в год в Тальцах.

Уже на втором премьерном показе зал не был заполнен целиком, что для Иркутска – случай вопиющий. Ещё меньше людей оставалось в зале после антракта. И здесь немалая доля вины самих постановщиков, убеждавших зрителей в предпремьерных интервью, что на клетке со слоном висит надпись «Буйвол» и «Старший сын» – это никакая не опера, а самый что ни на есть мюзикл. Мол, приходите, не бойтесь.

Сцена из спектакля «Старший сын»

Бояться и правда не надо, хотя «Старший сын» – всё же опера. Да, не все выдерживают два акта, но это не значит, что в дни, когда идёт «Старший сын», Музыкальный театр надо обходить стороной.

«Старший сын» – неплохой спектакль. Несмотря на недостатки, после него по душе растекается приятное тепло. И он, безусловно, имеет право на существование, но с одним условием: не показывать за пределами области. Потому что на фестивалях или гастролях, тем более в городах, где есть оперные театры, это будет позором с большой буквы «П». А вот у себя дома сидеть и тихонько радоваться, что у нас есть опера по нашему Вампилову, и никто в стране даже в таком варианте её не может послушать, так почему бы и нет.

Ну действительно, если не в Иркутске, то где? Оперным театрам этот материал неинтересен, им бы с хорошей музыкой разобраться. Музыкальным театрам других городов вот это вот лирико-комическое тем более ни к чему, сорок лет лежало, и ещё сорок пролежит. А у нас – наш Вампилов. Нам, как говорится, сам бог велел спасти единственную оперу по его произведению от окончательного забвения.

Фото: imt38.ru, vk.соm/irkutskmusicaltheater

URL: https://babr24.net/irk/?IDE=237215

bytes: 12084 / 11159

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3454 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Иркутск)

Нам пишут. Многострадальный Музыкальный театр

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением автора. Здравствуйте! Давно слежу за вашими статьями о многострадальном Иркутском музыкальном театре. Особенно понравилась статья Филиппа Маркова «Будни Музыкального театра: вакансии, замены и дрязги со зрителями».

Филипп Марков

КультураИркутск

5796

26.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Дыхание весны», программа «Весенний девичник» и опера «Старший сын»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 26 по 31 марта в Иркутске пройдут спектакли, концерты, игры и развлекательные программы.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

8917

25.03.2024

Нам пишут. Театр как СИЗО

Старое вино в старых мехах — это уксус. Кислый и острый. С привкусом исходного сырья. А с уходом остроты остается один привкус. Затхлый привкус и кислятина. Как у меня на душе сейчас, после прогулки вокруг красивых старых мехов Иркутского драмтеатра имени Охлопкова.

Сергей Перевозников

КультураИркутск

8629

19.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «На рубеже веков», мастер-класс «Мятая чайная пара» и спектакль «Никита ищет море»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 19 по 24 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и игры.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

11101

18.03.2024

Видео дня. «Первый Омен» полвека спустя (18+)

Кинокомпания 20th Century Studios представила полноценный трейлер хоррора «Омен. Первое знамение» (The First Omen) – приквела культового мистического фильма ужасов Ричарда Доннера «Омен». Дублированный русский трейлер опубликован на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

6064

12.03.2024

«Оскар» без сюрпризов: семь статуэток «Оппенгеймера» и другие лауреаты

Поздним вечером 10 марта в голливудском кинотеатре «Долби» в Лос‑Анджелесе прошла 96‑я церемония вручения статуэток премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар». В четвёртый раз ведущим церемонии стал комик и телеведущий Джимми Киммел.

Филипп Марков

КультураМир

5805

11.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: мастер-класс «Кружка с птичкой», программа «Масленица» и спектакль «Светлое будущее»

Бабр снова предлагает читателям окунуться в мир культурных развлечений. С 12 по 17 марта у иркутян есть возможность посетить спектакли, мастер-классы, концерты и литературные мероприятия.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

12922

11.03.2024

Красота по-французски. К юбилею Жюльет Бинош

Подлинная международная звезда, воплотившая для многих образ «красоты по‑французски».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

11548

09.03.2024

Видео дня. Русский граф Юэн Макгрегор

Телеканал Showtime опубликовал официальный трейлер британского сериала «Джентльмен в Москве» с Юэном Макгрегором в главной роли.

Филипп Марков

КультураМир

7304

06.03.2024

Горная страна Тофалария: в Иркутске открылась выставка об уникальном народе. Фоторепортаж Бабра

5 марта Иркутский областной краеведческий музей представил выставку «Тофалары. Последние неизвестные», посвященную малочисленному народу. Обширная коллекция, собранная путешественниками и исследователями, позволит погрузиться в удивительную культуру горно-таежных оленеводов.

Екатерина Вильмс

КультураОбществоИркутск Россия

22102

06.03.2024

Бабродвиж в Иркутске: концерт «Ступени к мастерству», мастер-класс «Эльфийский салатник» и спектакль «Девочка из города»

Бабр вновь представляет подборку самых интересных и захватывающих мероприятий этой недели. С 5 по 10 марта в Иркутске пройдут спектакли, мастер-классы и концерты.

Денис Миронов

КультураСобытияИркутск

16036

04.03.2024

Так в чём же «Формула Гайдая»? По следам премьеры в ИМТ

Премьера спектакля «Формула Гайдая» на сцене Иркутского музыкального театра в декабре ушедшего года стала знаковой по многим моментам. Во-первых, это была первая премьера после мучительной и затянувшейся реконструкции сценического оборудования.

Филипп Марков

КультураИркутск

24461

01.03.2024

Лица Сибири

Рябикин Александр

Романов Максим

Красноштанов Антон

Милостных Игорь

Самаринов Андрей

Лучкин Виктор

Куренсков Владимир

Липунова Елена

Курамшина Елена

Носов Дмитрий